Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью написания моей курсовой работы считается кропотливый и детальный анализ структуры рынка и исследование ведущих моделей рынка. В ней дается короткий анализ рыночной организации и функций рынка, а еще обращается особенное внимание на облики финансовой конкуренции.

Курсовая работа представляет собой абстрактное изучение рынка безупречной и неидеальной конкуренции в мировой экономике. При ее разработке были применены сведения методических пособий по исследованию финансовой теории.

В рыночной экономике выделяют всевозможные типы рыночных структур, тем более колоритными, занимающими диаметрально полярные позиции считаются идеальная конкурентность и монополия.

Диаметральная противоположность данных рыночных структур определена в том числе и из их наименования - «один продавец» и «состязательность». Нежели какого-либо иного взять в смысле сущности упомянутых типов рыночных структур возможно при поддержке их детализированного сравнительного анализа, собственно, что и было проделано в рамках предоставленной работы.

Актуальность исследуемой проблемы безусловна – не обращая внимания на ее гигантскую практическую значимость невозможно резюмировать недоступность значимого потенциала для ее изучения. Особое внимание представляет изучение данной темы ещё и вследствие того, собственно, что она помогает лучше понять сущность изменений, происходящих в структуре рынка в последнее время, а еще квалифицировать приоритетные направления его становления. Кроме того, изучение полярных рыночных структур позволяет лучше понять устройство функционирования промежуточных структур – монополистической конкуренции и олигополии.

Почвой предоставленного изучения было определение оригинальных, диаметрально обратных данных совершенной конкуренции и монополии, при поддержке сравнительного анализа которых можно было бы обнаружить главные черты, составляющие базу рассматриваемых рыночных структур.

1. Характеристика и анализ рынка совершенной конкуренции

1.1 Сущность и принципы модели совершенной конкуренции


Рынок совершенной конкуренции по-другому именуют полипольным рынком или же рынком свободной конкуренции. Можно заявить, собственно, что рынок совершенной конкуренции – самый демократичный рынок. В нём невысокие стоимости, кроме того и самый действенный рынок: предприниматели используют все собственные ресурсы.

Для совершенной конкуренции свойственна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к моментам производства, свободное ценообразование и др. При данной конкуренции никто из участников рынка не имеет возможность оказать решающего воздействия на обстоятельства реализации продуктов.

Обстоятельства, в которых проходит рыночная конкуренция, как и ряд иных процессов, как правило именуют рыночной структурой. Она характеризуется:

- малость и множественность субъектов рынка.

Малость субъектов рынка значит, собственно, что размеры спроса и предложения в том числе и более крупных клиентов, и продавцов ничтожно малы сравнительно масштабов рынка. Здесь «ничтожно малы» означает, что конфигурации размеров спроса и предложения отдельных субъектов в рамках короткого периода не воздействуют на рыночную стоимость продукции. Последняя определяется только совокупностью всех продавцов и клиентов, т. е. считается коллективным итогом рыночных отношений. Понятно, что малость субъектов рынка подразумевает и их множественность, т. е. присутствие на рынке большого количества мелких продавцов и клиентов. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие формальных или же неформальных соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольного превосходства на рынке. Допущения об однородности продукции, множественности компаний, их малости и независимости считаются базой для следующего актуального предположения. В критериях совершенной конкуренции любой отдельный продавец считается ценополучателем: кривая спроса на его продукцию бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска;

- предприятие имеет возможность реализовать любой размер продукции по имеющейся рыночной стоимости.

Потому что в этом случае общая прибыль фирмы (предприятия), ТR, увеличивается (падает) пропорционально увеличению (снижению) выпуска продукции, средняя и максимальная прибыль от ее реализации равны и совпадают со стоимостью (Р = АR = МR). В следствие этого кривая спроса на продукцию отдельной фирмы (предприятия) в критериях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и максимальной выручки.


- продукт однороден (гомогенен).

Однородность продукции значит, собственно, что все ее единицы абсолютно схожи в представлении клиентов, и у них нет способности различить, кем именно произведена та или же другая единица. В терминах это значит, что продукты различных компаний абсолютно взаимозаменяемы, и их кривая безразличия имеет для каждого клиента форму прямой. Совокупность всех компаний, производящих некий однородный продукт, формирует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обычные акции конкретной компании, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них абсолютно идентична любой другой, и клиенту нет дела до того, кем именно продается та или же другая акция, в случае если ее стоимость не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции большого количества компаний, можно рассматривать как совокупность множества рынков этих однородных продуктов. Однородными считаются еще стандартизированные продукты, реализующиеся, как правило, на предназначенных товарных биржах. Это, как правило, возможные виды сырьевых продуктов (хлопок, кофе, пшеница, нефть конкретных сортов) или же полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.).

