Файл: Особенности политики развития персонала корпораций ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Современный менеджмент: характеристики и основные критерии его успешности

1.1. История становления науки об управлении

1.2. Менеджмент как вид организационно-хозяйственного управления: понятие и сущность

1.3. Основные критерии успешности современного менеджмента как вида управления и методов руководства.

2. Анализ ключевого персонал компании ОАО «Лукойл» как субстрат ее успешной деятельности.

2.1. Анализ системы управления компании ОАО «Лукойл».

2.2. Политика подбора и управления ключевым персоналом в «Лукойл».

3.Изучение деятельности персонала компании и рекомендации по его совершенствованию

3.1. Оценка эффективности деятельности ключевого персонала компании «Лукойл».

3.2. Разработка проектно-практических предложений по совершенствованию управления ключевым персоналом в компании ОАО « Лукойл» как основа его успешной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Помимо основных школ, учеными принято выделять несколько подходов к изучению менеджмента; ситуационный, процессный и комплексный.

1.2. Менеджмент как вид организационно-хозяйственного управления: понятие и сущность

В 1990-х годах России большое влияние в среде зарождавшегося крупного бизнеса приобрели зарубежные теории эффективного, или научного менеджмента. В настоящее время в связи с поставленной руководством страны задачей повышения производительности труда данные концепции вновь стали актуальными. Их зарождение и становление уместно отнести к рубежу XIX– XX вв., периоду формирования индустриального общества. Как отмечает крупный российский историк Л.В. Байбакова, «высокие темпы индустриализации, заданные в ходе завершившегося на рубеже 1870–1880-х годов промышленного переворота и начавшейся одновременно монополизации экономики, ускорили формирование индустриально [1,c.20]

Эффективность многих организаций в сфере нематериального производства зачастую во многом связана с проблемами менеджмента – теории и практики научного управления. Как известно менеджмент – это процесс взаимосвязи таких функций как планирование, организация, мотивация, контроль и двух связующих – коммуникации и принятия решений

Составной частью управления является:

  1. социально - экономического организма в масштабах страны, комплексов и отраслей, их юридических лиц. В котором выделяется составные элементы: целеполагание, планирование, организация, мотивация, анализ, оценка, контроль, регулирование, стимулирование роста эффективности производственно- предпринимательской и коммерческо-финансовой деятельности и прибыли коллективов от реализации своих товаров и услуг на рынках;
  2. целополагание означает постановку целей и задачи, определяющих прогрессивное движение коллектива в направлении их эффективной реализации;
  3. мотивация или стимулирование характеризует мотивы действий людей, определяющие их заинтересованное в материальном и моральном аспектах, стремление к достижению поставленных целей;
  4. планирование индикативного характера действия, определяет развитие деятельности предприятий на основе анализа накопленного опыта и прогнозных оценок перспектив. В нем предполагает решение вопросов о том, какими должны быт цель организации в текущей, средне- срочной и долгосрочной перспективе, как должны осуществлять ее члены достижение этих целей эффективными методами и средствами;
  5. организация - это процесс создания и приведения в регулярное действие на предприятиях такого экономического механизма, который позволяет им наиболее эффективно построить структуру, качественно выполнять намеченные задачи по производству и реализации товаров и услуг, полнее удовлетворять спрос покупателей, получать и наращивает прибыль;
  6. регулирование представляет процесс осуществления на основе анализа фактического состояния и прогнозно-плановых оценок движения организации к заданным целям с выявлением отклонений от намеченных показателей, разработкой и осуществлением научно обоснованных мер по их эффективному достижению в заданные сроки;
  7. контроль - есть процесс мониторинга или слежения за ходом движения коллектива предприятия, фирмы или компании к достижению своих целей с своевременной корректировкой его по мере необходимости. В рыночной системе хозяйствования известных три уровня управления и организации менеджмента. [2,c.45]

На высшем уровне руководители ответственны за организацию на прогрессивной научно технической основе и высокие макро- экономические показатели раз- вития общественного производства, его крупных сегментов _ межотраслевых и межрегиональных комплексов соответствен- но интересам достижения стратегических целей, выдвинутых обществом. На среднем уровне управления деятельностью отдельных отраслей регионов их руководители организуют реализацию указанных целей развития страны применительно к поставленным перед ними конкретным задачам и функциям, выступая своеобразным "буферным" звеном между руководящим персоналом высшего и низового звеньев.

