Файл: "Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление документооборотом".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве среды разработки приложения было решено использовать Borland Delphi 7.0. Выбор обусловлен тем, что для связи с таблицами Access предполагается использование механизма Microsoft ActiveX Data Objects (ADO), который предоставляет по сравнению с BDE гораздо больше функциональных возможностей, и Delphi поддерживает эту технологию. Так же Delphi имеет ряд преимуществ по сравнению с другими программными продуктами:

  • быстрота разработки приложения;
  • высокая производительность разработанного приложения;
  • низкие требования разработанного приложения к ресурсам компьютера;
  • наращиваемость за счет встраивания новых компонент и инструментов в среду Delphi.
  • возможность разработки новых компонент и инструментов собственными средствами Delphi (существующие компоненты и инструменты доступны в исходниках)
  • удачная проработка иерархии объектов

Borland включила в Delphi поддержку технологии ADO, которая усиленно развивается корпорацией Microsoft. На основе этого механизма созданы соответствующие компоненты-наборы TADOTable, TADOQuery, TADOStoredProc, повторяющие в функциональном отношении компоненты Table, Query, StoredProc, но не требующие развёртывания и настройки на клиентской машине BDE, т.к. технология ADO является специальной надстройкой над механизмом OLE и органически входит в Windows 32.

Технология ADO основана на возможностях СОМ, а именно интерфейсов OLE DB. OLE DB и ADO — часть универсального механизма доступа к данным Microsoft (Microsoft Universal Data Access), позволяющая осуществить доступ как к реляционным, так и к нереляционным источникам данных, таким как файловая система, данные электронной почты, многомерные хранилища данных и др. ADO использует библиотеки OLE DB, предоставляющие низкоуровневый интерфейс для доступа к данным. OLE DB предоставляет доступ к данным с помощью COM-интерфейсов. Можно также использовать OLE DB непосредственно, минуя ADO. Приложения БД, обращающиеся к данным через ADO, независимы от процессора БД Borland Database Engine.

OLE DB представляет собой набор специализированных объектов СОМ, инкапсулирующих стандартные функции обработки данных, и специализированные функции конкретных источников данных и интерфейсов, обеспечивающих передачу данных между объектами.

Согласно терминологии ADO, любой источник данных (база данных, электронная таблица, файл) называется хранилищем данных, с которым при помощи провайдера данных взаимодействует приложение. Минимальный набор компонентов приложения может включать объект соединения, объект набора данных, объект процессора запросов.


Объекты OLE DB создаются и функционируют так же, как и другие объекты СОМ. Каждому объекту соответствует идентификатор класса CLSID, хранящийся в системном реестре. Для создания объекта используется метод CoCreateinstance и соответствующая фабрика класса. Объекту соответствует набор интерфейсов, к методам которых можно обращаться после создания объекта.

В результате приложение обращается не прямо к источнику данных, а к объекту OLE DB, который "умеет" представить данные (например, из файла электронной почты) в виде таблицы БД или результата выполнения запроса SQL.

Технология ADO в целом включает в себя не только сами объекты OLE DB, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие объектов с данными и приложениями. На этом уровне важнейшую роль играют провайдеры ADO, координирующие работу приложений с хранилищами данных различных типов.

Такая архитектура позволяет сделать набор объектов и интерфейсов открытым и расширяемым. Набор объектов и соответствующий провайдер может быть создан для любого хранилища данных без внесения изменений в исходную структуру ADO. При этом существенно расширяется само понятие данных — ведь можно разработать набор объектов и интерфейсов и для нетрадиционных табличных данных. Например, это могут быть графические данные геоинформационных систем, древовидные структуры из системных реестров, данные CASE-инструментов и т. д.

Так как технология ADO основана на стандартных интерфейсах СОМ, которые являются системным механизмом Windows, это сокращает общий объем работающего программного кода и позволяет распространять приложения БД без вспомогательных программ и библиотек.

Основным достоинством ADO является её естественная ориентация на создание “облегчённого” клиента. В рамках этой технологии на машине сервера данных (это может быть файловый сервер в рамках стандартной файл - серверной технологии или машина с сервером данных – в технологии клиент-сервер) устанавливается так называемая технология OLE DB v.2.1 и выше, а на клиентской машине – несколько базовых объектов ADO, обеспечивающие все необходимые запросы пользователя к данным. В рамках OLE DB созданы несколько провайдеров данных, которые выбираются в соответствии с типом обслуживаемых данных (существуют провайдеры для файл/серверных таблиц типа dBase, Paradox, FoxPro и ряда других, а также для промышленных серверов MS SQL Server и Oracle). Базовые объекты ADO, как и любые другие ActiveX компоненты, после компиляции становятся неотъемлемой частью клиентской программы, осуществляя всю необходимую связь с провайдером. На рисунке 1.14 показана схема доступа к данным через ADO.


