Файл: Стратегия диверсификации компании(Теоретические аспекты стратегии диверсификации в туризме).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чаще отели пытаются найти компромиссное решение: отдохнуть маленьким посетителям и их родителям с минимальными затратами. «Bentley Beach Hotel» во Флориде обошелся маленькими зонтиками на пляже, а «Reid's Palace» на Мадейре добавил в свои ванные комнаты специальные детские пеньюары, банные халаты, гели для душа и шлепанцы, а в свои рестораны - адаптированное детское меню. Гостиница «One&Only Kanuhura» на Мальдивах предлагает девочкам «быть как мама» и посетить SPA, в которых можно принять цветочную ванну, овладеть искусством раскрашивания ногтей и заплетать причудливые косы.

Издание «Independent» назвал шесть самых лучших отелей в мире для отдыха с детьми. Обратим внимание на зарубежные предложения, касающиеся обслуживания маленьких клиентов.

В Париже гостиница «Plaza Athenee» предлагает любительницам кукол, а также их родителям, специальный Barbie Suite. Розовая мебель и прочая обстановка - настоящий кукольный домик, размеры которого подойдут для настоящей девочки, обойдется в 1 600 евро за ночь. В цену включена смежная комната для родителей.

В Берлине в отель «Propeller Island City Lodge» детям предлагают номер под названием Castle Suite. Кроватью в нем служит хорошо защищенная средневековая крепость, на полу - поле для мини-гольфа.

Отель «Loews Portofino Bay» в Орландо (США), посвящен создателю Гринча - доктору Сьюзу. Тематические номера изобилуют фигурами героев этого автора, а неподалеку находится парк Universal Studios, где можно заказать тематическую экскурсию. Номер стоит $609 в сутки.

В Лондоне отель «Dorchester» предлагает детям шик, который до сих пор был доступен только взрослым: в семейных номерах установлены кровати с роскошными балдахинами, на которых изображены герои книг детской писательницы Беатрис Поттер. Детям дарят фирменную коробку сладостей и предлагают посмотреть сказки в живом исполнении артистов Национального балета. Проживание - от $600 в двух смежных номерах.

Датский отель «Scandic The Reef» в приморском Фредрикшавие посвящен «Пиратам Карибского моря». Для детей проживание бесплатное, однако платными остаются водные развлечения и аттракционы, игровые комнаты и кинотеатр. Для взрослых ночь в отеле стоит 90 евро.

И, наконец, ещё один отель в Орландо - «Nickelodeon Suites Resort». Семейные номера украшены многочисленными изображениями Губки Боба Квадратные штаны, к услугам детей - 4Б-кинотеатр и даже детский spa-центр, в котором малышей ждут после аквапарка. Цена номера - от $207.

В рамках отелей открываются детские клубы, которые призваны организовывать качественный отдых маленьких клиентов. Программа составляется в зависимости от возраста детей: для маленьких - игры, занимательные экскурсии, для подростков - тоже экскурсии, но еще ролевые игры. Проводится большое количество разнообразных мастер-классов, соревнований, костюмированных представлений. Естественно, для работы отбираются педагоги, экскурсоводы, которые могут и умеют общаться с детьми. Игры в бассейне, море, пляж, дискотеки, спорт, здоровый сон в обязательном порядке включены в программу детского отдыха. Живут дети в отелях, с непременным бассейном, качественным питанием, хорошей территорией и т. д.[14].


2.3 Исследование проблем детского туризма в Челябинской области

Одним словом, развитие детского туризма за рубежом поставлено на широкую ногу, что уже давно оценили российские туристы. При этом возникают закономерные вопросы: способны ли предприятия туристического бизнеса России, Южного Урала удовлетворить запросы отечественных, а может быть, и иностранных туристов в качественном отдыхе вместе со своими детьми; каковы перспективы развития детского туризма в России, Челябинской области; какие существуют проблемы в организации отдыха маленьких клиентов?

Сотрудники и студенты кафедры «Экономика и менеджмент сервиса» ЮУрГУ в рамках стратегического партнерства с предприятиями сферы сервиса и туризма Южного Урала провели определенные исследования и постарались в какой-то степени ответить на заданные вопросы. Были использованы различные методы маркетинговых исследований: социологический опрос, изучение научной, деловой, специальной литературы, сайтов туристических фирм, контент-анализ и другие специальные методы исследования рынка[15].

