Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии смотрится так:

P > MR = MC < AC.

Она характеризует ситуацию, при которой компания – монополист выбирает подобный объем производства и стоимость, при которых вполне вероятно получить самую большую массу прибыли.

Достижение такого равновесия желательно для любой компании в условиях несовершенной конкуренции, будь то чистая монополия, олигополия или же монополистический конкурент. Впрочем, в условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли более вероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке. В случае если конкуренция на рынке все же есть (как в случае олигополии и монополистической конкуренции), то экономическая прибыль в длительном периоде сокращается, и вполне вероятно, даже исчезает.

2.3 Монополия в долгосрочном периоде

Долгосрочное равновесие достигается при этом уровне выпуска, когда долгосрочные предельные затраты равны долгосрочному предельному доходу. О таком долгосрочном равновесии следует сказать следующее:

1. В условиях долгосрочного равновесия компания обязана работать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков, не имеет возможность быть долгосрочным равновесием: компания просто уйдет с рынка, в случае если она станет не в состоянии возмещать свои долгосрочные средние затраты.

2. В отличии от варианта совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии вовсе не в обязательном порядке надлежит устанавливаться в точке минимального количества кривой долговременных общих потерь. Оно имеет возможность быть достигнуто как при условии выпуска ниже минимального количества кривой долговременных средних потерь, например, и при уровне выпуска, превосходящем минимальной кривой долгосрочных средних издержек. За пределами зависимости от определенной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всякий раз изберет подобный размер производственного предприятия, который в наибольшей степени соответствует данному уровню выпуска.

3. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль компании, станет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это случается в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных. Начиная с точки долгосрочного равновесия, фирма-монополист имеет возможность временно увеличить прибыль, поднимая цены и сокращая выпуск продукции, смещаясь тем самым вверх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса. Впрочем, столкнувшись с более высокой стоимостью, покупатели скорректируют долгосрочную структуру потребления, уменьшая величину предъявляемого спроса до величины кривой долгосрочного спроса. При более высоких тарифах прибыль монополиста станет меньше, чем при начальной стоимости долгосрочного равновесия.


Монополист действует на рынке в отсутствии конкурентов. В следствие этого в противоположность совершенно конкурентному предприятию, чья экономическая прибыль в длительном периоде (благодаря наращиванию количества предприятий) сводиться к нулю, монополист имеет возможность получать положительную финансовую прибыль и в продолжительном периоде. С другой стороны, как и в случае совершенной конкуренции, финансовая прибыль монополиста в длительном периоде не имеет возможность быть отрицательной.

В случае если монополист несет убытки в коротком периоде, перед ним открыты две возможности. Первая состоит в том, что монополист имеет возможность покинуть этот рынок и найти за его пределами другую возможность использования своих ресурсов, который обеспечивал бы ему положительную или, по крайней мере, нулевую прибыль.

Другая возможность связана с тем, что размеры производственной мощности монополии не оптимальны, а это значит, что, изменив их, монополист имеет возможность остаться на предоставленном рынке, получая положительную или же хотя бы нулевую финансовую прибыль. Рассмотрим процесс долгосрочного приспособления монополии, начав с ситуации, когда прибыль монополиста в коротком периоде отрицательна.

Заметьте, что монополист должен был бы покинуть этот рынок, в случае если бы кривая долгосрочных средних общих затрат на всем своем протяжении лежала бы выше кривой спроса.

3. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции

3.1 Основные различия рынков монополии и совершенной конкуренции

Проведем сравнительный тест рынков монополии и совершенной конкуренции. Данные типы рынков диаметрально противоположны.

Совершенная конкуренция безупречна в том смысле, собственно, что при такой организации рынка любое предприятие может реализовать по предоставленной рыночной стоимости столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной стоимости не может воздействовать ни отдельный продавец, ни отдельный клиент.

Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором есть один и только лишь один продавец конкретного продукта. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (монополия) встречается с совокупным спросом всех возможных клиентов продукта в пределах предоставленного (национального или же местного) рынка, и в этом смысле оно идентично отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения фирмы, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений.


На рынке совершенной конкуренции есть свобода входа и выхода. Все продавцы и клиенты владеют абсолютной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что фирмы вольны начать производство данной продукции, продолжить или же закончить его, в случае если посчитают это целесообразным. С другой стороны, никто не должен оставаться в отрасли, в случае если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и иные формы рационирования спроса и предложения). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) владеют совершенным знанием всех характеристик рынка. Информация распространяется между ними быстро и ничего им не стоит.

3.2 Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками

Монополия может существовать постольку, поскольку вход на рынок представляется другим фирмам нерентабельным или же невозможным. В случае если другим предприятиям получится войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. В следствие этого наличие входных барьеров считается обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и многообразны. Среди них:

- наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или же используемую при ее производстве технологию;

- существование правительственных лицензий, квот или же больших пошлин на ввоз товаров;

- контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или же других специализированных ресурсов;

- наличие существенной экономии от масштаба, допускающей наличие на рынке только одного поставщика, получающего положительную прибыль;

- большие транспортные затраты, способствующие формированию отделенных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль имеет возможность представлять большое количество локальных монополистов.

Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для возможных конкурентов.

Вторым условием существования монополии считается отсутствие совершенных заменителей.


Предприятие-монополист может производить однородную или же дифференцированную продукцию, но во всяком случае данная продукция не содержит совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или же субститутов. Естественно, все потребительские продукты считаются взаимозаменяемыми в том случае, что все они соперничают или же конкурируют за деньги клиентов. Впрочем, в случае если продукты, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты продуктов, производимых монополистом, менее чем совершенны. Другими словами, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста с другим продуктом или равна нулю, или пренебрежимо мала. Обратная ситуация наблюдается на рынке совершенной конкуренции: все единицы ее продукта совершенно одинаковы в представлении клиентов и у них нет способности различить, кем именно произведена та или же другая единица.

В терминах это значит, что продукты разных компаний совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия содержит для любого клиента форму прямой. Совокупность всех компаний, производящих некий однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обычные акции конкретной компании, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и клиенту нет дела до того, кем именно продается та или же другая акция, вслучаеесли ее стоимость не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции большого количества компаний, можно рассматривать как совокупность многих рынков этих однородных продуктов. Однородными считаются еще и стандартизированные продукты, реализующиеся как, правило на специализированных товарных биржах. Это, как правило, разные виды сырьевых продуктов (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или же полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.). Не считается однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть просто распознаны клиентами по производственной ими торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или же иным характеристичным особенностям, в случае если клиенты придают им, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов совместно с анонимностью клиентов делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных компаний значит, что перекрестная эластичность спроса на нее по стоимости для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности.


Третьим параметром, на основании которого можно выполнить сравнительный анализ является степень информированности субъектов рынка. И клиенты, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о тарифах, физических свойствах благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности содержит для монополиста чуть ли не большее значение, чем для совершенно конкурентной фирмы. Последний, как мы знаем, считается ценополучателем, а значит, ему вовсе не в обязательном порядке знать отраслевую или же рыночную кривую спроса. Для него рыночная стоимость считается экзогенным параметром, а его персональная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при предоставленной рыночной стоимости собственную прибыль, ему достаточно только знать собственную функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого считается и кривой спроса отрасли. Значит, манипулируя в целях максимизации прибыли размером выпуска или же уровнем стоимости, монополист обязан знать кривую спроса на собственную продукцию, т. е. все вероятные соотношения между тарифами спроса и его размерами. Более того, в таком случае, к примеру, при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему надо знать и функции спроса отдельных покупателей или частей рынка.

Очевидно, что допущение о совершенной информированности субъектов рынка в случае монополии не более ралистично, чем при совершенной конкуренции, и мы увидим, что фирмы, владеющие в той или иной степени монопольной властью, при недостаточной информированности о кривых спроса как правило используют при установлении тарифов кое-какими эмпирическими правилами.

Все перечисленное дает основание утверждать, собственно, что рынок совершенной конкуренции и монополии считаются диаметрально обратными структурами.

Заключение

В своей работе, я рассмотрел следующие главные наблюдения:

Рынки монополии и совершенной конкуренции считаются полярными структурами, основы их организации популярны.

Совершенная конкуренция представляется многим исследователям каким-то идеалом, своеобразным эталоном рынка к которому надо стремиться, впрочем, известно, что, как и монополии, этой рыночной структуре присущи свои недостатки. В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между клиентами. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции считается фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов.