Файл: Роль мотивации в поведении организации...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Мотивация труда в целом играет определяющую роль в качестве труда, который осуществляется работником. Для того, чтобы делать что-то хорошо, человек должен быть мотивирован. Мотивация может быть материальной и нематериальной, но человека должен быть заинтересован в положительных результатах своего труда.

Мотивация способна творить чудеса. С помощью правильной и эффективной системы мотивации можно добиться повышения производительности труда, улучшения бизнес – процессов, повышения качества продукции.

До конца двадцатого века в предпринимательстве даже не существовало понятия мотивации труда работников. А ведь это мощный инструмент повышения результативности бизнеса. Ведь создание и повышение заинтересованности сотрудника – вот ключ к росту качества и производительности труда.

Данная курсовая работа будет посвящена проблемам мотивации в управлении предприятием. Мотивация оказывает существенное влияние на управление предприятия, так как является мощным стимулом к работе.

Исследованию проблем мотивации посвящено много трудов специалистов конца двадцатого века. Данной проблеме стали уделять все больше внимания и все глубже стали ее исследовать.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Роль мотивации в управлении организацией».

Объектом курсового исследования является процесс мотивации в управлении организацией.

Предметом курсового исследования это применение мотивации в управлении организацией.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны значения и роли мотивации, как функции управления., а также применения мотивации в различных сферах управления на предприятии.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется дать теоретическую характеристику мотивации, как функции управления. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть понятие мотивации и виды мотивов;

- рассмотреть виды мотивации в управлении;

- изучить развитие и становление систем мотивации.

Во второй главе планируется оценить применение мотивации в различных сферах управления на предприятии ООО Риторика. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- проанализировать управление мотивацией персонала;


- исследовать значение мотивации при управлении качеством;

- оценить управление изменениями в организации с помощью мотивации.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.

Проблеме корпоративной культуры на предприятии посвящено множество работ. Это работы Кибанова, Дворской, Ивановской и др.

Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая характеристика мотивации, как функции управления», «Применение мотивации в различных сферах управления на предприятии ООО Риторика»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Теоретическая характеристика мотивации, как функции управления

1.1 Понятие мотивации и виды мотивов

В процессе того, как руководитель планирует и организовывает свою деятельность, он определяет конкретные цели и задачи, которые стоят перед организацией и которые она должна выполнить. Также определяется круг ответственных лиц, которые выполняют данные постановленные цели и задачи. В том случае, если все решения приняты верно, то руководитель воплощает планы в жизнь, реализуя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации[1].

Мотивы – это совокупность психологически движущих причин, обуславливающих поведение, действие и деятельность людей[2].


Мотивационная структура – совокупность различных мотивов, обуславливающих поведение людей[3].

Процесс мотивации стал подробно исследоваться в конце двадцатого века. Изучение данного процесса с психологической точки зрения не дает однозначного ответа на вопрос о том, что все-таки побуждает человека к труду. Однако более подробное и точное исследование поведения человека в труде дает некоторую общую картину, которая характеризует основные принципы мотивации и позволяет создать прагматическую модель мотивации труда для сотрудников на рабочем месте.

Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности. Эта категория включает в себя понятие того, что у человека отсутствует что либо, он это отсутствие осознает и стремиться получить. Данная осознанность и побуждает его к действию. Существуют первичные и вторичные потребности. Первичные потребности заложены человеческой природой и генетикой. В основном это физиологические потребности человека. Вторичные потребности вырабатываются человеком в процессе накопления жизненного опыта, в процессе познания мира. Это приобретенные потребности. Если первичные потребности у всех одинаковы, то вторичные потребности различаются в зависимости от рода деятельности, интеллектуального развития и духовных потребностей. В любом случае потребность – это мотив к деятельности.

Нужда, потребность побуждают или мотивируют человека к действию. В широком смысле мотивация - это функция управления, процесс побуждения индивидуума к деятельности для достижения целей организации и/или личных целей[4].

Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Мотивы раздражаются под воздействием стимулов. Стимул это то, что человек желал бы получить в результате осуществления определенных действий. Рассмотрим, какие основные виды стимулов бывают.

-принуждение[5];

-материальное поощрение[6];

-моральное поощрение;

-самоутверждение.


Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей. Стимулы делятся на материальные и нематериальные стимулы[7].

Материальные стимулы связаны с вознаграждением материального характера. Это денежные выплаты и не денежные выплаты. Денежные выплаты – это заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты. К не денежным формам материального стимулирования относят всякого рода подарки, путевки, питание за счет работодателя и прочее. Также различают функциональное материальное стимулирование. Оно состоит в улучшении условий труда, улучшении и совершенствовании организации труда.

Стимулы нематериального характера основаны на следующих видах стимулов:

- стимул социально – психологического характера. К данной группе стимулов относят общественное признание, похвалу, командировки и отправка на повышение квалификации, стажировку и тренинги.

- стимул творческого характера. К данной группе стимулов относят такие стимулы, как стажировка, интересная командировка, участие в семинарах и проектах[8].

- стимул свободного времени. Сюда входит свободный график работы, предоставление дополнительного отпуска и прочее. Данный стимул очень высоко ценится творческими личностями, которые не любят временных рамок и ограничений.

Различают следующие виды мотивов[9]:

-мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);

-мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);

-мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).

Рассмотрим так называемую структуру мотивационного ядра. Она может быть различна в зависимости от различных ситуаций, в которые попадают работники в процессе осуществления трудовой деятельности.

-ситуация выбора специальности или места работы;

-ситуация повседневной работы;

-ситуация перемены места работы или профессии;

-инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;

-конфликтная ситуация[10].

Ввиду того, что существуют различные пути мотивации, менеджер управленец должен осуществить следующие действия[11].


- определить и выявить тот набор стимулов, которые наисильнейшим образом влияют на поведение того или иного сотрудника[12].

- должен создать такой психологический климат в коллективе и такую рабочую атмосферу, которая будет способствовать мотивации сотрудников.

- должен осуществлять активное общение со своими сотрудниками, так как для того, чтобы работник полностью понимал, чего именно от него хотят, ему необходимо четко и полностью поставить задачи и определить цели.

Таким образом в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:

- было определено понятие мотивации и определены основные виды мотивов.

- процесс мотивации стал подробно исследоваться в конце двадцатого века. Изучение данного процесса с психологической точки зрения не дает однозначного ответа на вопрос о том, что все-таки побуждает человека к труду. Однако в ходе исследования было определено, что существует совокупность конкретных мотивов, которые и побуждают человека к действию.

- мотив всегда движется стимулом. Существуют стимулы материального и нематериального характера. Одинаково эффективно действуют и те и другие стимулы и мотивы.

- для эффективной работы предприятия руководитель должен определить для каждого сотрудника свой набор мотивов и стимулов и активно на этом осуществлять мотивацию конкретного сотрудника.

1.2 Виды мотивации в управлении

Мотивация – это единственный способ стимулирования отдельного работника, чтобы тот работал во имя достижения целей организации. Самоотверженных фанатиков в мире слишком мало, как мало и тех, кто сможет удержать на себе бизнес. Все, что остается делать руководителям, это придумывать и применять на практике различные способы мотивации, которые будут способствовать тому, что даже самый нецелеустремленный сотрудник захочет трудиться на благо предприятия.

Мотивация как функция управления имеет двойственную структуру. С одной стороны, поведение человека в рабочей обстановке предопределяется рядом внешних факторов[13]. С другой стороны, намного большую силу над личностью имеют внутренние факторы. Внешние факторы мотивации – это работа со стимулами[14].

Внешние факторы можно объединить в стимулы. Стимулы они в большинстве своем одинаковы и могут применяться практически ко всем сотрудникам. Так как стимулы в большинстве своем однообразны, то они могут быть легко использованы руководителем на благо и процветание предприятия.