Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке (на примере ООО "КАДЕС-Пласт") ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы. Конкурентные стратегии это важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Фирма или предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию исходя из занимаемой позиции на рынке, т.е. является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем либо обитателем ниши. Проводит анализ своих конкурентов и оценивает свои возможности, и лишь затем выбирает подходящую для себя конкурентную стратегию.

Для каждого сегмента характерно оригинальное поведение потребителей, а, значит, собственная конкурентная стратегия, которую наилучшим образом может реализовать предприятие на этом сегменте. В конкурентной борьбе можно придерживаться наступательной и защитной стратегий. Любые конкурентные преимущества непрерывно подвергаются атакам конкурентов, особенно богатых ресурсами. На рынке все фирмы могут стать объектами атаки со стороны конкурентов (в том числе новых участников рынка и фирм, стремящихся улучшить свои позиции).

Целью написания курсовой работы служит разработка проекта мероприятий по оптимизации конкурентных действий производственной компании ООО "КАДЕС-Пласт" на рынке производства резиновых и пластмассовых изделий.

Для этого был определен сопутствующий достижению цели ряд задач:

  • Понятие и виды конкурентных стратегий
  • Провести анализ альтернатив и выбор стратегии
  • Провести конкурентный анализ компании на рынке производства резиновых и пластмассовых изделий
  • Охарактеризовать конкурентные преимущества и конкурентные недостатки ООО "КАДЕС-Пласт"
  • Проанализировать конкурентные действия, осуществляемые компанией в конкурентной среде бизнеса
  • Разработать проект мероприятий по оптимизации конкурентных действий компании в отношении прямых конкурентов
  • Осуществить расчет эффективности предлагаемых мероприятий

Объектом курсовой работы является производственная компания ООО "КАДЕС-Пласт".

Предметом служит механизм разработки приемов и моделей конкурентных действий.

В процессе написания курсовой работы применялись общенаучные методы познания: анализ, синтез абстрагирование, обобщение, логический метод.

Структура и объем курсовой работы. Содержит 47 страниц основного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающий 21 источник. Отдельным разделом выделены приложения на страницах 48-49. Результаты анализа представлены в 20 таблицах и 12 рисунках.


Глава 1. Теоретический анализ конкурентной стратегии фирм на внутреннем рынке

1.1. Понятие и виды конкурентных стратегий

Конкурентная стратегия связана исключительно с планами руководства по ведению конкурентной борьбы, предоставлению дополнительных ценностей для покупателей.

Базовая стратегия конкуренции, предложенная М.Портером, представляет собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами, являясь центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От правильного выбора конкурентной стратегии зависят все последующие маркетинговые действия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок [15;212].

В первую очередь сказанное относится к неправильному представлению о том, какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции. Часто считают, что привлекательные рынки те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии [15;213].

Как показывает практика, преуспевающие и перспективные рынки имеют высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных потребителей, дешевую систему поставок и наименьшее число альтернативных отраслей, способных их заменить. Бизнес с новейшими технологиями и высокой эффективностью больше всех подвержен атакам конкурентов, вероятность банкротства на таких рынках очень велика [13;113].

Необходимо отметить, что для многих небольших предприятий конкуренция сводится к тому, чтобы быть похожими на своих крупных (мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в себе. Но подражать другим значит лишить себя какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких усилий для того, чтобы не потерять их. Наличие конкурентного преимущества не должно останавливать дальнейший поиск [10;101].

Достигнуто большое разнообразие средств для привлечения покупателей и завоевания их доверия, за счет чего идет опережение конкурентов и удержание своего места на рынке. Но общность всех этих действий хорошо просматривается под углом цели деятельности на рынке и типа достигнутого конкурентного преимущества[8;98].


Отсюда принято выделять пять вариантов подхода к стратегии конкуренции компании (таблица 1):

Таблица 1

Конкурентные стратегии[2;45]

№ п/п

Конкурентная стратегия

Характеристика

1

Стратегия лидерства по издержкам 

предусматривает снижение полных издержек производства товара или услуги, что привлекает большое количество покупателей

2

Стратегия широкой дифференциации 

направлена на придание товару компании специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов, что способствует привлечению большего количества покупателей

3

Стратегия оптимальных издержек 

дает возможность покупателям получить за свои деньги большую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные (самые низкие) издержки и цены производимой продукции с аналогичными чертами и качеством

4

Сфокусированная стратегия (или стратегия рыночной ниши)

основанна на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства

5

Сформулированная стратегия

основана на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами или услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям

Дадим краткую характеристику каждой из пяти стратегий.

