Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производимая олигополией продукция может быть как однородной, так и диверсифицированной. Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, а все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции являются цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза, продукция химической промышленности.

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Олигополия – тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар. Однако, доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию. Последняя в таких условиях является более эффективной.

Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции «олигополисты» используют неценовые методы борьбы, в числе которых техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

На практике олигополии воздерживаются от ценовой конкуренции и стремятся к поддержанию стабильных цен в отрасли. Это во многом обусловливается соперничеством между субъектами рынка за возможность сбывать свою продукцию и получать большую прибыль по сравнению с конкурентом.

Взаимозависимость фирм в условиях олигополии определяется трансформацией рыночных условий при изменении ценовых или количественных характеристик товара одной из компаний. Данные действия неизбежно будут вызывать ответную реакцию со стороны конкурентов. Фирма может расширить предложение за счет снижения стоимости продукта, но в рамках текущей рыночной ситуации расширение спроса на продукт компании произойдет при сокращении спроса на товары конкурирующих фирм.

Стремясь к сохранению своего положения, конкуренты вынуждены будут ответить адекватным снижением цены. В итоге выиграет потребитель, так как при автономном поведении фирм, подобно тому, как это бывает при монополистической конкуренции, рынок будет стремиться к конкурентному равновесию, а прибыль компаний будет сокращаться. Таким образом, в условиях отсутствия взаимодействия между фирмами экономическое положение всех фирм будет ухудшаться.


Осознавая взаимозависимость между собственным поведением и рыночным результатом своих действий, фирмы-конкуренты становятся заинтересованными в координации последних. Целью такой координации является достижение наилучшего с точки зрения действующих на отраслевом рынке фирм равновесного состояния, способствующего максимизации отраслевой прибыли.

Оптимальный выбор для фирмы, действующей в условиях олигополистического взаимодействия, – координировать поведение адекватно решениям, принимаемым конкурентами.

Олигополистическое взаимодействие – стратегия поведения конкурирующих фирм, направленная на координацию их деятельности с целью максимизации отраслевой прибыли.

Действующие в условиях олигополистического взаимодействия фирмы могут реализовать одну из двух стратегий координации деятельности – кооперативную или некооперативную.

2.3. Развитие конкуренции в Узбекистане и антимонопольная политика государства

Развитие конкуренции является ключевым фактором повышения эффективности экономики и ускорения структурных реформ. Президентом Узбекистана поставлены задачи по реализации конкретных целевых программ по увеличению до 2030 г. объема валового внутреннего продукта более чем в два раза, доведению доли промышленности в экономике до 40%.  В результате этого, Узбекистан может войти в группу стран, имеющих доход до 12745 долл. на душу населения.

Достижение таких показателей возможно только в условиях кардинального повышения конкурентоспособности экономики, равноценного экономическому прорыву, сохранения ежегодных темпов ее роста на уровне 8%. Предполагается также изменение текущей модели экономического роста с фокусом на развитие топливно-энергетического, химического, металлургического и других базовых секторов экономики на модель роста, основанную на ускоренном развитии обрабатывающих отраслей. Все это может быть обеспечено только в условиях конкуренции, которая стимулирует достижение предприятиями эффективного масштаба производства (максимальный объем продукции при минимальных ресурсах) и улучшения качества продукции.

С началом рыночных реформ в Узбекистане создание конкурентной среды осуществлялось путем: введения института частной собственности, а также разгосударствления и приватизации; демонополизации отраслей через реструктуризацию крупных предприятий; формирования сектора малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерства; создания рыночных механизмов на товарных и финансовых рынках.


До 90-х годов XX века конкуренция в Узбекистане отсутствовала в силу специфики централизованной плановой экономики с присущей ей государственной монополией во всех сферах. С началом структурных реформ развитие конкуренции стало приоритетным направлением государственной политики. Создание антимонопольной политики, происходившее параллельно с радикальными экономическими и политическими реформами, можно разделить на три этапа.

1-й этап (1991-1999 гг.). Происходило создание институциональных основ развития конкуренции.  В 1992 году был принят Закон «О разгосударствлении и приватизации», составивший правовую основу преобразования отношений собственности. В июле 1992 года Узбекистан одним из первых среди стран СНГ принял Закон «Об ограничении монополистической деятельности», определивший правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции, контроля по соблюдению антимонопольного законодательства. В 1996 году был принят Закон  «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Одновременно были созданы антимонопольные органы. В 1993 году при Министерстве финансов было создано Главное управление антимонопольной и ценовой политики. Данному органу в 1996 году был придан статус Комитета по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов с возложением дополнительных функций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, естественных монополий и рекламной деятельности. В 2000 году Комитет был выведен из системы Министерства финансов и преобразован в Государственный комитет по демонополизации и развитию конкуренции.

