Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная экономическая теория утверждает, собственно, что максимизация прибыли или же минимизация потерь, достигается тогда, когда максимальный доход равен максимальным издержкам (MR=MC).

Следовательно, предприятие максимизирует прибыль или же минимизирует убытки, когда ее производство соответствует точке, где максимальный доход равен максимальным издержкам.

1.3 Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

До сих пор мы оценивали эти конфигурации в отраслевом объеме выпуска, которые были итогами заключений отдельных компаний об повышении или же уменьшении производства при изменении рыночной стоимости. Поступая таким образом, мы, впрочем, абстрагировались от очень необходимой части реакции конкурентной отрасли на изменении спроса от процессов входа в отрасль и выхода из нее.

Рассмотрение процессов входа и выхода предполагает переход к анализу долгосрочных временных интервалов.

Возможность долгосрочных временных интервалов менять объемы всех видов затрат (в том числе и таких, как затраты на землю, строения, производственное оборудование и т. п.) позволяет компании автономно выходить на рынок, основав свое собственное предприятие и наняв работников. Та же вероятность позволяет компании свободно покинуть рынок, рассчитавшись с сотрудниками и продав предприятие со всем оборудованием. Свободный вход в отрасль и настолько же свободный выход из нее один из ведущих черт рынка свободной конкуренции. Свобода входа, конечно, не значит, что компания имеет возможность войти в отрасль, не неся практически никаких потерь. Подобным образом свобода выхода значит, что компания, вознамерившаяся оставить отрасль, не встретит на своем пути практически никаких юридических барьеров, препятствующих закрытию фирмы или же переносу его деятельности в другой регион. Строго говоря, свобода выхода значает, что компания не несет безвозвратных издержек. Когда компания оставляет отрасль, она или находит своим постоянным активам новое применение, или без вреда для себя реализует их.

Свободный вход и выход до настоящего времени не играли активной роли в нашем обсуждении того, как компания принимает решения, относящиеся к краткосрочному спросу. Тем не менее, как мы сможем убедиться ниже, это условие, без которого понять конкурентный рынок в долгосрочной перспективе невозможно.


Компания имеет предприятие, размеры которого как раз таковы, что краткосрочные средние полныеиздержки в точности равны минимальным возможным долгосрочным средним издержкам при выбранном уровне выпуска. Краткосрочная кривая средних полных издержек фирмы любого другого размера показала бы более высокие средние полные издержки при выбранной величине выпуска продукции. Сокращение размеров фирмы сдвинет краткосрочную кривую средних полных издержек вверх и влево вдоль длительной кривой средних издержек; увеличение размеров фирмы сдвинет ее верх и вправо.

Как долгосрочные средние потери, так и краткосрочные средние полные (совокупные) потери равны стоимости при сбалансированном уровне выпуска продукции. Это событие гарантирует отсутствие мотивов, побуждающих компании как вновь появляться на рынке, так и уходить с него. Как обычно, средние и полные потери состоят из явных денежных и имплицитных потерь, включающих в себя альтернативную стоимость капитала или же «нормальную прибыль». Когда стоимость равна средним абсолютным издержкам, компания получает нулевую экономическую прибыль. В случае если экономическая прибыль станет положительной, то это завлечет в отрасль новые фирмы; в случае если же она станет отрицательной, это вызовет уход из отросли старых компаний.

При сложении кривых предложения мы исходим из допущения, что цены на все виды затрат (ресурсы и т. д.) не меняются при расширении выпуска продукции. Для небольшой компании, действующей в условиях совершенной конкуренции, это допущение абсолютно близко к реальности. Впрочем, в случае если все компании в отрасли пробуют в одно и тоже время наращивать выпуск продукции, наше допущение имеет возможность оказаться ложным. На практике цены на ресурсы возрастут, в случае если лишь только не окажутся совершенно эластичными краткосрочные кривые предложения ресурсов (затрат всех видов), применяемых в отрасли. В случае если цены на все виды затрат возрастут по мере увеличения совокупного объема выпуска всей отрасли, кривые издержек каждой отдельной компании сдвинутся вверх с подъемом выпуска продукции всех компаний. В этом случае краткосрочная кривая предложения для отрасли будет иметь несколько более крутой наклон, чем кривая, приобретенная на основе суммирования отдельных кривых предложения.

Мы не раз использовали термин «равновесие» для обозначения такого положения дел в экономике, при котором лица, принимающие экономические решения, не имеют практически никаких побудительных мотивов к изменению своих планов. Для того, чтобы компания на рынке совершенной конкуренции пребывала в состоянии долговременного равновесия, потребуется выполнение надлежащих трех условий:


1. Компания не должна иметь побудительных мотивов к повышению или же понижению объемов выпуска при наличии заданных размеров производственного фирмы. Это значит, собственно, что краткосрочные предельные издержки должны быть равны краткосрочному предельному доходу.

2. Каждая компания должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее фирмы (т. е. объемами применяемых постоянных затрат всех видов).

