Файл: "Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление документооборотом".pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Выбор комплекса задач автоматизации
Характеристика существующих бизнес –процессов
Определение Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Информационная модель и её описание
Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Характеристика результатной информации
Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
В качестве среды разработки приложения было решено использовать Borland Delphi 7.0. Выбор обусловлен тем, что для связи с таблицами Access предполагается использование механизма Microsoft ActiveX Data Objects (ADO), который предоставляет по сравнению с BDE гораздо больше функциональных возможностей, и Delphi поддерживает эту технологию. Так же Delphi имеет ряд преимуществ по сравнению с другими программными продуктами:
- быстрота разработки приложения;
- высокая производительность разработанного приложения;
- низкие требования разработанного приложения к ресурсам компьютера;
- наращиваемость за счет встраивания новых компонент и инструментов в среду Delphi.
- возможность разработки новых компонент и инструментов собственными средствами Delphi (существующие компоненты и инструменты доступны в исходниках)
- удачная проработка иерархии объектов
Borland включила в Delphi поддержку технологии ADO, которая усиленно развивается корпорацией Microsoft. На основе этого механизма созданы соответствующие компоненты-наборы TADOTable, TADOQuery, TADOStoredProc, повторяющие в функциональном отношении компоненты Table, Query, StoredProc, но не требующие развёртывания и настройки на клиентской машине BDE, т.к. технология ADO является специальной надстройкой над механизмом OLE и органически входит в Windows 32.
Технология ADO основана на возможностях СОМ, а именно интерфейсов OLE DB. OLE DB и ADO — часть универсального механизма доступа к данным Microsoft (Microsoft Universal Data Access), позволяющая осуществить доступ как к реляционным, так и к нереляционным источникам данных, таким как файловая система, данные электронной почты, многомерные хранилища данных и др. ADO использует библиотеки OLE DB, предоставляющие низкоуровневый интерфейс для доступа к данным. OLE DB предоставляет доступ к данным с помощью COM-интерфейсов. Можно также использовать OLE DB непосредственно, минуя ADO. Приложения БД, обращающиеся к данным через ADO, независимы от процессора БД Borland Database Engine.
OLE DB представляет собой набор специализированных объектов СОМ, инкапсулирующих стандартные функции обработки данных, и специализированные функции конкретных источников данных и интерфейсов, обеспечивающих передачу данных между объектами.
Согласно терминологии ADO, любой источник данных (база данных, электронная таблица, файл) называется хранилищем данных, с которым при помощи провайдера данных взаимодействует приложение. Минимальный набор компонентов приложения может включать объект соединения, объект набора данных, объект процессора запросов.
Объекты OLE DB создаются и функционируют так же, как и другие объекты СОМ. Каждому объекту соответствует идентификатор класса CLSID, хранящийся в системном реестре. Для создания объекта используется метод CoCreateinstance и соответствующая фабрика класса. Объекту соответствует набор интерфейсов, к методам которых можно обращаться после создания объекта.
В результате приложение обращается не прямо к источнику данных, а к объекту OLE DB, который "умеет" представить данные (например, из файла электронной почты) в виде таблицы БД или результата выполнения запроса SQL.
Технология ADO в целом включает в себя не только сами объекты OLE DB, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие объектов с данными и приложениями. На этом уровне важнейшую роль играют провайдеры ADO, координирующие работу приложений с хранилищами данных различных типов.
Такая архитектура позволяет сделать набор объектов и интерфейсов открытым и расширяемым. Набор объектов и соответствующий провайдер может быть создан для любого хранилища данных без внесения изменений в исходную структуру ADO. При этом существенно расширяется само понятие данных — ведь можно разработать набор объектов и интерфейсов и для нетрадиционных табличных данных. Например, это могут быть графические данные геоинформационных систем, древовидные структуры из системных реестров, данные CASE-инструментов и т. д.
Так как технология ADO основана на стандартных интерфейсах СОМ, которые являются системным механизмом Windows, это сокращает общий объем работающего программного кода и позволяет распространять приложения БД без вспомогательных программ и библиотек.
Основным достоинством ADO является её естественная ориентация на создание “облегчённого” клиента. В рамках этой технологии на машине сервера данных (это может быть файловый сервер в рамках стандартной файл - серверной технологии или машина с сервером данных – в технологии клиент-сервер) устанавливается так называемая технология OLE DB v.2.1 и выше, а на клиентской машине – несколько базовых объектов ADO, обеспечивающие все необходимые запросы пользователя к данным. В рамках OLE DB созданы несколько провайдеров данных, которые выбираются в соответствии с типом обслуживаемых данных (существуют провайдеры для файл/серверных таблиц типа dBase, Paradox, FoxPro и ряда других, а также для промышленных серверов MS SQL Server и Oracle). Базовые объекты ADO, как и любые другие ActiveX компоненты, после компиляции становятся неотъемлемой частью клиентской программы, осуществляя всю необходимую связь с провайдером. На рисунке 1.14 показана схема доступа к данным через ADO.
