Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

2. Выявлены принципиальные положения, оказавшие наиболее существенное влияние на развитие теории конкуренции. Основы современной теории конкуренции заложены А. Смитом, как систематизированная научная теория она сформировалась под воздействием неоклассического направления. Под влиянием глобализации изменились приоритеты в исследовании конкуренции. Основными стали задачи выявления конкурентных преимуществ, достижения лидерства на рынке, выработка стратегии опережения конкурентов и выход компаний на будущие конкурентные рынки.

3. Определено, что к середине ХХ века сформировались общие представления о сущности конкуренции, её основных движущих силах и значении в развитии рыночной экономики. Дальнейшее развитие и обогащение новыми идеями теория конкуренции получила во второй половине прошлого столетия, когда изменилась общая экономическая и политическая ситуация в странах и регионах, переживающих трансформацию общества. Значительное влияние на развитие форм и методов конкуренции стала оказывать глобализация мировой экономики.

4. Раскрыты основные проблемы теории конкуренции, к числу которых относятся: практическое применение, взаимодействие конкуренции и ценообразования, трансформация конкурентной деятельности под воздействием различных факторов.

5. Определена роль конкуренции на рынке, заключающаяся в ее способности к установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения, в поддержании хороших условий производства и реализации товаров и услуг, а также в стимулировании научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.

На развитие теории конкуренции существенное влияние оказало изучение роли конкуренции в развитии экономики. Ещё основатели классической политической экономии считали соблюдение условий свободной конкуренции основным фактором развития рынка.

6. Исследования показали, что совершенная конкуренция обладает рядом характерных черт, во-первых, наличие большого количества независимых действующих продавцов, предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке; во-вторых, фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию; в-третьих, отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции; и, в-четвертых, для открытого входа (выхода) на рынок совершенной конкуренции не существует никаких препятствий.


7. В ходе проведения работы выделены две основные причины возникновения несовершенной конкуренции. Это, тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительная экономия от масштаба и уменьшаются издержки, а также рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль.

8. В Узбекистане, в течение 1996-2016 гг. число предприятий, входящих в Реестр монополистов, снизилось в 7 раз.  Вместе с тем, некоторые тенденции свидетельствуют о сохранении монопольного положения некоторых отраслей и видов деятельности. Так, в отраслевой структуре в течение 1991-2015 гг. доля таких отраслей, как металлургия, топливная отрасль и энергетика, возросла с 16,9 до 30,8%. Эти отрасли отличаются высокой концентрацией и ограниченными возможностями входа на рынок новых участников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 гг.» от 07.02.2017 г. УП-4947.

2. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006. С.25.

3. Артамонов, В.А. Экономическая теория: Учебник для вузов / В.А. Артамонов. - СПб.:Питер, 2010. - 528 c.

4. Юданов, А.Ю. Типы конкурентных стратегий / А.Ю. Юданов // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 7. - С. 12-17.

5. Алиев З. Т. Конкурентоспособность как объект научного анализа: теоретико - методологические аспекты // Вестник университета. Государственное и муниципальное управление. М., 2008. № 2(10).

6. Муравьева Е.В.. Управление конкурентной средой [Текст]: учебное пособие. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГУ». 2016. 191 с. / цитата/

7. Лоскутова М. В.. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности/Социально-экономические процессы и явления. М.: 2011, №9.-с.101-102.

8. Коробов Н.И. Теория и практика конкуренции: Учеб. пособие - Саратов: Издат. центр Саратовской экономической академии, 2008. - С. 28.

9. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. – М. : АКАЛИС, 2006. – 272 с.

10. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.

11. Балашов А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.

12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования на товарных и финансовых рынках» №230 от 20 августа 2013 года.


13. Закон Республики Узбекистан от 27.12.1996 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

14. Воронин, А.П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.П. Воронин. - М.: Экономика, 2014. - 190 c.

15. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. Изд-во Политехнического университета, 2009. 340 с.

16. Вишневер В.Я. Конкуренция в структуре отраслевого рынка//Вопросы экономики и права. 2011, №3.- с.49-53.

17. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд-во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского» , 2014. – 80с.

  1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 гг.» от 07.02.2017г. УП-4947.

  2. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006. С.25.

  3. То есть, «позволь нам делать»

  4. Юданов, А.Ю. Типы конкурентных стратегий / А.Ю. Юданов // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 7. - С. 12-17.

  5. Алиев З. Т. Конкурентоспособность как объект научного анализа: теоретико-методологические аспекты // Вестник университета. Государственное и муниципальное управление. М., 2008. № 2(10).

  6. Муравьева Е.В.. Управление конкурентной средой [Текст]: учебное пособие. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГУ». 2016. 191 с. / цитата/

  7. Лоскутова М. В.. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности/Социально-экономические процессы и явления. М.: 2011, №9.-с.101-102.

  8. Коробов Н.И. Теория и практика конкуренции: Учеб. пособие - Саратов: Издат. центр Саратовской экономической академии, 2008. - С. 28.

  9. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. – М. : АКАЛИС, 2006. – 272 с.

  10. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.

  11. Балашов А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.

  12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования на товарных и финансовых рынках» №230 от 20 августа 2013 года

  13. Закон Республики Узбекистан от 27.12.1996 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»