3. Не должно существовать мотивов, побуждающих компании к вхождению в отрасль или же к выходу из нее.

В современной экономике практически невозможно отыскать свободных, или же совершенно конкурентный, рынок. В следствие этого чаще всего такой рынок рассматривается как модель, позволяющая определить, насколько тот или же другой реальный рынок соответствует условиям совершенной конкуренции.

Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.

2. Характеристика и анализ рынка несовершенной конкуренции

2.1 Определение монополистической конкуренции

Не только монополизация, но и всевозможные нарушения условий совершенной конкуренции, ведут к ее подрыву. Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. На этом рынке подавляющая доля продукции предлагается ограниченным количеством компаний, которые, занимая господствующее место на рынке, имеют все шансы воздействовать на условия реализации продукции и, до этого всего, на цены.

От монополиста зависят объём производства и стоимость: чем выше стоимость, тем меньше реализуемый объём производства, и наоборот.

Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции:

1)Чистая монополия – это рынок, на котором действует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной компании, т.е. понятие компания и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других компаний блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:

- низкие затраты производства крупной компании, монополизировавшей рынок;

- присутствие государственных патентов и лицензий;


- исключительные права на важные источники сырья;

- предоставление правительством одной компании статуса единого продавца.

Условием существования чистой монополии считается уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства –п явление редкое, впрочем, она довольно обширно представлена на местных рынках. В связи с тем, собственно, что чистая монополия не просто ограничивает, а практически исключает конкуренцию, правительство в отношении чистой монополий проводит антимонопольную политику.

2)Олигополия (от греческого "олиго" немногие и "полео" - продаю) – это рынок, на котором преобладает несколько крупных компаний. Четкого количественного критерия олигополии в виде числа компаний нет, но как правило оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из трех-четырех компаний, именуется "жесткой"; состоящая из четырех – девяти компаний, на долю каких приходится 70-80% рынка, именуется "аморфной". Олигополия имеет возможность существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или же на рынке дифференцированной продукции. Различают олигополию сбалансированную и асимметричную.

Компании, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокую прибыль вследствие того что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Свойственной особенностью олигополистического рынка считается взаимозависимость компаний – любой из олигополистов находиться под существенным воздействием поведения других компаний и обязан принимать во внимание данную зависимость.

Результаты функционирования фирмы-олигополиста находятся в зависимости не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. В случае если одна компания ("Coca-cola") понизит стоимость на собственную продукцию, то другая компания, функционирующая в данной отрасли ("Pepsi-cola"), будет вынуждена также понизить стоимость собственной продукции. Ценовая конкуренция между олигополистов носит разорительный характер, в следствие этого компании стремятся к соглашению о тарифах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.

3) Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеются большое количество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют стоимость на свои продукты, объемы продаж. Но поскольку продавцов данной продукции большое количество и объем продаж отдельной компанией сравнительно невелик, постольку контроль компании над тарифами ограничен. Основные методы конкуренции – товарные знаки, реклама, выделяющие различия продуктов. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.


Правило максимума прибыли для монополиста:

MC=MR.

2.2 Монополия в краткосрочном периоде

При данных функциях спроса и затрат предприятие-монополист имеет возможность максимизировать прибыль, выбирая или объем выпуска, или стоимость. Назовем оптимальным такой объем выпуска, при котором прибыль монополиста максимальна.

Условие максимизации прибыли монополии (MR=MC).

Прибыль монополии в краткосрочном периоде – разность между общей выручкой и совокупными издержками.

В ситуации, когда общие средние краткосрочные затраты возрастут, монополия получит нулевую прибыль при оптимальном выпуске. Превращение монопольной прибыли в нулевую или же отрицательную имеет возможность быть как по причине подъема затрат, так и уменьшения.

Обладание монопольной властью на рынке не гарантирует положительной финансовой прибыли. Как и в случае совершенной конкуренции, монополист покинет отрасль только в том случае, в случае если стоимость на его продукт окажется ниже средних переменных затрат при оптимальном выпуске. Даже если монополия не может компенсировать свои постоянные затраты в коротком периоде, она все же станет продолжать оставаться на рынке.

Как и в условиях совершенной конкуренции, наилучший для компании объем производства в точке равенства максимального дохода и максимальных затрат (MR=MC). Но в случае если в условиях совершенной конкуренции стоимость равна предельному доходу (Р=MR), то в условиях несовершенной конкуренции максимальный доход становиться меньше стоимости единицы продукции (MR<P). Поэтому, если в совершенно конкурентном рынке равновесие компании достигается в точке равенства предельного дохода предельным затратам и стоимости единицы продукции (H=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли компания выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных затрат достигается при более высокой стоимости по сравнению с совершенной конкуренцией (P > MR = MC). При этом в условиях монополии компания всякий раз стремиться к получению экономической прибыли, не доступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому наилучшим для монополии соотношением стоимости и средних затрат считается превышение стоимости единицы продукции над издержками на производство данной единицы продукции (средними издержками) (P>AC), собственно, что свидетельствует о возможности получения компанией экономической прибыли.