Файл: «Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета» (Сущность бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История развития бухгалтерского учета
1.1 Определение бухгалтерского учета
2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Пользователи и принципы бухгалтерского учета
2.2 Предмет, метод и объекты бухгалтерского учета
2.3 Требования к бухгалтерской отчетности
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ
3.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
3.2 Порядок организация бухгалтерского учета в организациях
4. Контроль процессов и результатов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, их соответствие утверждённым планам.
5. Недопущение снижения эффективности и отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации (например, снижение объемов продаж, уменьшение количества потребителей).
6. Определение наличия и объемов внутренних резервов (материальных, трудовых, финансовых), которые могли бы обеспечить финансовую устойчивости и дальнейшее развитие организации.
Все задачи бухгалтерского учета по причинам их возникновения, можно подразделить на следующие группы: [8, c. 14]
1. Технологические задачи - зависят от технологических аспектов учета. Результаты учета фиксируются на бумажных носителях, что объясняется правовыми нормами: т.к. сделки во всех областях хозяйственной деятельности заключаются в письменной форме. В связи с этим задачи бухгалтера:
1) регистрация информации, т.е. ее введение с бумажных носителей, созданных на другом предприятии, в собственную систему учета;
2) перевод информации из своей системы учета на бумажный носитель для того, чтобы совершенную сделку могло зарегистрировать в своей системе другое предприятие.
Если бы технология совершения сделок была иной, т.е. сделки сразу регистрировались бы в электронной форме, таких задач перед бухгалтером не стояло бы.
Также требование законодательства предоставлять информацию на бумажных носителях, ставит перед бухгалтером задачу по переводу выработанной в системе учета информации на бумагу. Как только законодательство разрешает предоставлять информацию в электронном виде, то меняются и задачи бухгалтера: [12, c. 35]
- если бы система могла самостоятельно пересылать информацию по месту требования, задача бухгалтера ограничилась бы формированием такой информации;
- если бы система еще и самостоятельно могла формировать, т.е. вычислять информацию, то круг технологических задач бухгалтера, еще более сузился и сводился бы к регистрации;
- если бы информация еще и автоматически регистрировалась, на долю бухгалтера осталась бы организация системы учета.
2. Алгоритмические задачи - зависят от используемых в системе учета алгоритмов вычислений: т.е. последовательности действий (вычислений), которые нужно произвести для определения требуемого финансового результата. [10, c.19] Например, для определения прибыли предприятия, необходимо предварительно вычислить все доходы и все расходы, которые в свою очередь состоят из различных неоднородных величин и требуют своего исчисления на более низком уровне. Одна цель порождает множество других - в этом состоит сущность алгоритмического ряда. [16, c. 49]
Задачи, обусловленные алгоритмами, как в примере с вычислением финансового результата, имеют иерархическую структуру. [ 19, c. 73]
3. Различные исполнительские задачи – определяются лицами, которым бухгалтер, по роду своей работы и в соответствии с организационной структурой предприятия, обязан подчиняться. К таким лицам относятся руководители подразделений и администрация предприятия, государство в лице различных контролирующих органов. Требования этих лиц могут определяться не только технологической или алгоритмической необходимостью, но исходить из целей, лежащие вне пределов бухгалтерского учета или принятия управленческих решений. К примеру, от бухгалтера может быть потребована выборка данных, не обусловленная хозяйственной необходимостью и не являющаяся промежуточным итогом при вычислении обязательных показателей, а регламентированная, например, требованием внутреннего нормативного документа (как пример можно привести предоставление бухгалтером данных, необходимых для анализа процессов системы менеджмента качества предприятия в целях ее сертифиации) . Но задача поставлена и необходимо ее исполнять.
4. Технические задачи зависят от поддержания системы учета в рабочем состоянии. В большинстве случаев технические задачи решаются соответствующими подразделениями: отдел кадров набирает учетный персонал, вычислительный центр производит обработку учетной информации, службы ремонта следят за состоянием вычислительной техники и т.д., но иногда технические задачи приходится решать непосредственно бухгалтерам. Так, например, бухгалтер определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, прикладных программ, которые позволяли бы создавать экономически обоснованные системы обработки информации. [20, c. 63]
Технические задачи учета не являются непосредственно задачами учета, но без их решения учет невозможен. Поскольку учет предназначен для обслуживания всех прочих подразделений, постольку и прочие подразделения вынуждены заниматься обслуживанием учета, решая его проблемы. [20, c. 48]
Классифицировать задачи, стоящие перед учетом, можно и по другим критериям. [11, c. 93]
5. Характер отношения (функция). Любая поставленная задача всегда требует контроля исполнения и таким образом разделяется на две задачи: прямую и контрольную. Если перед бухгалтером ставится задача вести учет, к примеру, прихода и расхода наличных денег (кассовые этом операции), как немедленно возникает и обратная ей: контролировать порядок учета оборота которые денег в кассе предприятия.
