Файл: Товароведная экспертиза качества парфюмерных товаров: цели, задачи, методы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 462

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие парфюмерно-косметического рынка является ярким свидетельством уровня развития экономики государства в целом, в связи с тем, что только высокий уровень жизни населения дает возможность стимулирования производства высококачественной и дорогой парфюмерной продукции.

Импортная парфюмерная продукция занимает около 70% российского рынка, что является высоким показателем для нашей страны. Современный российский рынок парфюмерной продукции входит в десятку крупнейших рынков Европы.

Объем рынка парфюмерии в нашей стране в 2017 г. составил около 35 млрд руб. По количеству магазинов лидерами являются Л’Этуаль, Иль дэ Ботэ, Yves Rocher, Рив Гош.

Основными тенденциями российского парфюмерного рынка являются:

1) растущие компетентность и требовательность потребителей;

2) увеличение доли интернет - торговли;

3) усиление конкуренции и уменьшение доли прямых продаж и др. Развитию рынка способствует также то, что жители нашей страны самые активные потребители парфюмерно-косметической продукции, они в большей степени, чем западные потребители, готовы тратить значительную долю своего дохода на такую продукцию.

В последние десятилетие в парфюмерной области произошли значительные изменения. В первую очередь, новые тенденции в области производства, во многом способствовали изменению ассортимента предлагаемой продукции. Появился принципиально новый подход к обслуживанию потребителей, требования которых к уровню сервиса, объемам предоставленной информации в значительной степени увеличились. Как отмечают специалисты, парфюмерные товары на сегодняшний день являются перспективной и развивающейся группой товаров.

Однако существует серьезная проблема рынка - контрафактные парфюмерные товары. Определение таких товаров возможно только при проведении экспертизы, с использованием различных методов анализа: органолептических, физико-химических и др.

Цель данной работы – рассмотреть товароведную экспертизу как средство управления качеством и конкурентоспособностью парфюмерных товаров.

Для достижения вышеуказанной цели, необходимо решить следующие задачи данной работы:

  1. Описать цели, задачи, методы товароведной экспертизы непродовольственных товаров;
  2. Определить значение товароведной экспертизы в обеспечении качества и повышении конкурентоспособности парфюмерных товаров;
  3. Дать характеристику и определить особенности экспертизы парфюмерных товаров;
  4. Оценить содержание маркировки образцов парфюмерных товаров;

5) Исследовать органолептические показатели качества образцов парфюмерных товаров ;

6) Оценить конкурентоспособность образцов парфюмерных товаров.

Объектом данного исследования являются парфюмерные товары.

Предметом данного исследования является экспертиза качества парфюмерных товаров.

Информационной базой исследования являются учебники, периодическая литература, нормативно - техническая документация (ГОСТы, СанПиН, ТР ТС).

Методологическая база работы представлена следующими методами исследования: аналитический поиск, органолептический метод,

Глава 1. Теоретические аспекты экспертизы качества непродовольственных товаров

1.1 Товароведная экспертиза качества парфюмерных товаров: цели, задачи, методы

Экспертиза - это исследовательская деятельность, которую осуществляет компетентное лицо (или группа лиц), для ответа на чётко поставленные другим лицом (юридическим или физическим) вопросы.

Целью товароведной экспертизы является получение новой информации об основополагающих характеристиках товаров в форме экспертного заключения, которая не может быть получена объективными методами, но необходима с целью принятия определенных решений в отношении товара.

Для достижения целей проведения товароведной экспертизы экспертам необходимо решать общие и специфичные задачи.

Общие задачи представлены следующими:

  • определение оснований проведения экспертизы;
  • установление требований к объекту и условий проведения экспертизы;
  • формулирование вопросов, на которые необходимо ответить в результате экспертизы;
  • исследования объекта экспертизы;
  • анализ и оценка полученных при экспертизе данных для составления заключения;
  • документальное оформление результатов экспертизы в форме заключения экспертов.

Специфичные задачи формулируют эксперты, учитывая особенности объекта экспертизы – товара, а также целей экспертизы.


Задачи товароведной экспертизы включают оценку всех основополагающих характеристик товара:

1) ассортиментной,

2) квалиметрической,

3) количественной,

4) стоимостной.

Однако во время проведения товароведной экспертизы конкретных потребительских товаров руководством экспертной организации, могут быть выбраны одна, несколько или весь комплекс основополагающих характеристик товара.

В зависимости от средств анализа и измерения показатели качества продовольственных товаров определяют органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительным, регистрационным, расчетным или социологическим методами.

Для экспертизы качества парфюмерных товаров применяют следующие методики: органолептическая, лабораторная (измерительная).

Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. При этом методе не исключается использование некоторых технических средств (кроме измерительных и регистрационных), повышающих разрешающие способности органов чувств человека, например, лупы, и т.д.

С помощью органолептической экспертизы определяют следующие показатели:

  • консистенция,
  • запах,
  • цвет,
  • внешний вид.

При этом используют такие органы чувств, как: зрение, слух, обоняние и осязание

С помощью измерительного метода определяют следующие показатели парфюмерных товаров: химические, физические.

Органолептические испытания проводят на соответствие требованиям технических документов на конкретное наименование и название продукции.

Точность и достоверность органолептической оценки зависят от следующих факторов:

1) квалификация, навыки и способности работника,

2) условия проведения анализа.

Достоинствами органолептического метода являются:

1) дешевизна,

2) быстрота,

3) доступность.

Недостатком органолептического метода является субъективность (неточность).

Балльный способ оценки – обозначение показателей качества с помощью условной системы баллов. Пользуются им обычно для выражения показателей качества, определяемых органолептически.

Баллы распределяют в соответствии с весомостью показателей в образовании качества данного товара.

Инструментальные (лабораторные) методы необходимы с целью выявления химического состава, безвредности. Используют физические, химические, физико-химические, биохимические методы исследования. Достоинство лабораторных методов - это точность результатов.


Экспертный метод – это метод определения показателей качества продукции на основе решения, которое принимают эксперты. В экспертную группу включают высококвалифицированных специалистов по оцениваемой продукции – ученые, конструкторы, дизайнеры, технологи, а также товароведы и другие работники торговли.

Измерительный метод применяют с целью определения показателей качества с помощью различных приборов, аппаратуры, химических реактивов и посуды. Этот метод требует специально оборудованного помещения и подготовленных для проведения анализа людей.

С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, которую получают путем регистрации и подсчета числа определенных данных, к примеру: количество дефектной тары или дефектных изделий в партии товара при приемке, хранении и реализации, при инвентаризации товарно-материальных ценностей.

При расчетном методе показатели качества определяют на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.

При социологическом методе показатели качества продукции определяют на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Отношение потребителей к качеству продукции выявляют путем учета заполненных ими анкет-вопросников, а также путем организации покупательских конференций, выставок-продаж, дегустаций и других мероприятий.

1.2 Значение товароведной экспертизы в обеспечении качества и повышении конкурентоспособности парфюмерных товаров

Существует серьезная проблема рынка - контрафактные парфюмерные товары. Определение таких товаров возможно только при проведении экспертизы, с использованием различных методов анализа: органолептических, физико-химических и др.

В зависимости от субъектов, которые проводят экспертизу, она может быть:

1) независимой (если в проведении экспертизы участвуют незаинтересованные лица - третья, независимая сторона),

2) зависимой (в случае, если экспертизу проводят заинтересованные лица, к примеру, сотрудники торговых фирм).


По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, состоящее из 3 частей:

1) вводная, где дают характеристику дела, по которому назначена экспертиза, а также указывают вопросы, которые были поставлены перед экспертом;

2) исследовательская, где излагают процесс экспертного исследования и его результаты, дается научное обоснование установленных фактов;

3) заключительная часть - выводы, где дают ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

1.3 Характеристика и особенности экспертизы парфюмерных товаров

Закладывание качества парфюмерных товаров осуществляется на разных стадиях, начиная с идеи создания парфюмерной продукции и до их расфасовки и упаковки. На дальнейших этапах жизненного цикла товара, качество сохраняется или может ухудшиться в зависимости от:

  • условий транспортирования,
  • условий хранения,
  • товарной обработки,
  • особенностей реализации,
  • послепродажного обслуживания,
  • использования.

Зачастую в процессе созревания парфюмерной композиции, который продолжается и во время хранения духов, качество со временем может улучшаться[1].

Основные факторы, формирующие качество товаров представлены сырьем, требованиями к созданию и составлению рецептуры парфюмерной продукции, технологией изготовления.

Рассмотрим требования к созданию и особенности составления рецептуры парфюмерной продукции. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных товаров обусловлено рецептурой, однако должно быть не ниже норм, которые установлены нормативной документацией.

Реализуемая парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного Союза (ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»). Данным нормативным документом определены требования к составу; физико-химическим, микробиологическим, токсическим показателям, а также к маркировке продукции[2].

Качество и безопасность парфюмерной продукции подтверждается декларацией о соответствии, либо свидетельством о государственной регистрации, и покупатель вправе потребовать у продавца документ, подтверждающий качество и безопасность приобретаемого товара.