Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая характеристика мотивации, как функции управления
1.1 Понятие мотивации и виды мотивов
1.2 Виды мотивации в управлении
1.3 Развитие и становление систем мотивации
Глава 2. Применение мотивации в различных сферах управления на предприятии ООО Риторика
2.1 Управление мотивацией персонала
2.2 Значение мотивации при управлении качеством
2.3 Управление изменениями в организации с помощью мотивации
Введение
Мотивация труда в целом играет определяющую роль в качестве труда, который осуществляется работником. Для того, чтобы делать что-то хорошо, человек должен быть мотивирован. Мотивация может быть материальной и нематериальной, но человека должен быть заинтересован в положительных результатах своего труда.
Мотивация способна творить чудеса. С помощью правильной и эффективной системы мотивации можно добиться повышения производительности труда, улучшения бизнес – процессов, повышения качества продукции.
До конца двадцатого века в предпринимательстве даже не существовало понятия мотивации труда работников. А ведь это мощный инструмент повышения результативности бизнеса. Ведь создание и повышение заинтересованности сотрудника – вот ключ к росту качества и производительности труда.
Данная курсовая работа будет посвящена проблемам мотивации в управлении предприятием. Мотивация оказывает существенное влияние на управление предприятия, так как является мощным стимулом к работе.
Исследованию проблем мотивации посвящено много трудов специалистов конца двадцатого века. Данной проблеме стали уделять все больше внимания и все глубже стали ее исследовать.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Роль мотивации в управлении организацией».
Объектом курсового исследования является процесс мотивации в управлении организацией.
Предметом курсового исследования это применение мотивации в управлении организацией.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны значения и роли мотивации, как функции управления., а также применения мотивации в различных сферах управления на предприятии.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется дать теоретическую характеристику мотивации, как функции управления. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть понятие мотивации и виды мотивов;
- рассмотреть виды мотивации в управлении;
- изучить развитие и становление систем мотивации.
Во второй главе планируется оценить применение мотивации в различных сферах управления на предприятии ООО Риторика. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- проанализировать управление мотивацией персонала;
- исследовать значение мотивации при управлении качеством;
- оценить управление изменениями в организации с помощью мотивации.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.
Проблеме корпоративной культуры на предприятии посвящено множество работ. Это работы Кибанова, Дворской, Ивановской и др.
Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая характеристика мотивации, как функции управления», «Применение мотивации в различных сферах управления на предприятии ООО Риторика»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретическая характеристика мотивации, как функции управления
1.1 Понятие мотивации и виды мотивов
В процессе того, как руководитель планирует и организовывает свою деятельность, он определяет конкретные цели и задачи, которые стоят перед организацией и которые она должна выполнить. Также определяется круг ответственных лиц, которые выполняют данные постановленные цели и задачи. В том случае, если все решения приняты верно, то руководитель воплощает планы в жизнь, реализуя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации[1].
Мотивы – это совокупность психологически движущих причин, обуславливающих поведение, действие и деятельность людей[2].
Мотивационная структура – совокупность различных мотивов, обуславливающих поведение людей[3].
Процесс мотивации стал подробно исследоваться в конце двадцатого века. Изучение данного процесса с психологической точки зрения не дает однозначного ответа на вопрос о том, что все-таки побуждает человека к труду. Однако более подробное и точное исследование поведения человека в труде дает некоторую общую картину, которая характеризует основные принципы мотивации и позволяет создать прагматическую модель мотивации труда для сотрудников на рабочем месте.
Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.
Потребности. Эта категория включает в себя понятие того, что у человека отсутствует что либо, он это отсутствие осознает и стремиться получить. Данная осознанность и побуждает его к действию. Существуют первичные и вторичные потребности. Первичные потребности заложены человеческой природой и генетикой. В основном это физиологические потребности человека. Вторичные потребности вырабатываются человеком в процессе накопления жизненного опыта, в процессе познания мира. Это приобретенные потребности. Если первичные потребности у всех одинаковы, то вторичные потребности различаются в зависимости от рода деятельности, интеллектуального развития и духовных потребностей. В любом случае потребность – это мотив к деятельности.