Их деятельность варьируется от одной организации регионально отраслевого типа к другой и зависит во многом от местных природно - географических, почвенно - климатических, социально- демографических, производственно- экономических, организационно- управленческих и научно - образовательных факторов.

В основном - низовом уровне управления, наиболее полно связанном с организацией предпринмательско - коммерческой деятельности на принципах менеджмента, руководители предприятий, фирм и компаний через подчиненных им начальников внутренних подразделений осуществляют производство разнообразных товаров и услуг.

Здесь происходит непрерывная переработка предметов окружающей природы как исходного сырья и использования мировых достижений науки, техники, технологии и опыта хозяйствования.

В современной мировой рыночной экономике широко рас- пространены японский и американский стили менеджмента. Они дают большую пользу, если применяются творчески с учетом специфики развития каждой страны, особенностей предпринмательско-коммерческой деятельности конкретных компаний, фирм и предприятий. Японский корпоративный стиль менеджмента отличается гуманизмом и корпоративным духом.

Целью менеджмента здесь выдвигается получение прибыли при постоянном улучшении условий жизнедеятельности работников, повышение качества выпускаемых товаров и услуг соответственно требованиям покупателей. Американский стиль менеджмента отличается индивидуализмом и основан на эгоизме работников управления.

Главная цель менеджмента в США - получение прибыли достигается в компаниях, фирмах и особенно, на предприятиях более жестки- ми, но эффективными методами. Интересы планомерного достижения поставленных целей требуют от всех занятых в сфере управления менеджеров, как патриотов, высокого уровня образования и квалификации, компетентности, результативности и эффективности деятельности для повышения личного благосостояния и процветания страны. Каждому варианту системы управления соответствует определённое значение критерия эффективности, и задача управления найти такой вариант , при котором соответствующий критерий принимает самое выгодное значение.


В качестве критерия эффективности производства и управления используют обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объём производства, прибыль, рентабельность, время и др.) и частные показатели использования отдельных видов ресурсов (труда, основных фондов, инвестиция) . [14,c.7]

При оценке эффективности менеджмента использует также показатель экономичности управления: отношение экономических показателей к затратам на содержание аппарата управления.

1.3. Основные критерии успешности современного менеджмента как вида управления и методов руководства.

Глобализация экономических отношений приводит к многократному возрастанию потоков информации. Это приводит к увеличению количества возможностей и опасностей внешней среды, оказывает решающее воздействие на эффективность деятельность организации. Нельзя сказать, что это односторонний процесс, так как крупные организации не только испытывают воздействие внешней среды, но в свою очередь оказывают на нее значительное обратное влияние. [3,c.54]

Сложность самой организации, ее взаимосвязей с внешней средой оказывают влияние на характеристики внешней и внутренней среды последней. Социально-экономическая среда современных организаций характеризуется высоким динамизмом и неопределенностью, возрастающим влиянием интеграционных процессов на их деятельность. Поэтому внутри самих организаций должен быть обеспечен высокий динамизм развития и деятельности. Экономисты считают, что темп изменений внутри организации для развития в конкурентной среде должен быть не ниже среднего по внешней среде. В современных организациях занято большое количество человеческих ресурсов, что усаливает воздействие человеческого фактора на функционирование организаций. Это в свою очередь увеличивает сложность принятия решений и их значимость для развития организаций. Ясно, что в этих условиях для принятия эффективных решений только интуиции и опыта руководителя недостаточно.[15,c.8]

В ходе принятия управленческих решений необходимо учитывать множество переменных, относящихся к затратам различных ресурсов, видам используемых технологий, охране окружающей среды, уровням риска. Очевидно, что анализ и обобщение всей этой информации превосходит интеллектуальные возможности и компетентность отдельного человека. Поэтому большинство решений все чаще принимаются группой лиц, которые используют рекомендации экспертов, советников. Вовлечение большого числа людей в процесс принятия решения, в свою очередь порождает проблему координации усилий участников решения. Все это вызывает противоречие


Путь к успеху в бизнесе открывается для фирмы, даже если она чуть более эффективна и действенна, чем другие фирмы или, чем она была раньше. Т. Питерс и Р. Уотермен считают ключевыми следующие характеристики менеджмента:

1. Ориентация на действие, на достижение успехов. Хотя передовые компании могут подходить к принятию решений аналитически, данный факт их не сковывает (как это, по-видимому, случается со многими другими компаниями).

2. Лицом к потребителю. Образцовые компании учатся у людей, которых они обслуживают. Они предлагают потребителям необыкновенно высокое качество, обслуживание и надежность —вещи, которые служат хорошо и долго.