Анализ позволил выделить значительное количество положительных и отрицательных факторов внешней среды оказывающих непосредственное влияние на состояние дел с детским туризмом в России. Укажем на основные из них и начнем с факторов отрицательного влияния. Пожалуй, на первом месте для большинства предприятий сферы туризма находится инфраструктурный фактор, включающий в себя и наличие благоустроенных территорий, и подъездные пути, и транспортное сообщение, соответствующий уровень сервиса и т. п. Другой серьезный фактор - недостаточное инвестирование, особенно ощущается невнимание со стороны зарубежного бизнеса, имеющего опыт организации туризма, в том числе и детского, и соответствующие этому технологии.

Тем не менее, положительных факторов намного больше, что позволяет с оптимизмом смотреть на развитие туризма в целом и детского, в частности. Прежде всего, отметим улучшение социального, экономического, политического климата, изменение отношения в стране со стороны политиков, чиновников, бизнесменов, населения к внутреннему туризму и детскому отдыху. Развитие детского туризма востребовано рынком.


В России принята концепция современной семейной политики. Ее основная задача заключается в решении демографических проблем, повышении уровня рождаемости, укреплении семьи. Подтверждением данного тезиса может служить то внимание, которое уделяется вопросам семьи в политических заявлениях руководства страны, в программах действия правительства, направленных на улучшение условий жизни семьи. Такие действия правительства в этой области, как, например, увеличение размера детских пособий, введение «материнского капитала», программа поддержки молодых семей привели к реальным результатам. По данным Росстата наблюдаются положительные тенденции. Увеличение числа родившихся наблюдалось в 67 субъектах Российской Федерации, снижение числа умерших - в 75 субъектах. За январь и февраль 2013 года родились 294 334 человек, против 266 547 за тот же период 2012 года. Число смертей немного снизилось: 324 181 смертей, против 325 550 в 2012 года. Население сократилось на 29 847 человек, против снижения на 59 003 человек в 2012 году. Как следствие при текущих положительных тенденциях Россия может выйти на естественный прирост населения уже в 2015 году.

Наряду с государственной политикой, предприятия разных отраслей поддерживают клиентов с детьми. Наглядный пример - рост числа открытых и успешно работающих детских развлекательных центров, таких как: «Планета Смайлс», «Crazy Park», Мегаленд и др. Увлекательный досуг для детей можно найти в любом торговом комплексе и в развлекательных местах. Услуги детских досуговых центров стали очень востребованы с ростом рождаемости. Родители охотно водят своих детей в эти центры: играют вместе с ними, оставляют на присмотр гувернеров, устраивают праздники. Наличие детских центров в городах России, в том числе Урала, их популярность показывает помимо роста численности населения и увеличения уровня жизни, достатка жителей, также желание родителей заботиться о своих детях. Многие родители, побывав на популярных для россиян курортах Испании, Турции, Кипра и других стран, изменили свое отношение к направлениям и уровню обслуживания в российских фирмах и требуют от них европейского подхода к обслуживанию клиентов, разнообразия видов и форм отдыха детей.

2.4 Стратегия развития туризма

В последние годы складывается благоприятный инвестиционный климат для быстрого и успешного развития туризма во многих регионах России, в том числе на Южном Урале. Урал всегда считался опорным краем нашей Родины, территорией кузнецов и металлургов. И в настоящее время богатство уральской земли основано на индустриальном развитии. Однако при этом приоритеты бизнеса начинают меняться, многие уральские предприниматели предпочитают вкладывать деньги в сферу туриндустрии, чему есть логическое объяснение: прибыль и рентабельность туристического бизнеса на порядок выше, чем в тяжелой промышленности, а технических и экономических рисков гораздо меньше.


Коренным образом меняется отношение руководства страны и регионов к туристической деятельности. На въездной туризм делают ставку многие российские регионы: Краснодарский край, Санкт-Петербург, Великий Новгород, города «Золотого кольца».

В Челябинской области с одобрения и при поддержке губернатора Михаила Юревича намерены раскрутить региональный туристический брэнд. Сфера туризма должна стать одной из точек роста региональной экономики, иметь системообразующий характер. Для этого более 13 миллиардов рублей направит Челябинская область в ближайшие пять лет на развитие туризма в регионе. В октябре 2011 г на заседании правительства была рассмотрена новая программа развития туристско-рекреационной деятельности на Южном Урале, которая включает в себя 28 инвестиционных проектов. Из общего объема финансирования программы, 12 миллиардов - это средства инвесторов, которые уже сегодня готовы строить новые экопарки, горнолыжные центры, санаторно-курортные зоны и улучшать уже существующие объекты.

