Файл: Теоретические основы составления ассортимента магазина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-  хлеб и хлебобулочные изделия

- бакалейные товары (крупа, мука, макаронные изделия, сахар, соль, чай, кофе)

-  кондитерские изделия

- гастрономические продукты (колбасы, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напитки)

-  мясо, рыба

- плоды, овощи

Рассмотрим глубину торгового ассортимента на примере плодовых соков, которые представлены следующими торговыми марками: «Добрый», «Rich», «Nico», «Фруктовый сад», «Моя семья», «ВВ», «Да», «Любимый сад», «Славный», «Чемпион», «Я», «J7», «Тонус»,

Исходя из этих данных можно установить, что глубина ассортимента данной продукции составляет 13 торговых марок: Гл -13. Кроме того, единицей измерения показателя глубины может служить модификация торговой марки или товарный артикул. Например, сок «Добрый» имеет следующие модификации – апельсиновый, яблочный, ананасовый, томатный, персиковый, мультифруктовый: «Rich» - яблочный, апельсиновый, персиковый, со вкусом манго, виноградный, мультифруктовый; «Тонус» - яблочно-апельсиновый, персико-апельсиновый, вишнёво-яблочный, яблочно-виноградный. А, например сок «Моя семья» представлен следующими товарными артикулами, различающимися упаковкой, её вместимостью - 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2 л.

В условиях насыщенного рынка широкий ассортимент товаров обеспечивается за счёт увеличения количества товаров отдельных видов, но разных товарных марок и их модификаций. Зачастую различия между торговыми марками, производимыми различными изготовителями, несущественны и обусловлены в основном разным рецептурным составом, упаковкой и маркировкой.

Это объясняется тем, что возможности разработки принципиально новых видов и наименований товаров ограничены из-за отсутствия или недостаточности нетрадиционного сырья или технологий. Поэтому для формирования спроса и стимулирования продаж организации-производители вынуждены затрачивать больше средств, в том числе на рекламу.

Рассмотрим показатель устойчивости ассортимента на примере хлебной продукции. В магазине «Добрыня-Дар» ассортимент хлеба представлен следующими наименованиями: «Русский», «Славянский», «Столичный», «Пшеничный», «Деревенский», «Бородинский», «Хлеб на молочной сыворотке», «Хлеб с отрубями», а также батоны: «Бутербродный», «Сибирский», «Батон на молочной сыворотке».

Таким образом, данный ассортимент представлен 11 наименованиями, то есть Шд— 11, однако устойчивым спросом у потребителей пользуются только шесть наименований (У=6) - это хлеб «Русский», «Славянский», «Пшеничный», «Хлеб на молочной сыворотке»; батоны: «Бутербродный», «Батон на молочной сыворотке».


Исходя из этих данных можно определить, что коэффициент устойчивости хлеба составляет около 54,5%:

Это говорит о том, что более 50% реализуемого хлеба в магазине является устойчивым товаром и постоянно потребляется населением.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определённое наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь ввиду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Новизна (обновление) ассортимента - ещё один важный показатель, который мы определим на примере молочно-кислой продукции (в частности для йогуртов).

Итак, в магазине «Алейторг» ассортимент йогуртов представлен наименованиями: «Эрмигурт», «Услада», «Нежный», «Чудо», «Растишка», «Даниссимо», «Activia», «Actimel».

Таким образом, действительная широта данной продукции составляет 8 наименований (Шд =8), причём 3 этих наименований (Н=3): «Нежный», «Даниссимо», «Activia», - появились на прилавках магазина сравнительно недавно, то есть они относятся к новому товару. Следовательно, можно посчитать степень обновления:

Этот коэффициент показывает нам, что обновляемость товара составляет 37,5%, а это значит, что в магазине товар периодически обновляется, ведётся закупка новых видов товара. Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом.

Большая часть товаров поступает от фирм-посредников или завозится организацией самостоятельно с оптовых баз (86,6 %) от всех сумм закупок. Доля затрат на товарную продукцию от изготовителей составляет 13,2%.

Организована работа по покупке товаров у частных предпринимателей: фрукты, овощи, крупы и снековая продукция.

Кроме того, на территории Севастополя действуют цеха по производству хлебобулочных, кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов и продуктов переработки рыбы, принадлежащие Сельскому Потребительскому обществу. Они поставляют в магазин значительное количество продукции по относительно низким ценам. Основанием для завоза продукции в магазин служит заявка, составляемая заведующим магазином на основании данных о реализации товаров за предыдущий день и планируемых изменений ассортимента и количества товара.


Уровень рентабельности торгового предприятия ООО «Добрыня-дар» определяет отношение прибыли к товарообороту. Рентабельность показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте.

Подводя итог проделанной работы второй главы необходимо сделать вывод:

Таким образом, исходя из выше сказанного в ООО «Добрыня-Дар» количество заказываемых товаров рассчитывается так, чтобы обеспечить устойчивость ассортимента и бесперебойную продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза. При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. При определении потребности в завозе скоропортящихся товаров учитывается емкость имеющегося в магазине холодильного оборудования.

