Файл: «Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета» (Сущность бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Принцип объективности - в организации бухгалтерскому мониторингу должны подвергаться все хозяйственные операции, которые должны быть зарегистрированы на протяжении всех этапов учёта и подтверждаться первичными документами.

5. Принцип осмотрительности  - осторожность при выработке суждений, что позволяет избежать завышения активов или доходов, и занижать обязательства или расходы. Это предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов.

6. Принцип начислений — все операции записываются в момент их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно состоит из:

  • принципа регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата;
  • принципа соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены.

7. Принцип периодичности - бухгалтерский баланс  и отчетность должны составляться в определенные даты за определенные отчетные периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Это обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты. [ 4, c. 18]

8. Принцип конфиденциальности - внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение её предусмотрена установленная законодательством ответственность.

9. Принцип денежного измерения - единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.

2.2 Предмет, метод и объекты бухгалтерского учета

Предмет бухгалтерского учета - это факты хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуют состояние и использование ресурсов предприятия, процесс приобретения, производства и сбыта, расчетные отношения с физическими и юридическими лицами, результаты деятельности, формирование информации для внутренних и внешних пользователей. [5, c. 8]

Объекты учета – это: имущество предприятия, источники образования имущества (капитал), хозяйственные процессы. [ 14, c. 115]

Объекты можно разделить по следующим признакам:

- по составу и размещению.

- по источникам образования.

Группировка объектов по составу и размещению зависит от особенностей деятельности предприятия. В зависимости от их роли они выступают в качестве средств труда и предметов труда. В связи с этим средства труда и предметы труда делятся на основные и оборотные.


Поскольку имущество отражают в активе баланса, то принято имущество называть активами. Активы - это материальные и нематериальные ресурсы, использование которых, приведет к увеличению экономических выгод в будущем. Учет должен рассматривать в своей системе материальные ресурсы, наделенные потенциальной производительностью. [ 9, c. 164]

Рабочие активы подразделяются по многим классификационным признакам:

- по форме функционирования,

- по характеру участия в процессе оборота,

- по степени ликвидности.

По форме функционирования материально-ресурсный потенциал разделяют на следующие группы: материальные, нематериальные, финансовые активы. Материальные активы - это средства предприятия, которые имеют материально-вещественную форму. В группу материальных активов предприятия включают: основные средства, незавершенное строительство, запасы.

Метод бухгалтерского учета - это вся совокупность специальных приемов, с помощью которых изучают его предмет. [ 12, c. 14]

Используются следующие методы: хронологического и систематического наблюдения; измерения хозяйственных средств и процессов; регистрации и классификации данных с целью их систематизации; обобщение информации с целью отчетности. [ 17, c. 236]

Перечисленные методы позволяют формировать бухгалтерскую информацию для внешних и внутренних пользователей. Учетные данные формируются с помощью таких инструментов, как: документирование; инвентаризация; оценка; калькулирование; счета; двойная запись; бухгалтерский баланс; бухгалтерская отчетность.

Документирование - способ первичного наблюдения и письменного отражения (сплошного и непрерывного) хозяйственных операций в первичных бухгалтерских документах (счетах, накладных, чеках, ордерах и т. д. Без документирования бухгалтерский учет невозможен. Каждая хозяйственная операция фиксируется с помощью документа, заполненного с соблюдением определенных требований, которые предоставляют ему юридический статус (на каждом предприятии существует утвержденный руководителем перечень форм документов, с определением ответственных лиц, которые несут ответственость за их заполнение и предоставление). [ 18, c. 243]

Инвентаризация – позволяет через проверку «в наличии» подтвердить правдивость данных бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия, формируемая на предприятии, проводит описание, подсчет, измерение, взвешивание и оценку всех остатков средств в натуральном выражении; проверяет фактическое наличие, как обеспечивается сохранность и идентификация, сравнивает с данными бухгалтерского учета. Это метод контроля наличия и движения имущества, задолженности очень результативен, позволяет оценить эффективность работы материально ответственных лиц. [9, c. 5]


Оценка - способ денежного измерения объектов бухгалтерского учета. С помощью оценки натуральные (количество) и трудовые (например, человеко-часы) измерители переводят в стоимостные. В бухгалтерском учете оценка объектов учета основывается на показателе фактических расходов на их создание или приобретение. [20, c. 175]

Калькулирование - это метод вычисления себестоимости изготовления продукции или выполненных работ, оказанных услуг. Суть метода в том, что обосновывают, определяют и распределяют расходы, которые относятся к тому или иному объекту (изделие, процесс, заказ и т.п.). Результатом является калькуляция. Учет кругооборота капитала базируется на трех калькуляциях: себестоимости приобретения или поставки (например, стоимость комплектующих изделий и материалов), производственной себестоимости (например, расход электроэнергии) и полной себестоимости реализованной продукции.