Стратегия лидерства по издержкам

Когда многие покупатели на рынке чувствительны к цене, борьба за низкий уровень издержек среди отраслевых производителей становится сильным конкурентным подходом. Цель состоит в создании устойчивого превосходства по издержкам над конкурентами. Для достижения установления преимущества по издержкам общие издержки производства фирмы по всей цепочке ценностей должны быть меньше совокупных затрат конкурентов. Для этого есть два пути:

  • Делать работу лучше, чем конкуренты, эффективно осуществляя операции во внутренней цепочке ценностей и управляя факторами, которые определяют уровень издержек по этой цепочке.
  • Исправить цепочку ценностей компании вплоть до объединения операций или отказа от высокозатратных действий в цепочке ценностей [4;67].

Основные показатели затрат, которые определяют общие издержки в каждом звене, делятся на две категории (Приложение 1) [9;169].

Стратегия дифференциации

Стратегия дифференциации становятся привлекательным конкурентным подходом тогда, когда потребительские запросы и предпочтения становятся максимально разнообразными и не могут быть удовлетворены стандартными товарами. Для успеха стратегии дифференциации необходимо (рисунок 1):

для успеха стратегии дифференциации необходимо:

за что готовы платить

что они думают о ценности товара

знать чему они отдают предпочтение

изучить запросы и поведение покупателей

Рисунок 1. Слагаемые успеха в стратегии дифференциации[6;101]

Изучив все эти будущие слагаемые успеха, компания предлагает одну или несколько отличительных характеристик товара в соответствии с запросами покупателей. При этом эти предложенные характеристики должны быть ощутимыми и упоминающимися. Конкурентное преимущество появляется, когда достаточно большое количество покупателей проявит интерес к предлагаемым дифференцированным атрибутам и характеристикам товара. Сила заинтересованности прямо пропорциональна силе конкурентного преимущества компании [6;102].

Успешная дифференциация позволяет фирме (рисунок 2):

успешная дифференциация позволяет фирме:

установить повышенную цену на товар

увеличить объем продаж

завоевать лояльность покупателей к своей товарной марке

Рисунок 2. Возможности фирмы при успешной дифференциации[4;123]

Дифференциация успешна, когда издержки на ее проведение покрываются за счет роста цен. И наоборот, когда покупатель не видит никакой ценности и уникальности в обновленном и измененном товаре.

Разновидностей схем дифференциации может быть множество, рассмотрим ряд успешно апробированных подходов компании к дифференциации (Приложение 2) [11;162].

Стратегия оптимальных издержек

Стратегия оптимальных издержек представляет собой такой конкурентный подход, в котором производитель имеет наилучшие (самые низкие) издержки относительно товаров конкурентов, одинаково позиционированных по шкале “качество - обслуживание - характеристики - привлекательность”[13;14].

Конкурентное преимущество производителя с данной стратегией состоит, с одной стороны, в близости по ключевым параметрам “качество - обслуживание - характеристики - привлекательность”, к конкурентам, а с другой стороны, в превосходстве над ними по издержкам.


Стратегия оптимальных издержек имеет наибольшую привлекательность с точки зрения возможности конкурентного маневрирования. Она предоставляет возможность создать исключительную ценность для покупателя, балансируя между стратегиями низких издержек и дифференциации. Стратегия оптимальных издержек выгодно отличается от этих двух стратегий на рынках, где покупательские предпочтения делают дифференциацию продукта нормой, и многие покупатели смотрят одновременно и на цену, и на ценность товара[9;149].

Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации

Отличительной чертой сфокусированных стратегий является ориентация на узкую часть рынка. Целевой сегмент, или ниша, могут быть определены, исходя из географической уникальности, особых требований к использованию товара или особых характеристик товара. Цель производителя состоит в том, чтобы лучше выполнять работу по обслуживанию покупателей целевого сегмента. Конкурентное преимущество данной стратегии может быть достигнуто, если, во-первых, иметь более низкие, чем у конкурентов, издержки на данной рыночной нише, а во-вторых, иметь возможность предложить потребителям данного сегмента что-то отличное от конкурентов[19;212].

Сфокусированная стратегия низких издержек связана с рыночным сегментом, на котором требования покупателей к издержкам, т. е. к цене, существенны в отличие от остального рыночного пространства.

Сфокусированная стратегия дифференциации зависит от покупательского сегмента, который требует уникальных характеристик и атрибутов товара. Использование сфокусированной стратегии для соревнования по издержкам - довольно типичный подход для бизнеса [16;150].

1.2. Анализ альтернатив и выбор стратегии

Процесс выбора стратегии состоит из этапов, представленных в таблице 2:

Таблица 2

Процесс выбора конкурентной стратегии[20;104]

№ п/п

Этапы

Характеристика

1

разработка

создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей (здесь важно разработать, возможно, большее число альтернативных стратегий)

2

доводка

стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии, и формируется общая стратегия

3

анализ (оценка)

анализируются альтернативы в рамках общей выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием