Файл: Стратегия диверсификации компании(Теоретические аспекты стратегии диверсификации в туризме).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.

В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.

Существует множество стратегических методов, которые можно использовать в самых разнообразных ситуациях. Многие из них не могут применяться на других предприятиях, поскольку базируются на учете специфики конкретной производственной системы. Диверсификация - как мощный стратегический инструмент может и активно применяется в туристской отрасли многих стран.

Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках. Неудовлетворительное состояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреп- лению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической безопасности. Резкое ежегодное увеличения туристского потока на побережье Черного моря в Краснодарском крае требует рассмотрения возможностей расширения территорий для развития пляжного отдыха и оздоровления за счет использования других морей Юга России: Каспийского и Азовского.

Целью данной работы является изучение особенности стратегии диверсификации на примере туристической деятельности, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты стратегии диверсификации в туризме;

- изучить развитие детского туризма как направление диверсификации Челябинской области;

- предложить стратегию диверсификации развития детского туризма как фактор повышения эффективности предприятий гостеприимства.


Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга, материалы периодических изданий и сети Интернет.

В процессе работы над представленной темой, при разработке теоретических и практических вопросов были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию теории организации, вопросам маркетинга и стратегического управления (Г. Б. Клейнера, Г. Р. Латфуллина, Н. И. Кабушкина, Б. З. Мильнера, М. Портера, З. П. Румянцевой), экономическим и управленческим исследованиям в сфере туризма (А. Ю. Александровой, Ю. В. Жилкова, Н. А.Зайцевой, М. В. Ефремовой, Ф. Котлера, Е. А. Маслаковой, М. А. Морозова).

Глава 1 Теоретические аспекты стратегии диверсификации в туризме

1.1 Диверсификация как мощный стратегический инструмент

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.

Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков.

Во второй половине ХХ века наблюдается бурный рост мировой туристической отрасли вследствие глобализации, возрастающей мобильности населения, развития транспортной отрасли и телекоммуникационных технологий. В 2012 г. общее число международных туристских прибытий в мире возросло более чем на 4% и составило 1035 млрд.. Европа считается самым посещаемым регионом мира, там число международных туристских прибытий за последний год возросло на 3% и составило 535 млн. Быстрые темпы развития отрасли способствуют росту капитальных инвестиций и экспортных поступлений, созданию новых рабочих мест. В 2012 г. общий объем доходов от въездного туризма, включая пассажирский транспорт, превысил 1,2 триллиона дол., что составляет примерно 6% общего объема мирового экспорта товаров и услуг. Туризм формирует 5% общего объема мирового ВВП и 7% количества рабочих мест в мире[1].


В странах с формирующейся рыночной экономикой туристическому рынку присущи более быстрые темпы роста по сравнению с развитыми странами. В Польше в 2012 г. доходы от туризма взросли на 19%, в России - на 16%, Чехии - на 13%, в то время как в Испании, Франции, Италии рост этого показателя колебался от 1 до 4%[2]. Кризисные явления в экономике большинства европейских стран приводят к неопределенности касательно дальнейшего развития индустрии туризма [8].

Ситуация экономической неопределенности актуализирует потребность в более глубоком анализе развития отрасли в условиях ограничения инвестиционных ресурсов, усиления нагрузки на рынок труда и уменьшения расходов домохозяйств на туризм и отдых вследствие кризисных явлений в экономике в течение нескольких последних лет. Несмотря на сравнительно высокие темпы развития туризма рынку России присущи некоторые особенности и скрытые угрозы развития. Общий вклад туризма в экономику оценивают в первую очередь по величине совокупного общего вклада индустрии в ВВП и обеспечение занятости в абсолютном и относительном объеме[3].

Важными показателями, характеризующими отрасль, являются структура туристских расходов, включая расходы иностранных туристов, объем и доля инвестиций в туризм в общем объеме капитальных инвестиций. Методологической особенностью подхода, используемого экспертами Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), является оценивание наряду с прямым вкладом туризма также непрямого и индуцированного вклада отрасли в экономику. Применение этого метода, отличного от принятого Всемирной туристической организацией ООН[4], обосновано тем, что общий вклад туризма в формирование ВВП в России в четыре раза превышает прямой вклад отрасли[5]. Прямой вклад туризма в ВВП - это общий объем непосредственных расходов на туризм и путешествия внутри станы резидентами и нерезидентами на деловые поездки и с целью проведения досуга, а также целевые государственные расходы на содержание объектов и территорий, представляющих интерес для туристов. Исчисляется как объем производства предоставляемых туристам услуг в абсолютном (денежном) и относительном (долевом) измерении. Косвенный вклад туризма в ВВП включает инвестиции в туристическую отрасль; государственные расходы на общее поддержание индустрии туризма; расходы предприятий, предоставляющих услуги туристам, на приобретение товаров и услуг для своей непосредственной деятельности.


