Файл: «Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета» (Сущность бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности: полный требуемый потребителем объем, полезность, уместность, надежность, существенность, нейтральность, сравнимость, своевременность, непротиворечивость, сопоставимость с затратами на ее подготовку.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

3.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Регулирование бухгалтерского учета регламентируется четырехуровневой системой документов.

Первый уровень - законодательные акты. В них отражается обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет в условиях сложившихся рыночных отношений, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. (ред. от 23.05.2016 г.). [1]

Важное место на этом уровне принадлежит Гражданскому кодексу РФ (законодательно закреплены вопросы учетной политики) и Налоговому кодексу РФ (упорядочение процедуры налогообложения коммерческих организаций). [9, c.35]

Второй уровень – нормативные акты: федеральные стандарты (положения) по отдельным участкам и видам деятельности, которые утверждаются Приказами Министерства Финансов РФ. В них устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации о конкретных объектах бухгалтерского учета. Они являются обязательными для применения.

Третий уровень – методический: методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции; по инвентаризации имущества; по ведению форм бухгалтерской отчетности. Важнейшие документы этого уровня – приказ Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. От 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». [ 8, c. 14]

Четвертый уровень – внутренние нормативные и организационно-распорядительные документы организаций.

Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется:

- Правительством РФ;

- Министерством финансов РФ

- Центральным Банком РФ.

Негосударственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется саморегулируемыми организациями (предпринимателей, заинтересованных потребителей, аудиторов, других некоммерческие организации). [3, c. 15]


Функции Правительства РФ: [2, c. 26]

- разрабатывает общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, состава и содержания бухгалтерской отчетности.

Функции Министерства Финансов РФ:

- утверждает программы разработки федеральных стандартов и требования к их оформлению;

- организует проведение экспертизы проектов стандартов и утверждает проекты стандартов;

- участвует в работе международных организаций по разработке международных стандартов, организует работу по их внедрению в РФ.

Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при Министерстве финансов РФ создан Методологический совет по бухгалтерскому учету. Его функции: [3, c. 24]

- проводит экспертизу проектов федеральных стандартов на соответствие законодательству, потребностям пользователей, соответствию уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; обеспечения единства требований к бухгалтерскому учету.

Функции Центрального банка РФ:

- участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

- участвует в проведении экспертизы проектов стандартов и согласовывает проекты стандартов;

- участвует в работе международных организаций по разработке международных стандартов, участвует в работе по их внедрению в РФ;

Функции саморегулируемых организаций: [3, c. 25]

- разрабатывают проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в вышестоящий орган;

- участвуют в подготовке программы разработки федеральных стандартов; участвуют в экспертизе проектов стандартов.

Таким образом, система регулирования бухгалтерского учета основывается на взаимодействии государственных органов и саморегулируемых организаций, что позволяет повысить качество и актуальность принимаемых нормативных актов.

3.2 Порядок организация бухгалтерского учета в организациях

Организации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством. [1, c. 7]

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и хранение документации несет руководитель организации.

Бухгалтерский учет организации может вести главный бухгалтер, сам руководитель, бухгалтерская служба (в крупных организациях), внешняя специализированная организация.


В зависимости от величины организации и ее специфики бухгалтерский учет ведется в централизованной форме (бухгалтерским отделом), или в децентрализованной форме (различными структурными подразделениями, каждое из которых осуществляет свою часть учета). [8, c. 14]

В 2013 году впервые в бухгалтерском учете появилось понятие  внутреннего контроля всех совершаемых хозяйственных операций организации

В настоящее время организации могут выбирать способы ведения бухгалтерского учета, т.е. определять свою учетную политику

Учетная политика – это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. [1, c. 16] Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из требований законодательства РФ. Потребность в своей учетной политике обусловлена тем, что существуют различные альтернативные способы ведения бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008 № 106н. Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя и вводится с начала года. Учетная политика определяет:

- рабочий план счетов,

- формы первичных документов и отчетных документов,

- порядок инвентаризации,

- порядок документооборота и обработки информации,

- порядок контроля за хозяйственными операциями.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: изменения законодательства РФ, значительных изменений в хозяйственных операциях, реорганизацией. [2, c. 14]

3.3 Совершенствование бухгалтерского учета в РФ

Как было отмечено в первом разделе настоящей работы переход нашей страны в 90-е годы на новые экономические отношения потребовал создания новой концепции и внедрения новой системы бухгалтерского учета, которая была бы направлена на формирование рыночных отношений, внедрение в практику международных стандартов и принятой в мире финансовой отчетности. [16, c. 125]

Началом стало принятие в 1996 году первого Федерального закона N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный закон дал полное определение бухгалтерского учета и констатировал, что система бухгалтерского учета отражает все стороны хозяйственной деятельности организации как субъекта предпринимательской деятельности. [18, c. 149]


В развитие данного закона в 1997 г. была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров Концепция бухгалтерского учета, которая определила цель, основы организации, содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете, и другие требования. Данная концепция стала методологией формирования новой рыночной системы бухгалтерского учета. [14, c. 205]

Следующим шагом стало принятие Постановления Правительства РФ от 1998г. N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности». В данном Постановлении была определена цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Также был определен план мероприятий по реформированию системы бухгалтерского учета, включающий разработку законодательной и нормативной базы, повышение квалификации бухгалтеров, международное сотрудничество. В рамках реализации плана был разработан ряд документов, например: [13, c. 185]

-Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», с последующими редакциями;

- Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства»;

- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», с последующими редакциями.

В начале 2000-х гг. в бухгалтерском учете были достигнуты определенные успехи: были введены в действие законодательные и нормативные документы, охватывающие большую часть объектов бухгалтерского учета и отчетности, наработан опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. [14, c. 218]

В это время в условиях расширения международного сотрудничества, выхода российских предприятий на мировой рынок появилась насущная потребность внедрения международных стандартов финансовой отчетности.

Дальнейшее направление развития бухгалтерского учета, было определено в Приказе Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу». Оно состоит в активизации использования международной системы финансовой отчетности для реализации задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса. [13, c. 154]


В данном документе определены мероприятия:

- повышение качества и усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

- создание инфраструктуры внедрения международных стандартов финансовой отчетности;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета;

- повышение квалификации бухгалтеров.

В настоящее время работа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета продолжается: [17, c. 285]

1. Утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.,  Приказ Минфина России от 23.05.2016 N 70н. Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг." (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2016 N 42294).

2. Утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Приказ Минфина России от 10.04.2015 N 64н. Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2015 N 37155).

На основании исследования, проведенного в настоящей главе, можно сделать выводы:

1. В основе государственного регулирования бухгалтерского учета лежит нормативное регулирование, которое осуществляется документами четырех уровней (законодательные, нормативные, методические, внутренние документы организаций).

2. Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется: Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Центральным Банком РФ. Негосударственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется саморегулируемыми организациями.

3. Организация бухгалтерского учета в организациях должна вестись в соответствии с законодательством РФ и учетной политикой, утвержденной в данной организации.

4. Становление бухгалтерского учета в 90-е годы связано с переходом нашей страны на новые экономические (рыночные) отношения.

5. Благодаря действующей системе регулирования бухгалтерского учета появились значительные достижения (разработано большое количество законодательных и нормативных актов, наработан опыт); однако появились и нерешенные вопросы. Дальнейшее совершенствование учета направлено на внедрение в практику международных стандартов и принятой в мире финансовой отчетности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе проведено исследование понятия бухгалтерского учета, его основных задач и функций.