Нужда, потребность побуждают или мотивируют человека к действию. В широком смысле мотивация - это функция управления, процесс побуждения индивидуума к деятельности для достижения целей организации и/или личных целей[4].
Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Мотивы раздражаются под воздействием стимулов. Стимул это то, что человек желал бы получить в результате осуществления определенных действий. Рассмотрим, какие основные виды стимулов бывают.
-принуждение[5];
-материальное поощрение[6];
-моральное поощрение;
-самоутверждение.
Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей. Стимулы делятся на материальные и нематериальные стимулы[7].
Материальные стимулы связаны с вознаграждением материального характера. Это денежные выплаты и не денежные выплаты. Денежные выплаты – это заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты. К не денежным формам материального стимулирования относят всякого рода подарки, путевки, питание за счет работодателя и прочее. Также различают функциональное материальное стимулирование. Оно состоит в улучшении условий труда, улучшении и совершенствовании организации труда.
Стимулы нематериального характера основаны на следующих видах стимулов:
- стимул социально – психологического характера. К данной группе стимулов относят общественное признание, похвалу, командировки и отправка на повышение квалификации, стажировку и тренинги.
- стимул творческого характера. К данной группе стимулов относят такие стимулы, как стажировка, интересная командировка, участие в семинарах и проектах[8].
- стимул свободного времени. Сюда входит свободный график работы, предоставление дополнительного отпуска и прочее. Данный стимул очень высоко ценится творческими личностями, которые не любят временных рамок и ограничений.
Различают следующие виды мотивов[9]:
-мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);
-мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);
-мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).
Рассмотрим так называемую структуру мотивационного ядра. Она может быть различна в зависимости от различных ситуаций, в которые попадают работники в процессе осуществления трудовой деятельности.
-ситуация выбора специальности или места работы;
-ситуация повседневной работы;
-ситуация перемены места работы или профессии;
-инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;
-конфликтная ситуация[10].
Ввиду того, что существуют различные пути мотивации, менеджер управленец должен осуществить следующие действия[11].
- определить и выявить тот набор стимулов, которые наисильнейшим образом влияют на поведение того или иного сотрудника[12].
- должен создать такой психологический климат в коллективе и такую рабочую атмосферу, которая будет способствовать мотивации сотрудников.
- должен осуществлять активное общение со своими сотрудниками, так как для того, чтобы работник полностью понимал, чего именно от него хотят, ему необходимо четко и полностью поставить задачи и определить цели.
Таким образом в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:
- было определено понятие мотивации и определены основные виды мотивов.
- процесс мотивации стал подробно исследоваться в конце двадцатого века. Изучение данного процесса с психологической точки зрения не дает однозначного ответа на вопрос о том, что все-таки побуждает человека к труду. Однако в ходе исследования было определено, что существует совокупность конкретных мотивов, которые и побуждают человека к действию.
- мотив всегда движется стимулом. Существуют стимулы материального и нематериального характера. Одинаково эффективно действуют и те и другие стимулы и мотивы.
- для эффективной работы предприятия руководитель должен определить для каждого сотрудника свой набор мотивов и стимулов и активно на этом осуществлять мотивацию конкретного сотрудника.
1.2 Виды мотивации в управлении
Мотивация – это единственный способ стимулирования отдельного работника, чтобы тот работал во имя достижения целей организации. Самоотверженных фанатиков в мире слишком мало, как мало и тех, кто сможет удержать на себе бизнес. Все, что остается делать руководителям, это придумывать и применять на практике различные способы мотивации, которые будут способствовать тому, что даже самый нецелеустремленный сотрудник захочет трудиться на благо предприятия.
Мотивация как функция управления имеет двойственную структуру. С одной стороны, поведение человека в рабочей обстановке предопределяется рядом внешних факторов[13]. С другой стороны, намного большую силу над личностью имеют внутренние факторы. Внешние факторы мотивации – это работа со стимулами[14].
Внешние факторы можно объединить в стимулы. Стимулы они в большинстве своем одинаковы и могут применяться практически ко всем сотрудникам. Так как стимулы в большинстве своем однообразны, то они могут быть легко использованы руководителем на благо и процветание предприятия.