Индуцированный вклад туризма в ВВП - это часть ВВП, формируемая за счет доходов лиц, прямо или косвенно занятых в индустрии туризма. Общий вклад туризма в ВВП состоит из прямого, косвенного и индуцированного вклада отрасли в экономику и отображает помимо прямого вклада экономический эффект от инвестирования, потребления сопутствующих товаров и услуг и доходов занятых в отрасли.

Прямой вклад туризма в занятость обеспечивает занятость в гостиничном хозяйстве, туристических агентствах, транспортной сфере, а также в сферах общественного питания и досуга в случае предоставления услуг напрямую туристам. Исчисляется как количество рабочих мест в туристической индустрии и их доля в общем объеме занятости. Косвенный вклад туризма в занятость - это количество рабочих мест, созданных для обеспечения формирования косвенного вклада туризма в ВВП. Индуцированный вклад туризма в обеспечение занятости - это количество рабочих мест, созданных благодаря доходам, полученным от прямо или косвенно занятых в индустрии туризма. Другой подход к определению экономического вклада туризма основан на оценке объема туристских расходов. Туристские расходы при этом структурируют в зависимости от целей поездок и категорий туристов. Для оценки экономического вклада туризма исчисляют объем расходов внутренних и въездных (иностранных) туристов и соотношение их расходов; количество туристов, прибывших в страну, долю расходов иностранных туристов в общем объеме экспорта товаров и услуг; соотношение расходов туристов. Такая структура анализируемых показателей делает возможной оценку общего вклада туристической отрасли в ВВП по совокупности расходов туристов, объему капитальных инвестиций в отрасль и поступлений от международного туризма.

По сравнению с европейскими странами, России присущи некоторые особенности экономического роста и ограничения, способные воспрепятствовать динамичному развитию туристического сектора в этих странах. По объему ВВП российская экономика в 2011 г. заняла 9-е место в мире; в 2012 г. государственный долг составил менее 10% ВВП, а бюджет исполнялся с профицитом. Достигнуты минимальные за последние двадцать лет показатели инфляции, безработицы и живущих за чертой бедности[6]. Однако эти достижения связаны преимущественно с высокими мировыми ценами на нефть, способствующими получению большой экспортной выручки, увеличению бюджетных доходов и стремительному росту кредитной активности. Несмотря на благоприятную внешнюю конъюнктуру, российская экономика растет ограниченными темпами, прогнозируют снижение темпов роста в России до 3,6%[7]. Объем прямых иностранных инвестиций остается незначительным. Показатели состояния здоровья населения в России остаются низкими по сравнению со странами аналогичного уровня развития. Реформирование системы социальной защиты населения - одна из наиболее актуальных задач государственной политики. В последующие десятилетия негативное влияние на развитие экономики могут оказывать такие факторы, как старение населения, сокращение трудовых ресурсов и снижение объемов добычи нефти[8].


По результатам исследования, относительный вклад индустрии туризма в экономику России ниже аналогичных среднеевропейских показателей. По данным WTTC[9], прямой вклад туризма в ВВП России в 2012 г. составил 1,4%, Украины - 2,2%, Европы - 2,9%; в занятость соответственно 1,4%, 1,9%, 2,8%. По показателям общего вклада туризма в ВВП, в занятость и в объем экспорта Россия значительно отстает от европейских стран. Так, для России и Европы показатели общего вклада индустрии в ВВП составляют соответственно5,9% и 8,2%; в обеспечение занятости - 5,5% и 8,0%; в общий объем экспорта - 3,1% и 5,3%. Касательно вклада туризма в общий объем капитальных инвестиций, то для России этот показатель существенно ниже европейского (2,7%, 4,7% соответственно). В течение 2013-2023 гг. в России прогнозируется более активный рост показателей туризма, чем в Европе. Так, среднегодовые темпы роста прямого вклада в ВВП составят в России 4,7%, при аналогичном среднеевропейском показателе 2,9%). При этом прямой и общий вклад туризма в занятость в этих двух странах будет расти более умеренно: среднегодовые темпы роста прямого вклада в России составят 0,6%, в то время как в Европе вклад в занятость будет расти ежегодно на 1,4%. Касательно структуры туристских расходов, в России расходы внутренних туристов будут расти значительно быстрее, чем в Европе (5,0%, 2,8% соответственно). Таким образом, к 2023 г. Россия все еще будет значительно отставать от других европейских стран по анализируемым показателям экономического вклада туризма. Например, доля инвестиций в отрасль в общем объеме капитальных инвестиций в России составит 2,5%, в Европе - 4,8%. 76% туристских расходов в России обеспечивают внутренние туристы, в Европе этот показатель составляет 60%. Структура туристских расходов в России, а также в Европе в целом в среднесрочной перспективе останется практически неизменной. Ожидается, что в 2023 г. туризм с целью отдыха, рекреации и досуга составит в России 81%, а в Европе - 78.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края. Немалая заслуга в этом подготовки к проведению зимней Олимпиады - Сочи 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.