Файл: «Управление конкурентоспособностью товара (на примере)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. В связи с мировыми экономическими условиями, попыток изоляции России от привычных каналов поступления товаров из-за рубежа правительством РФ была выработана политика, направленная на замещение импортных товаров аналогичной производимой в России продукцией.

Конкурентоспособность предприятияэто относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от возможностей конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

В рыночной экономике предприятия не смогут добиться успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, а также положении конкурентов на них, так и о собственных перспективах и возможностях.

Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет выделить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Контроль над конкурентами, при грамотном подходе и быстрых и правильных действиях со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают
кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками, а также возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия. Таким образом, успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей, а значит очень важно и необходимо больше внимания уделять такому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.


Актуальность предлагаемой темы заключается в том, что умение управлять конкурентоспособностью предприятия на основе использования современных знаний об основах экономической категории «конкурентоспособность», факторах и условиях, влияющих на нее, а также методологии планирования, оценки, анализа и контроля конкурентоспособности, является одним из главных условий его эффективного функционирования и поможет предприятию лучше оценить собственные возможности и шансы, спрогнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернативные варианты поведения.

Целью работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия АО «Таркетт».

Для достижения поставленной цели в рамках работы следует последовательно решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности организации.
  2. Провести анализ и оценку уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия:
  3. Разработать комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
  4. Обосновать экономическую целесообразность предложенных мероприятий.

Объектом исследования данной работы является АО «Таркетт».

Предмет – конкурентоспособность рассматриваемого предприятия.

Основными методами исследования стали: статистический, графический, табличный, метод экспертных оценок, сравнение, диагностика, системный подход, а также личный опыт.

При написании работы помимо плановой и отчетной документации анализируемого предприятия были использованы учебные пособия ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга и стратегического управления, публикации в специализированных периодических изданиях, таких как «Маркетинг в России и за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Коммерческий директор», Интернет-ресурсы и т.д.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Методика оценки конкурентоспособности предприятия

На сегодняшний день понятие «конкурентоспособность» стало одним из наиболее часто используемых в научной литературе. Люди, деятельность которых связанна с экономикой, бизнесом и политикой также очень часто его применяют, когда речь идет о необходимости объединения экономики страны в современную систему мирового хозяйства. Повышение конкурентоспособности организации в частности и национальной экономики в целом является важнейшим условием для объединения страны в глобальную экономику. Одной из самых сложных и важнейших задач предприятия является создание концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности организации.


Для успешной реализации конкурентоспособного продукта система менеджмента качества предприятия должна быть признана потребителями или поставщиками отечественного и зарубежного рынка. Процесс сертификации предприятий имеет большое значение.

Следующий вопрос в осуществлении конкурентной стратегии – это относительное положение компании в отрасли. Позиционирование определяет прибыльность компании.

Компания, которая позиционируется правильно, может получать высокую прибыль, несмотря на то, что средняя прибыльность в отрасли невысока.

Основа высокой прибыльности компании – это конкурентное преимущество, которое можно поддерживать в течение длительного времени.

Компания может иметь ряд преимуществ, которые в общем виде можно свести к низкой себестоимости продукции и ее дифференцируемости, то есть производству продукции, отличной от той, что производится конкурентами. Значимость всех преимуществ или недостатков определяется характером их влияния на себестоимость и дифференцируемость продукции. [8,с.213]

Низкая себестоимость и дифференцируемость продукции – это способность фирмы управлять основными факторами конкуренции лучше, чем конкуренты.

Перечисленные выше основные конкурентные преимущества в сочетании со сферой деятельности, в которой компания стремится их достичь, приводят к общим стратегиям достижения высоких показателей в отрасли, которые кратко можно сформулировать следующим образом:

- лидерство в области минимизации себестоимости для части номенклатуры выпускаемой продукции;

- дифференцируемость продукции данной номенклатуре;

- фокусирование определенной номенклатуры выпускаемой продукции на минимизацию себестоимости;

- фокусирование в определенном сегменте рынка на новую продукцию. Каждая из стратегий – это особое направление в достижении конкурентного преимущества, включающее выбор типа конкурентного преимущества, целей и методов его достижения.

С целью поддержания и повышения уровня конкурентоспособности, предупреждения и исключения негативного влияния внешних и внутренних факторов, необходима система управления качеством, большим шагом на пути внедрения которой, является разработка и описание процессов деятельности предприятия, которые могут быть зафиксированы в Руководстве по качеству, а также отдельных документированных процедурах (стандартах организации).