3. Самостоятельность и предприимчивость. Компании, склонные к нововведениям, способствуют к тому, чтобы в организации было много лидеров и рационализаторов.

4. Производительность — посредством людей. Образцовые компании относятся к рядовому персоналу как к главному источнику качества и росту производительности.

5. Связь с жизнью, ценностное руководство. Бывший председатель 1ВМ Т. Уотсон говорил, что «основная философия организации играет гораздо большую роль в ее достижениях, чем технологические или экономические ресурсы, организационная структура, нововведения и соблюдение сроков».

6. Верность своему делу. Роберт Джонсон, бывший председатель «Джонсон энд Джонсон», говорит так: «Никогда не вступайте в дело, если вы не знаете как его вести». Или, как сказал Эдвард Харенсс, бывший главный управляющий в «Проктер энд Гэмбл»: «Эта компания никогда не отрывалась от своей основы. Мы стремимся быть всем, чем угодно, но только не конгломератом». Хотя и было несколько исключений, которые разумно занимались тем бизнесом, который они не знали.

7. Простота формы, минимальный штат управления.

8. Свобода и жесткость одновременно. Лучшие компании предстают одновременно централизованными и децентрализованными. По большей части, как мы говорили, они распространяют автономию вплоть до цехов и групп разработчиков продуктов, С другой стороны, они — фанатики централизма в том, что касается немногих стержневых ценностей, которым они привержены. [4,c.16]

Постоянное развитие экономических процессов обязывает предприятие быстро адаптироваться к условиям внешней среды посредством принятия эффективных и целесообразных управленческих решений. Планирование деятельности предприятия зависит от детальности и своевременности предоставления информации управляющему персоналу. Для этих целей наиболее эффективным решением является внедрение управленческого учета как главного элемента стратегического управления предприятием.


Управленческий учет является важной информационной базой отражающей текущее состояние всех процессов на предприятии. Он призван в нужный момент предоставлять оперативную информацию по каждому из участков учета для анализа и прогнозирования. Оценка текущего состояния предприятия базируется на анализе финансовой и управленческой отчетности. Здесь важно обратить внимание на различия этих двух видов отчетности и информации, которая ими предоставляется. Финансовая отчетность предприятия является обязательным элементом учета и предоставляет общее представление о хозяйственной деятельности субъекта. Основным недостатком такой отчетности является то, что она содержит устаревшие данные и позволяет анализировать только прошлые события. Использование такого рода данных неэффективно в прогнозировании и принятии стратегических решений

Главное отличие управленческой отчетности от финансовой это ее высокая степень детализации. Такая отчетность может в любой момент предоставлять данные об интересующем персонал участке работы предприятия, что в свою очередь помогает оперативно принимать решения. Кроме того такая отчетность способна давать прогнозные данные, что в свою очередь дает прочную почву для планирования деятельности организации. Еще одним преимуществом управленческой отчетности является ее произвольный характер, то есть предприятие самостоятельно разрабатывает форму и перечень показателей в зависимости от специфики деятельности Важно отметить, что использование управленческого учета на предприятиях Украины является необязательным, а потому на сегодняшний момент данный вид учета не нашел широкого применения. Следует также отметить, что методологические основы формирования учета и отчетности на предприятиях являются произвольными и разрабатываются предприятием самостоятельно. Исходя из этого, важно определить основные составляющие формирования отчетности.

Для правильного формирования отчетности важно обозначить основные принципы, на которых базируется методология ее составления. К таким принципам можно отнести следующие:

  1. адресности, в соответствии, с которым информация отчетности должна предоставляться тем менеджерам, которые, уполномочены принимать решения на соответствующих участках деятельности; - достоверности, в соответствии с которым информация, должна быть подтверждено соответствующими первичными и внутренними документами;
  2. полного отражения, в соответствии с которым информация должна содержать весь набор нужных показателей для принятия конкретного решения на конкретном участке; - периодичности, в соответствии с которым информация должна предоставляться в тот момент времени, когда она необходима;
  3. оперативности, который состоит в том что информация, предоставленная в отчетности должна опережать любые решения;
  4. конкретности, то есть отчет должен содержать только ту информацию которая необходима в данный промежуток времени;
  5. вариативности в соответствии, с которым отчетность должна содержать несколько вариантов развития событий, которые могут повлиять на принятие решения;
  6. полезности. Затраты на сборку, отчетности не должны превышать эффекта от ее использования.
  7. психологии человека, который должен учитывать особенности и уровень подготовки пользователей такой отчетности.