Рисунок 1.14 - Cхема доступа к данным через ADO
Технология ADO завоевала широкую популярность у разработчиков благодаря универсальности — базовый набор интерфейсов OLE DB имеется в каждой операционной системе Microsoft. Поэтому для обеспечения доступа приложения к данным достаточно лишь правильно указать провайдер соединения ADO и затем переносить программу на любой компьютер, где имеется требуемая база данных, и, конечно, установленная ADO.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Информационная модель и её описание
Графическое представление информационной модели отражено на рис. 2.1.
\
Рисунок 2.1 – Информационная модель системы документооборота
Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
В качестве оперативной информации используется информация:
- Корресподенты ( Справочник корреспондентов);
- Контактные лица( Сотрудники и справочник должностей);
- Реквизиты( Справочник видов документов);
- Входящие документы;
- Исходящие документы;
- Внутренние документы;
- Процессы;
- Задачи.
Характеристика результатной информации
В ходе деятельности разработанной системы документооборота формируются следующие выходные отчеты
по Документам:
- Внутренние документы;
- Входящие документы;
- Договоры;
- Документооборот по организациям;
- Журнал передачи;
- Корреспонденты;
- Сводка по видам документов;
- Справка об объеме документооборота;
- Файлы.
по Задачам и процессам:
- Процессы;
- Задачи;
- Поручения;
- Согласования;
- Утверждения;
- Справка об исполнительской дисциплине;
- Шаблоны процессов.
Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Основным действующим лицом в разработанной системе является сотрудник отдела. Дерево функций для пользователя представлено на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Дерево функций системы сотрудника
Сценарии диалога, формирующийся на основе дерева функций, приведен на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Сценарий диалога для пользователя
Характеристика базы данных
Рисунок 2.4 - ER-модель разрабатываемой базы данных
Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Для разработки системы автоматизации организации используется система приложение. Эта система имеет модульную форму организации конфигурации. В глобальных модулях хранятся переменные, процедуры и функции доступные из любых других модулей. Также можно выделить другие группы модулей:
- справочники
- документы
- отчеты
- обработки
- регистры.
Описание программных модулей
Работа с программой начинается с выбора пользователя и вывода информационного окна и активизации системы меню.
Работа программы осуществляется по диалоговому и событийному режиму, при этом по диалогом понимается предоставление пользователю нескольких альтернатив и обработка его выбора. В диалоговую систему входят главное меню с соответствующими всплывающими подменю а также диалоговые окна. Под событиями понимаются процессы активизируемые пользователем (например – нажатие функциональных клавиш), а также программные события – получение определенным полем фокуса редактирование или потеря фокуса ввода. На основании данных событий активизируются процедуры контроля допустимости данных.
Программа состоит из следующих основных модулей.
Глобальный модуль - конфигурация среды окружения, формирование основного экрана программы, создание системы главного меню и соответствующих подменю, активизация меню.
Процедуры формирования отчетов – обеспечение выдачи установленных форм документов на основании критериев, определяемых пользователем и информационной базы.
Модуль справочников и модуль документов - обеспечение ввода информации с первичных документов в базы данных, контроль за допустимостью значений, обеспечение ввода данных путем выбора из списка.
Все модули в программе связаны между собой по данным, которые анализируются на входе и вырабатываются на выходе. Данные в модули поступают через диалог с пользователем, параметры и документы информационной базы.
Для ведения информационной базы могут быть выполнены операции просмотра и печати документов, их редактирование, ведение нормативно-справочных документов, а также создание архивов и восстановление документов БД. Операции осуществляются путем выбора соответствующих пунктов в главном и подчиненных меню.
Данные через диалог могут быть получены прямым и косвенным способом. Прямой способ реализуется путем их ввода по шаблону или по запросу конкретных значений. Косвенный способ – путем меню.
Параметры (входные документы ) – входные данные, полученные в виде конкретных значений, переданных в оперативной памяти смежным модулям (функциям ).
С учетом поставленных задач, было разработано приложение со следующей функциональностью:
- ведение справочника клиентов;
- ведение справочника поставщиков;
- ведение справочника материалов;
- учет материалов на складе;
- составление технических заданий по требованиям клиентов;
- формирование технических предложений с вариантами подобранного оборудования;
- составление заказов поставщикам на поставку оборудования;
- составление приходных ордеров на поступившее оборудование;
- составление договоров с клиентами;
- выписка платежных поручений в банк;
- составление актов выполненных работ;
- формирование печатных форм всех выходных документов;
- формирование отчетов по договорам;
- формирование отчетов по расходу материалов.
Основные характеристики приложения:
- повторное использование кода;
- простота использования;
- удобный графический пользовательский интерфейс.