1) Теория конкурентного преимущества Майкла Портера

Суть конкуренции выражается пятью силами, представленные наглядно на схеме ниже (Рис.1.1) [7, с.23].


Новые игроки

Власть поставщиков

Власть покупателей

Конкурентная борьба

Продукты-заменители

Рисунок 1.1 – Модель пяти сил конкуренции Портера

Конкурентное преимущество фирмы определяется тем, насколько четко она может организовать связи с поставщиками и потребителями. Лучше организовав эти связи (см. рис. 1.2), фирма может получить конкурентное преимущество.

Цепочка ценностей каналов сбыта

Цепочка ценностей поставщиков

Цепочка ценностей фирмы

Цепочка ценностей покупателей

Рисунок 1.2 - Система ценностей

Цепочка ценности фирмы (см. рис. 1.3) – это система видов ее деятельности, между которыми существуют связи. Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других [21].

Вспомогательная деятельность фирмы

  • Инфраструктура фирмы (планирование, финансовая деятельность и т.д.)
  • Управление людскими ресурсами
  • Развитие технологии
  • Снабжение

Позиционированная прибыль фирмы

Основная деятельность фирмы

Обеспечение поставок сырья и т.п.

Выпуск продукции

Обеспечение сбыта продукции

Маркетинг и продажа

Послепродажное обслуживание

Рисунок 1.3 - Цепочка ценностей фирмы

1.2. Методы повышения конкурентоспособности предприятия

На сегодняшний день нереально добиться стабильного успеха в бизнес-сфере без планирования его развития, аккумуляции информации о его возможностях и перспективах, о положении конкурентов на целевом рынке, его состоянии и о конкурентоспособности своей фирмы.

Высокая конкурентоспособность предприятия зависит от таких факторов, как готовность потребителей повторно приобрести вашу продукцию, отсутствие каких-либо претензий к предприятию со стороны общества, престижность работы на этом предприятии.

Понятие конкурентоспособности предприятия невероятно многогранно, и включает в себя не только лишь ценовые и качественные составляющие выпускаемой продукции, но и зависит от уровня управления данным предприятием и от системы управления финансовой деятельностью. Также на конкурентоспособность оказывает влияние степень конкуренции на целевом рынке, внедрение технических инноваций в работу предприятия, финансовая устойчивость и уровень квалификации персонала.


При равных условиях важной ролью является маркетинговая составляющая предприятия. Маркетинг позволяет выявить наиболее важные потребности клиента, проводит калькуляцию изменений потребительских предпочтений, оценивает перспективность сегментов рынка, разрабатывает стратегию для повышения конкурентоспособности.

Обязательное условие для определения конкурентоспособности предприятия – присутствие конкуренции. Конкурентоспособность товара или услуг – способность продукции быть лучше по сравнению с аналогичными товарами. Она определяется соотношением цены и качества товара. Так же на конкурентоспособность воздействует мода, реклама, имидж производителя.

Установление конкурентоспособности предприятия - это более сложная процедура, которая предполагает осуществлять деятельность на рынке и при этом получать прибыль, достаточную для улучшения производства, качества, а также стимулирования работников.

Исследователь А. Чаплина отмечает, что основные силы предприятия, как правило, направляются на цели:

1. Улучшение качественных свойств товара;

2. Уменьшение производственных издержек;

3. Стимулирование рекламной деятельности.

Основа конкурентоспособности предприятия – система конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества должны быть:

- значимыми, т. е. приметно выдаваться на фоне соперников;

- видными, т. е. различимыми клиентами;

- важными для покупателя, т. е. приводить ему чувствуемую выгоду;

- надежными, т. е. предохранять свою значимость в критериях конфигураций среды, невоспроизводимыми соперниками;

- неповторимыми, т. е. предоставляемую выгоду невозможно заполучить у остальных производителей продукта;

- прибыльными для фирмы.

Все факторы преимуществ в области конкуренции предприятия делятся на внутренние и внешние. Внутренние полностью определяются руководством предприятия, а проявление внешних зависит от предприятия в малой степени.

Управление конкурентоспособностью необходимо на предприятии, так как она имеет важное значение для поддержания конкурентоспособности организации. Задачей специалистов по рекламной деятельности заключается в заблаговременном создании модели показателей конкурентоспособности, цены, качества и сервиса.

В управлении конкурентоспособностью предприятия стратегический подход играет особенную роль в повышении конкурентоспособности.

Из них выделяют стратегии:

1. Силовую;

2. Нишевую;

3. Соединяющую;