Рисунок 1.14 - Cхема доступа к данным через ADO

Технология ADO завоевала широкую популярность у разработчиков благодаря универсальности — базовый набор интерфейсов OLE DB имеется в каждой операционной системе Microsoft. Поэтому для обеспечения доступа приложения к данным достаточно лишь правильно указать провайдер соединения ADO и затем переносить программу на любой компьютер, где имеется требуемая база данных, и, конечно, установленная ADO.

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Информационная модель и её описание

Графическое представление информационной модели отражено на рис. 2.1.

\

Рисунок 2.1 – Информационная модель системы документооборота

Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

В качестве оперативной информации используется информация:

  • Корресподенты ( Справочник корреспондентов);
  • Контактные лица( Сотрудники и справочник должностей);
  • Реквизиты( Справочник видов документов);
  • Входящие документы;
  • Исходящие документы;
  • Внутренние документы;
  • Процессы;
  • Задачи.

Характеристика результатной информации

В ходе деятельности разработанной системы документооборота формируются следующие выходные отчеты

по Документам:

  • Внутренние документы;
  • Входящие документы;
  • Договоры;
  • Документооборот по организациям;
  • Журнал передачи;
  • Корреспонденты;
  • Сводка по видам документов;
  • Справка об объеме документооборота;
  • Файлы.

по Задачам и процессам:

  • Процессы;
  • Задачи;
  • Поручения;
  • Согласования;
  • Утверждения;
  • Справка об исполнительской дисциплине;
  • Шаблоны процессов.

Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

Основным действующим лицом в разработанной системе является сотрудник отдела. Дерево функций для пользователя представлено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Дерево функций системы сотрудника

Сценарии диалога, формирующийся на основе дерева функций, приведен на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Сценарий диалога для пользователя

Характеристика базы данных

Рисунок 2.4 - ER-модель разрабатываемой базы данных

Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)

Для разработки системы автоматизации организации используется система приложение. Эта система имеет модульную форму организации конфигурации. В глобальных модулях хранятся переменные, процедуры и функции доступные из любых других модулей. Также можно выделить другие группы модулей:

  • справочники
  • документы
  • отчеты
  • обработки
  • регистры.

Описание программных модулей

Работа с программой начинается с выбора пользователя и вывода информационного окна и активизации системы меню.

Работа программы осуществляется по диалоговому и событийному режиму, при этом по диалогом понимается предоставление пользователю нескольких альтернатив и обработка его выбора. В диалоговую систему входят главное меню с соответствующими всплывающими подменю а также диалоговые окна. Под событиями понимаются процессы активизируемые пользователем (например – нажатие функциональных клавиш), а также программные события – получение определенным полем фокуса редактирование или потеря фокуса ввода. На основании данных событий активизируются процедуры контроля допустимости данных.


Программа состоит из следующих основных модулей.

Глобальный модуль - конфигурация среды окружения, формирование основного экрана программы, создание системы главного меню и соответствующих подменю, активизация меню.

Процедуры формирования отчетов – обеспечение выдачи установленных форм документов на основании критериев, определяемых пользователем и информационной базы.

Модуль справочников и модуль документов - обеспечение ввода информации с первичных документов в базы данных, контроль за допустимостью значений, обеспечение ввода данных путем выбора из списка.

Все модули в программе связаны между собой по данным, которые анализируются на входе и вырабатываются на выходе. Данные в модули поступают через диалог с пользователем, параметры и документы информационной базы.

Для ведения информационной базы могут быть выполнены операции просмотра и печати документов, их редактирование, ведение нормативно-справочных документов, а также создание архивов и восстановление документов БД. Операции осуществляются путем выбора соответствующих пунктов в главном и подчиненных меню.

Данные через диалог могут быть получены прямым и косвенным способом. Прямой способ реализуется путем их ввода по шаблону или по запросу конкретных значений. Косвенный способ – путем меню.

Параметры (входные документы ) – входные данные, полученные в виде конкретных значений, переданных в оперативной памяти смежным модулям (функциям ).

    1. Контрольный пример реализации проекта и его описание

С учетом поставленных задач, было разработано приложение со следующей функциональностью:

  • ведение справочника клиентов;
  • ведение справочника поставщиков;
  • ведение справочника материалов;
  • учет материалов на складе;
  • составление технических заданий по требованиям клиентов;
  • формирование технических предложений с вариантами подобранного оборудования;
  • составление заказов поставщикам на поставку оборудования;
  • составление приходных ордеров на поступившее оборудование;
  • составление договоров с клиентами;
  • выписка платежных поручений в банк;
  • составление актов выполненных работ;
  • формирование печатных форм всех выходных документов;
  • формирование отчетов по договорам;
  • формирование отчетов по расходу материалов.

Основные характеристики приложения:

  • повторное использование кода;
  • простота использования;
  • удобный графический пользовательский интерфейс.