6. Периодичность повторения. По периодичности повторения все
задачи делятся на:
- периодические - которые решаются бухгалтером постоянно, таких в учете большинство (например, составить квартальный отчет);
- спорадические (от греческого sporadikos -рассеянный, отдельный) задачи, возникающие перед бухгалтером время от времени, более или менее случайно;
- уникальные задачи - разовые, решать которые приходится единожды (определиться с порядком списания ущерба, например, от пожара).
7. Степень срочности. Степень срочности – субъективный критерий. По этой причине классификация задач по степени срочности, и по периодичности, должна производиться самим бухгалтером при планировании им своего рабочего времени:
- срочные задачи, возникающие неожиданно и требующие незамедлительного решения;
- среднесрочные задачи, возникающие неожиданно и требующие относительно быстрого решения;
- текущие задачи, требующие решения к заранее известной отдаленной дате;
- «остаточные» задачи, срок исполнения которых не установлен.
8. Способ регламентации. Классификация определяется документом, регламентирующим обязанности бухгалтера, это может быть:
- законодательный или нормативный акт;
- организационно-распорядительный документ руководства предприятия;
- должностная инструкция.
При отсутствии регламентирующего документа задача устанавливается этом на основании обычаев и традиций бухгалтерии и предприятия. [ 11, c. 86]
9. Характер воздействия на хозяйственную деятельность предприятия. Бухгалтерский учет призван оптимизировать хозяйственную деятельность предприятия, что возможно двумя способами: способствовать либо увеличению доходов, либо уменьшению расходов. Таким образом, по характеру воздействия на хозяйственную деятельность возникают три типа задач: [9, c. 55]
- задачи, способствующие увеличению доходов (предоставление информации менеджеру, принимающему решение по определению оптимальной ценовой политики);
- задачи, способствующие уменьшению расходов (например, ревизия кассы или инвентаризация материалов и комплектующих изделий способствуют уменьшению расходов);
- задачи, определить воздействие которых на хозяйственную деятельность не является возможным.
Бухгалтерский учет более тяготеет к задачам уменьшения расходов, чем к задачам увеличения доходов; ему присуща экономия, но не поиск оптимального управленческого решения, способного увеличить прибыль. Повышение прибыли является для учета почти непосильной задачей. [9, c. 32]
10. Объект целеполагания. Объектом решаемых задач может быть как прошлое, так настоящее или будущее. Соответственно и задачи по этому критерию могут быть подразделены на:
- «археологические», направленные на установление уже состоявшегося факта;
- констатирующие, направленные на установление происходящего в текущий момент события;
- прогнозные, направленные на предсказание события, которое может произойти в будущем.
Например: предоставление администратору данных по прибыли за прошлый период относится к «археологии»; отражение в учете отгружаемого потребителю товара является констатацией происходящего в текущий момент события; подсчет обязательств предприятия по кредитам призван выявить сумму, которую придется погасить в будущем. Такая градация, как и предыдущая, условна. Есть случаи, когда точно определить объект целеполагания невозможно. [17, c. 153]
Можно стоящие перед бухгалтером задачи разделить и по другим признакам: по характеру и объему требуемых работ; по количеству задействованных работников; по ответственным исполнителям; по расходам на исполнение, по времени исполнения; по ответственности за неисполнение, по конечному потребителю полученной информации и др. Важно, чтобы используемая классификация, помогала бухгалтеру ориентироваться во всем многообразии стоящих перед ним задач. [14, c. 42]
Бухгалтерский учет выполняет ряд функций: [ 19, c. 67]
Информационная функция в системе управления – главная функция бухгалтерского учета, которая выполняется в общей системе управления предприятием. Бухгалтерская информация в большом объеме применяется во всех видах хозяйственного учета, используется руководителями предприятия различных звеньев управления для выработки управленческих решений, с целью оптимизации, планирования и прогнозирования, а также для определения политики; и роль бухгалтерской информации постоянно повышается. Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает различную синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой, производственной и хозяйственной деятельности предприятия. [19, c. 68]
Контрольная функция бухгалтерского учета. Контроль следует за учетом. Контроль – это проверка с целью обеспечить правильность и законность определенных действий. Результативный контроль возможен только при правильной организации всего процесса бухгалтерского учета в соответствии с законодательством. Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на различных стадиях производства; контролировать, в случае необходимости, во все этапы деятельности предприятия и его структурных подразделений; и на основании полученных результатов подготавливать, обосновывать и утверждать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.