Файл: Анализ факторов и резервов улучшения использования трудовых ресурсов коммерческого банка (на примере ПАО "АК БАРС".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из таблицы 1.1 видно, что менеджеры по работе с персоналом должны учитывать все особенности работы персонала банка, напрямую влияющие на мотивацию труда персонала, и связанные с ней косвенно.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Факторы, непосредственно влияющие на мотивацию.

Труд в банке носит изначально коллективный характер. Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Целесообразно стимулировать каждого работника таким образом, чтобы он осознавал, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа. Этому способствует усиление групповой мотивации и её сочетание с индивидуальной.

Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий для ускорения и упрощения проведения банковских операций.

Относительное сокращение заработков основной массы работников по сравнению с недавним периодом их деятельности.

Например, недостаточно хорошо проанализированная кредитная история заёмщика может обернуться банку большими убытками в случае его некредитоспособности. Высокая степень ответственности руководителей высшего и среднего звена управления коммерческого банка очевидна. Вся их работа в какой-то степени связана с рисками, а последствия их сказываются на банке в целом. Поэтому целесообразно стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном проведении операции и взвешенном принятии решений. Эффект от них, как правило, отражается на работе всего банка. Кроме того, необходимо поощрять принятие положительно результативных решений.

На характер, содержание и качество деятельности работников особое влияние оказывают специфические (особые) факторы в процессе труда. Так, на вопрос "Часто ли Вы ощущаете негативные психические состояния (стресс, сильное утомление, раздражительность и т.д.), связанные с Вашей работой?" ответ "достаточно часто" дает каждый третий операционист и руководитель, и каждый пятый специалист отдела. Негативные психические состояния наименее свойственны специалистам. Причина такого показателя в том, что работа специалиста отдела меньше связана с принятием ответственных решений (по сравнению с руководителями); и в меньшей степени имеет место работа с людьми, с наличными деньгами и т.д.

Из негативных факторов у специалистов на первом месте - неравномерная загруженность в течение дня (месяца, года); например, в период сдачи отчётности и подведения финансовых и экономических итогов работа специалистов более интенсивна, чем в течение года.


Ситуация осложняется такой особенностью, как постоянная работа с людьми, это особенно актуально для банка. Клиенты нередко в обычных операционистах видят главных исполнителей и инициаторов всех бед, которые не только "отняли" у них последние сбережения, но и развалили всю банковскую систему России.

Кроме специфических (особых) факторов, связанных с работой, на банковских работников действуют и последствия обычных, общих стрессовых явлений, свойственных всем россиянам. Это - угроза потерять работу, рост стоимости жизни, правовая и социальная незащищенность, опасность, связанная с повышенной криминальной ситуацией в стране (налеты, грабежи) и т.д. Отсюда непродуктивная психическая напряженность, эмоциональные срывы, нетерпимость, стремление любым способом снизить травмирующую силу напряженности. [9].

Действие специфических (особых) факторов, приводящее к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний, отрицательно сказывается на эффективности и надёжности деятельности. Компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний, имеющих место в деятельности персонала банков, осуществляется субъектами труда за счёт волевых усилий с подключением резервных возможностей.

Деятельность специалистов и операционистов, сопряженная с эпизодическим, непостоянным действием специфических факторов, может быть отнесена к особым условиям, после которых необходим отдых.

Факторы, косвенно влияющие на мотивацию труда.

Переориентация рынка банковских услуг с "рынка продавца" к "рынку покупателя". Если ещё десять лет назад на рынке банковских услуг России имела место почти полная монополия Государственного банка, то в настоящее время банки вынуждены бороться за каждого клиента. Главный инструмент повышения конкурентоспособности - деятельность человека, работника банка, начиная от операциониста и кончая его президентом. Все должны быть заинтересованы в качественном обслуживании клиентов, и главным мотивом будет процветание банка и повышение его конкурентоспособности, а значит, и улучшение благосостояния персонала.

Высокий уровень внутрибанковской специализации затрудняет комплексное решение проблем, координацию деятельности отделов ввиду узкой сферы ответственности. Целесообразным направлением управления персоналом в данном контексте может стать расширение и углубление связей между подразделениями не только в виде формализованных процедур.

Необходимо проводить подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, чтобы максимально эффективно использовать этот самый ценный и важный ресурс. Чтобы помочь банку минимизировать расходы на повышение квалификации и переподготовку персонала и одновременно повысить эффективность внутрибанковской системы обучения предлагается вариант подготовки сотрудников банка на основе использования возможностей дистанционного.


Таким образом, наличие в рамках одного банковского учреждения совершенно разных по функциям и отраслевой принадлежности секторов, отделов, подразделений предполагает применение соответствующих методов мотивации, систем оценки персонала, подходов и принципов премирования и материального вознаграждения.

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ПАО «АК БАРС» БАНК

2.1 Общая характеристика деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК

Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (публичное акционерное общество) прошёл регистрацию ещё в 1993 году, после чего активно работает на финансовом рынке страны. Банк имеет в наличии все виды необходимых лицензий, на основании которых может оказывать более ста различных банковских услуг для частных и корпоративных клиентов.

В 2018 году у «АК БАРС» Банка насчитывалось уже свыше 3 миллионов частных лиц и более 70 тысяч юридических клиентской базы. Среди вкладчиков «АК БАРСа» крупнейшие экспортеры Республики Татарстан, предприятия нефтегазового и нефтехимического комплекса, машиностроительные, телекоммуникационные, строительные, химические, автотранспортные, торговые и агропромышленные предприятия.

На данный момент уставный капитал банка составляет 38 млрд. руб. Собственный капитал на 1 января 2019 г. составил 72 млрд. руб. Филиальная сеть «АК БАРС» Банка сегодня насчитывает 7 филиалов в Республике Татарстан, 18 филиалов в крупных городах России, 196 дополнительных офисов, 27 операционных касс, 15 операционных офисов, 1 передвижной пункт кассовых операций, а также дочернее АО РНКО «Нарат» в Саратове.

«АК БАРС» Банк является участником:

- Всемирного сообщества банковских телекоммуникаций

- «СВИФТ» Абонент информационно-дилинговой системы «Рейтерс Дилинг»

- (Reuters Dealing) ПАО «Московская биржа»

- Ассоциации Участников Вексельного Рынка (АУВеР)

- Член Банковской Ассоциации Татарстана

- Член Ассоциации Российских Банков- Ключевые зарубежные банки-корреспонденты «АК БАРС» Банка: JPMorgan Chase Bank NA (США)

- Commerzbank AG (Германия)


- UBS AG (Швейцария)

- The Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ Ltd (Япония)

- Industrial and Commercial Bank of China (Китай)

- Turkiye Is Bankasi A.S. (Турция)

Основным и самым развитым направлением для «АК БАРСа» является обслуживание корпоративного бизнеса, которое включается в себя кредитование юридических лиц, открытие и ведение счетов, осуществление проектного финансирования и др. Следующим важным направлением для Банка можно определить розничные отношения. Инвестирование представляет собой процесс вложения банка в ценные бумаги, придерживаясь при этом стратегии оптимального соотношения риска и доходности.

Таким образом, «АК БАРС» Банк играет важную роль в развитии экономики, поддерживая ведущие области промышленности в регионе. АК БАРС входит в двадцатку крупнейших банков Российской Федерации и занимает 17-е место по активам, 16-е место по капиталу.

В городе Казань функционирует 41 отделение Банка «АК БАРС».
В них доступно 201 банкоматов, в которых всегда можно получить и внести наличные средства.

Большинство дополнительных подразделений банка «АК БАРС» в городе Казань принимают документы для рассмотрения вопроса кредитования, а также занимаются оформлением и выдачей кредитов населению.

Далее рассмотрим организацию труда на примере головного офиса банка, расположенного по адресу 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 1.

2.2 Анализ организации труда в ПАО «АК БАРС» БАНК

Правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в ПАО «АК БАРС» БАНК, является Коллективный договор ПАО «АК БАРС» БАНК разработанный в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе. Рассмотрим основные данные и показатели, характеризующие персонал головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК.

Списочная численность работников головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по состоянию на 31.12.2019 г. составила - 50 чел.

Качественный состав трудовых ресурсов головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по уровню образования представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Качественный состав трудовых ресурсов головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по уровню образования

Образование

2016год

2017год

2018год

Изменение 2018г. к 2017г.

Чел.

Чел.

Чел.

%

Чел.

%

Высшее

34

31

31

62

0

100,0

Средне-специальное

9

7

8

16

1

114,3

Незаконченное высшее

4

4

3

6

-1

75,0

ИТОГО

41

44

50

100

6

113,6


Уровень профессиональной подготовленности определяется специальной подготовкой и стажем практической работы.

Структура трудовых ресурсов головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по уровню образования представлен на рисунке 2.2.

Анализ показывает, что на предприятии преобладают работники с высшим образованием – 62%, т.к. это условия является приоритетным при приёме на работу в банк. Также имеются работники с незаконченным высшим образованием - 6%.

Изучая кадровый потенциал предприятия и его работников, нельзя упустить из внимания такой показатель как трудовой стаж работников на данном предприятии. Этот показатель говорит о стабильности работы, как целом организации, так и службы управления персоналом. Высокий процент лиц, отработавших в банке более года скажет, что условия труда соответствуют ожиданиям работников. Анализ данного показателя выразим в виде таблице 2.2, представленной ниже.

Таблица 2.2 - Качественный состав по трудовому стажу

Стаж

2016год

2017год

2018год

Изменение 2018г. к 2017г.

Чел.

Чел.

Чел.

%

Чел.

%

0-5 лет

1

1

1

2.8

0

117.8

5-10 лет

6

7

8

15.3

1

116.7

10-20 лет

19

21

25

49.2

3

116.2

Свыше 20 лет

15

15

16

32.8

1

109.6

ИТОГО

41

44

50

100

6

113.6

Наглядно структура персонала головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по трудовому стажу представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Структура трудовых ресурсов головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по трудовому стажу в 2018г.

Что касается стажа сотрудников, то необходимо отметить, что значительная доля работающих обладает длительным стажем работы – в совокупности, сотрудников, имеющих трудовой стаж от 5 до 10 лет на предприятии – 49,2%.