Бухгалтерские счета. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения, Таким образом, счета: это способ текущей группировки в установленном порядке экономически однородных объектов учета. [12, c. 43]

Двойная запись - метод отражения хозяйственной операции на счетах. Двойная запись является продуктом кругооборота хозяйственных средств, отражает двойственность хозяйственных процессов. При этом сумма хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. [ 15, c. 41]

Баланс - метод бухгалтерского обобщения данных через счета и двойную запись. Показывает состав имущества по видам и источникам образования на определенную дату в обобщенном стоимостном измерителе. Бухгалтерский баланс показывает остатки на счетах, которые характеризуют, имущество предприятия, его собственный и привлеченный капитал. Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской отчетности. Баланс используется для контроля наличия, движения и структуры имущества организации и источников формирования, анализа финансового состояния и платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и т.д. [ 6, c. 13]

Бухгалтерская отчетность – завершающий этап итогового обобщения и получения итоговых показателей за отчетный период. Это упорядоченная система взаимосвязанных экономических показателей хозяйственной деятельности за определенный отчетный период. Отчетность составляется по установленным требованиям на основании данных счетов методом определенной группировки. [6, c. 13]


2.3 Требования к бухгалтерской отчетности

На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются следующие требования: полный объем, полезность, уместность, надежность, существенность, нейтральность, сравнимость, своевременность, непротиворечивость, сопоставимость с затратами на ее подготовку. [10, c. 37]

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям; для этого она должна быть предоставлена к определенному установленному сроку, быть уместной, надежной и сравнимой. Требования, определяющие полезность информации, устанавливает руководство организации, что закрепляется во внутренней нормативной и организационно-распорядительной документации (приказы, распоряжения).
Информация уместна, если она полезна (отвечает на все его вопросы) для потребителя и дает ему возможность принимать определенные решения (включая управленческие), помогая оценить прошлые, настоящие показатели, сделать прогнозы. Содержание и существенность информации влияют на ее уместность. Существенной признается информация, если ее отсутствие или неточность могут повлиять, затрудняют принятие решений заинтересованных пользователей. [ 14, c. 63]

Информация надежна, если в ней нет ошибок и она правдиво и точно отражает все хозяйственные показатели предприятия.
Информация, которая предоставляется заинтересованным пользователям, должна быть нейтральной, т.е. не должна подталкивать или склонять к принятию определенного решения. Она должна содержать только цифры и факты, но не рекламу или коммерческие предложения. При формировании информации необходимо соблюдать осмотрительности в оценках, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. [ 13, c. 143]

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку.
Информация должна быть сравнимой, т.е заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные сопоставимые периоды времени, например за квартал текущего и прошлого года, чтобы определить тенденции и тренды. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных предприятиях, например предприятиях-конкурентах, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении (например изменение объемов производства и сбыта).
Уместность и надежность информации могут ограничиться ее своевременностью. Чрезмерная отсрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимо предоставить ее, например, до завершения отчетного года для формирования определенных показателей, в ущерб ее надежности. Ожидание того момента, когда становятся известны все показатели хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее несвоевременной (например, принятие корректирующих действий по результатам низкого качества продукции). [ 17, c. 145]


Непротиворечивость означает, что данные из первичных бухгалтерских документов должны совпадать с данными, отраженными в отчетах. [16, c. 42]

Польза учетной информации должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку (например, имеющаяся численность бухгалтерского отдела позволяла вести учет в требуемом объеме). [ 19, c. 132]
На практике часто необходимо бывает сделать выбор между разными требованиями к документации. Задача состоит в достижении соответствующего баланса между требованиями, чтобы реализовать цель бухгалтерского учета. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом анализа бухгалтера.

Таким образом, на основании изложенного в настоящей главе можно сделать следующие выводы:

1. Задачи бухгалтерского учета вытекают из его определения как части хозяйственного учета организации. Учет неразрывно связан с контролем, поэтому основной задачей бухгалтерского учета можно считать задачу контроля: за соблюдением требований законодательства, за ходом всех хозяйственных операций предприятия, за недопущением снижения эффективности производства, за использованием внутренних резервов.

2. В системе управления организацией бухгалтерский учет выполняет ряд важнейших функций: информационную (главная функция); контрольную; аналитическую (анализ по всем разделам учета); обеспечения сохранности собственности (значимая в условиях рыночных отношений функция); функцию обратной связи (формирование и передача информации о фактических параметрах развития объекта учета).

3. Информация, которая формируется бухгалтерским учетом, имеет заинтересованных потребителей. Ими являются - юридические и физические лица, имеющие потребности в информации: внутренние потребители - должностные лица предприятия, работники предприятия; внешние потребители – учредители, сторонние организации, взаимодействующие с организацией; государство в лице контролирующих органов и его субъектов.

4. Основными принципами, в соответствии с которыми осуществляется бухгалтерский учет, и при соблюдении которых возможно достижение стоящих перед ним задач, являются: автономность, двойной записи, действующей организации, объективности, осмотрительности, периодичности.

5. Предмет бухгалтерского учета - это факты хозяйственной деятельности предприятия, его имущество и обязательства.

6. Метод бухгалтерского учета - это вся совокупность приемов, с помощью которых выполняются его функции: документирование, инвентаризация, оценка, калькулирование, бухгалтерские счета, двойная запись, бухгалтерский баланс, документированная отчетность.