Не считается однородной продукция, хотя если она и одинаковая, изготовители (или поставщики) которой имеют все шансы быть просто распознаны клиентами по производственной или же торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному символу или же иным характеристичным особенностям, в случае если клиенты присваивают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов совместно с анонимностью клиентов делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции различных компаний означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по стоимости для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности.

- клиенты хорошо информированы о тарифах продавцов.

Субъекты рынка (покупатели, торговцы, обладатели факторов производства) владеют совершенным знанием всех характеристик рынка. Информация распространяется между ними мгновенно и ничего им не стоит.

На данном допущении и реализован так называемый закон единой цены, согласно которому на абсолютно конкурентном рынке любой продукт продается по единой рыночной цене. Это, наверное, менее близкое к реальности и более героическое допущение в экономической теории. Остановимся на нем подробнее.


Мы утверждали, собственно, что перекрестная эластичность спроса по стоимости (в рамках однородной продукции) близка к бесконечности для любой пары продавцов. И потому тот из них, кто захочет увеличить стоимость выше обычного рыночного уровня, незамедлительно же лишится клиентов, которые обратятся к другим продавцам. Вопрос в том, что откуда узнают клиенты о наличии более дешевых источников снабжения (продавцов) и их местоположении. Суть допущения о совершенной информированности и состоит в том, что субъекты рынка заранее владеют информацией ораспределении тарифов среди продавцов и переход от одного продавца к другому им ничего не стоит.

К сожалению, такого априорного знания не бывает. Информация дефицитна, ее получение, переработка и внедрение стоят времени, сил и средств. В следствие этого кое-какие экономисты модели совершенной конкуренции предпочитают модель чистой конкуренции, признавая, собственно, что получение и использование информации требует кое-какого времени и усилий. Другие, напротив, считают, что без решения проблем неопределенности и риска в условиях неидеальной информации модель чистой конкуренции не содержит никаких преимуществ перед моделью совершенной конкуренции. Допущение о совершенной информированности сродни, считают они, допущению об отсутствия трения или же сопротивления среды в физике. Наблюдающееся в реальности несовершенство информированности, абсолютно, оказывает воздействие на рынок и рыночную стоимость. В следствие этого при исследовании реальных рыночных ситуаций ограничения, накладываемые допущением о совершенной информированности экономических агентов, обязаны быть приняты во внимание.

- компании имеют все шансы свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Все продавцы и клиенты владеют абсолютной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это означает, собственно, что фирмы вольны начать создание данной продукции, продолжить или же закончить его, в случае если посчитают это целесообразным. Буквально, например, клиенты вольны приобретать продукт в любом количестве, увеличить, уменьшить или же решительно закончить его закупки. Нет практически никаких законных или же денежных барьеров на вход в отрасль. Нет, к примеру, патентов или же лицензий, обеспечивающих преимущественные права производить конкретную продукцию. Вход в отрасль (и выход из нее) не требует сколько существенных первоначальных (соответственно ликвидационных) расходов. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономность от масштаба не настолько велика, чтобы ограничивать вход в отрасль предприятиям-новичкам.


С другой стороны, никто не должен оставаться в отрасли, в случае если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и иные формы рационирования спроса и предложения).

Свобода входа и выхода подразумевает еще безупречную мобильность клиентов и продавцов изнутри рынка, отсутствие каких-то форм прикрепления клиентов к продавцам. В случае если любой из миллиона клиентов будет поставлен один на один с одним из миллиона продавцов, то, не обращая внимания на их множественность и возможную малость, мы получим не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двусторонней монополии.

Естественно, все эти обстоятельства в чистом облике ни разу не выполнялись.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в ХХ веке, но и предыдущих столетиях. Но всё-таки этап с 1815 по 1875 год в Западной Европе можно именовать эпохой свободной конкуренции. Но есть ряд отраслевых рынков, которые относительно в большей степени имеют как раз такую структуру.

1.2 Рынок совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

Коротким периодом называется подобный этап, в течении которого производственные мощности любой фирмы (размеры и количество заводов, фабрик, других производственных единиц) фиксированы, но выпуск может быть увеличен или же снижен за счет конфигурации объема использования переменных факторов. Общее количество компаний в отрасли остается постоянным. В коротком периоде количество компаний в отрасли и их мощность постоянны, в длительном – не только объем используемых ресурсов и издержки, но и количество компаний и их мощности переменны.

В связи с допущением однородности продукции функции расходов всех компаний отрасли должны быть одинаковы – однородность продукции подразумевает и однородность затрачиваемых ресурсов. В следствие этого мы можем говорить о поведении типичной фирмы, все выводы о которой станут справедливы и в отношении каждой фирмы отрасли. В целях упрощения мы думаем, что запасы готовой продукции у каждой фирмы отсутствуют (равны нулю), собственно, что объем продаж каждой фирмы равен объему его выпуска в том же периоде.

Попытаемся выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, то есть максимизируется разница между общим доходом и совокупными издержками.