3 Анализ эффективности изучения покупательского спроса в магазине ООО «Добрыня-Дар» его значение для формирования ассортимента товаров

3.1 Мероприятия по совершенствованию управления ассортимента в торговом предприятии ООО «Добряня-Дар»

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателя и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Добрыня-Дар» зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Несмотря на финансовые трудности и экономическую нестабильность предприятие сумело удержать рынок сбыта товаров расширить свою деятельность, связанную с розничной торговлей за последние годы.


Предприятие представляет покупателям большой ассортимент продукции, что означает повышение спроса и, следовательно, увеличение объема продаж, что в свою очередь, ведет к увеличению объемов расчетных операций.

Проведенный анализ факторов, влияющих на реализацию товара, показал, что, не смотря на увеличение товарооборота в целом, многие резервы роста не были использованы, поэтому необходимо:

-  улучшить условия хранения товаров, чтобы избежать порчи продуктов, для этого следует дополнительно закупить холодильное оборудование больших размеров;

-  вследствие постоянных очередей, для увеличения пропускной способности покупателей, а также, учитывая пожелания самих покупателей, необходимо подумать о смене имеющегося метода продажи в магазине на метод самообслуживания. Конечно, переорганизация торгового зала магазина под зал самообслуживания потребует некоторых материальных затрат.

-  необходимо провести маркетинговые исследования рынка;

-  сократить закупку неходовых видов товаров;

-  наладить более равномерную поставку товаров от поставщиков;

-  особое внимание обратить на условия выполнения договорных обязательств;

-  обратить внимание на уровень квалификации работников склада;

-  повысить уровень организации труда;

-  обеспечить жесткий контроль за всеми показателями влияющими на объем реализации.

Главной характеристикой организации является предлагаемый к продаже ассортимент. Для того чтобы выяснить, какие товары хочет видеть покупатель на витринах этого магазина, по каким цена, на какие услуги покупатель рассчитывает, необходимо:

- провести мини-опрос среди покупателей;

- проанализировать предлагаемый ассортимент в близлежащих магазинах-конкурентах.

Исключительные перспективы оперативного анализа открываются в связи с использованием в организациях розничной торговли ЭВМ. С помощью ЭВМ можно осуществлять, прежде всего, оперативный контроль и анализ договоров поставки. Реквизиты договоров и товарные спецификации (по видам товаров и срокам поставки) однократно вводятся в ЭВМ и сохраняются в памяти машины на весь период действия договора. Автоматизированная система управления предусматривает учет, контроль анализ всех товарно-расчетных операций.

В частности, она обеспечивает получение свода данных в таких разрезах: ежедневное движение товаров по ассортименту (поступление, реализация, запас), выполнение договоров поставки, и состояние расчетов. Предусматривает инвентаризацию товарно-материальных ценностей в любой момент.


3.2 Мероприятия по расширению ассортимента товара в ООО «Добрыня-Дар»

Необходимо отметить, что для удержания своих позиций на рынке предприятию необходимо поддерживать широкий ассортимент предлагаемой продукции, вести тщательно обдуманную ценовую политику, выбирать наиболее оптимальных поставщиков и продолжать применять все возможные методы формирования и стимулирования спроса покупателей.

В магазине ООО «Добрыня-Дар» особенно хорошо продаются продукты недорогих марок, в основном местного производства – это колбасы «Скворцовского мясокомбината», хлеб и хлебобулочные изделия «Царь хлеб» Севастопольский хлебокомбинат», вяленая и солёная рыба рыбного цеха ОАО «Золотая рыбка» и др.

Следовательно, нужно делать упор на них: увеличить поставку продуктов местного производства.

Необходимо расширить имеющийся ассортимент продаваемых продуктов (услуг), а именно:-        организовать доставку свежих тортов, возможна также организация приемки заказов на выполнение тортов от населения. Для организации продажи тортов необходимо будет заключить договор с одной из фирм г. Севастополя «Медоборы», осуществляющую производство тортов. Для продажи можно завозить 6-9 различных видов тортов (вместительность кондитерской витрины), для организации заказов в торговом зале необходимо иметь фирменный каталог с описанием тортов, заказы передавать в производственный цех по телефону;

-        включить в ассортимент алкоголь а именно инкерманские вина;

-        расширить ассортимент продаваемых на развес конфет. Дело в том, что в настоящее время в основном в магазине продаются конфеты в подарочных коробках, ассортимент карамели и мармеладных конфет очень узкий. Что касается конфет, наиболее выгодны предложения крымских поставщиков, так как их продукция отличается отличным качеством, и уже неплохо зарекомендовала себя на местном рынке.

-        руководству магазина необходимо подумать над возможностью создания отдела проката видеокассет и созданием аптечного киоска, хотя бы с минимальным ассортиментом продукции.

Заключение

Подводя итог проделанной работы необходимо сделать вывод:

В современных условиях рыночных отношений формирование ассортимента, решение вопросов, связанных с его управлением и совершенствованием, а также разработка и последовательное осуществление ассортиментной политики являются важнейшими условиями организации эффективной работы предприятия.