Средства областного бюджета в основном будут направлены на развитие инфраструктуры объектов - дороги, электричество. Будет создан единый туристический портал Южного Урала. Он предусматривает продвижение области как привлекательного туристского региона, поддержку предприятий туриндустрии, развитие социального туризма и проведение научно-исследовательских работ в сфере туризма.

Все перечисленные факторы, безусловно, способствуют ускоренному развитию туризма на Южном Урале. Кроме этого следует выделить и географический фактор, богатые природные ресурсы Урала. Недаром наш край называют уральской Швейцарией. Для развития въездного туризма Южный Урал имеет значительный потенциал в виде богатых рекреационных ресурсов: парков (национальные парки «Зюраткуль», «Таганай», Ильменский заповедник); исторических памятников, в т. ч. и мирового масштаба (музей- заповедник Аркаим — «Страна городов», ровесник Трои); довольно развитой туристической инфраструктуры.

В регионе было условно сформировано шесть туристических зон с рабочими названиями: «Этническая деревня», «Владения хозяйки местной горы», «Край трех тысяч озер», «Страна степных городов», «Малахитовое ожерелье Урала», «Великий шелковый путь». В области 17 гор, обеспеченных подъемниками. Наиболее популярные курорты - Солнечная долина, Металлург-Магнитогорск и Абзаково.

Туристам уже сейчас могут предложить интересные исторические и паломнические маршруты, этнографические туры, экстремальный туризм, горный отдых, сплавы, конные туры, действуют охотхозяйства, стрелковые центры.


Планомерное, целенаправленное развитие взрослого туризма закономерно вызовет и уже поднимает интерес бизнесменов к организации отдыха подрастающего поколения.

2.5 Социологическое исследование

В целях объективной оценки рынка детских услуг, составления портрета посетителей детских развлекательных центров и выявления их потребностей кафедрой Экономики и менеджмента ЮУрГУ был проведен социологический опрос в крупнейших детских развлекательных центрах города Челябинска.

Вопросы для анкеты создавались при участии руководства ОАО клуб-отель «Золотой пляж» и горнолыжного центра «Солнечная Долина», для которых кафедра в 2012 году разработала инвестиционный проект детских клубов. В опросе приняли участие посетители крупнейших детских центров г.Челябинска. Большинство результатов (55 %) были получены путем устного индивидуального опроса родителей в детских развлекательных центрах, а 45% путем онлайн заполнения анкет. В опросе приняли участие 623 родителя. Анкеты были внесены и обработаны при помощи веб-интерфейса Google в приложении Googledoc - Form.

Целью опроса было выявить:

Средний возраст ребенка (с кем пришли в центр), частота посещения;

Продолжительность пребывания в детском центре, средняя стоимость одного посещения;

Предпочтения клиентов, какие развлечения, аттракционы нравятся;

Статистику тех, кто пользуется услугами детских клубов в отелях на отдыхе.

Опрос выявил, что больше половины посетителей приходят с детьми от 3 до 6 лет

(52,8 %)и27% посетителей - с детьми от 7 до 10 лет (рисунок 2.1).

Рис. 2.1. Возрастная структура спроса на услуги детских центров

Средняя продолжительность посещения: 2-3 часа (рисунок 2.2).

Рис. 2.2 - Структура длительности посещения детских центров

Рис. 2.3. Ценовая структура спроса в детских центрах

Обычно посетители, которые пользуются только лабиринтом или оставляют ребенка на присмотр гувернеров проводят в детском центре примерно 1 час (18 %) и тратят менее 500 рублей. В среднем родители платят за одно посещение от 500 до 2000 рублей.

Многие (47 %) посещают детские центры раз в месяц. Это объясняется дороговизной развлечений и фактором времени (рисунок 2.4).

Рис. 2.4. Структура частоты посещения детских центров

Результаты показали, что 38 % родителей пользуются услугами детских центров чаще, чем раз в месяц (раз в неделю - 23 % и два раза в месяц - 15 %). Это посетители торгово-развлекательных центров, им удобно оставить ребенка на присмотр гувернеров и заниматься своими делами. Они же обычно оставляют менее 500 руб. (менее 500 руб. - 24 %), так как оплачивают только посещение лабиринтов и присмотр гувернеров.