2-й этап (2000-2010 гг.). Демонополизация, разукрупнение и реструктуризация монополистов. В процессе приватизации произошло массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества (АО). Однако наличие государственной доли приводило к тому, что преобразование предприятий зачастую сопровождалось появлением на их основе хотя и новых, но по-прежнему монопольных структур.  Если в 2000 году 50 наиболее крупных промышленных предприятий производили 52,9% от общего объема промышленной продукции, то к 2010 году – 58,4%, что свидетельствовало о высокой концентрации рынков. 

Процесс демонополизации осуществлялся путем реализации отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции. Наряду с этим формирование конкурентной среды происходило путем роста числа участников на рынках за счет динамичного развития сектора малого бизнеса и частного предпринимательства. В рамках реализации программы «Основные направления формирования конкурентной среды в 2002-2005 гг. и на период до 2010 года» были усилены меры по регулированию деятельности доминирующих компаний, повышению эффективности механизма государственных закупок, снижению вмешательства государственных органов и местных органов власти (хокимиятов) в хозяйственную деятельность предприятий.   Наряду с этим, приняты акты, регулирующие механизм проведения государственных и корпоративных закупок, оказания государственной помощи, что не используется в антимонопольной политике в странах с развитой экономикой.


3-й этап (с 2011 года). Антимонопольное регулирование финансовых рынков. Глобальный кризис 2008-2010 гг. ярко показал, что для предотвращения возникновения «пузырей» на финансовых рынках немаловажную роль играет именно антимонопольное регулирование данных рынков. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2013 года[12] определен порядок признания доминирующего положения на финансовом рынке; порядок определения монопольно высоких и монопольно низких цен услуг на финансовом рынке; порядок выявления согласованных действий и сделок, ограничивающих конкуренцию; порядок рассмотрения вопросов принудительного разделения или выделения субъектов; порядок получения предварительного согласия на совершение сделок по приобретению акций (долей) в уставном фонде и иных имущественных прав субъектов.

Антимонопольное законодательств – форма регулирования структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

Во-первых, ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли.

В-вторых, запрещается слияние конкурирующих компаний.

В-третьих, запрещается установление монопольных цен (в том числе “лидерство” фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

В-четвертых, сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются “нечестные” или “обманные” способы соперничества – демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

В республике принят структурный подход по формированию антимонопольной политики. Его особенностью является прямое государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов и установление верхнего предела цен и предельного размера рентабельности в качестве мер ценового регулирования

Подход, реализуемый в Узбекистане в ходе реформ, был достаточно эффективным.   В целом, в течение 1996-2016 гг. число предприятий, входящих в Реестр монополистов, снизилось в 7 раз.  Вместе с тем, некоторые тенденции свидетельствуют о сохранении монопольного положения некоторых отраслей и видов деятельности. Так, в отраслевой структуре в течение 1991-2015 гг. доля таких отраслей, как металлургия, топливная отрасль и энергетика, возросла с 16,9 до 30,8%. Эти отрасли отличаются высокой концентрацией и ограниченными возможностями входа на рынок новых участников. Известно, что чем выше концентрация, тем больше продавцы склонны к отказу от конкуренции в пользу поддержания высоких цен. Кроме того, отмечается превышение внутренних цен над мировыми ценами по ряду значимых товаров. Такая ситуация, как правило, свидетельствует о слабой конкурентной среде на соответствующих рынках. Это позволяет участникам данных рынков завышать внутренние цены на товары и услуги. Приобретение сырья по ценам, превышающим мировые, подрывает конкурентоспособность отечественных производителей, особенно в обрабатывающих отраслях. 


Закон Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[13]  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, направлен на обеспечение условий для формирования и эффективного функционирования конкурентных отношений на товарных рынках. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. В их числе изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; установление монопольно высоких или монопольно низких цен и др.

Прямое государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов. Доминирующим (монопольным) положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля товара которого (которых) на рынке составляет более 50% или в диапазоне 35-50% при установлении ряда условий. Эти предприятия автоматически признаются монополистами, включаются в Государственный реестр монополистов и в дальнейшем в обязательном порядке должны декларировать цены, утверждать (согласовывать) цены на производимые товары/услуги в органе ценового регулирования. При этом факт наличия или отсутствия злоупотребления монополистом рыночной властью (market power) не оценивается. Злоупотреблением монопольным положением считается сам факт превышения применяемых цен от задекларированных.

  Установление верхнего предела цен и предельного размера рентабельности в качестве мер ценового регулирования. В законодательстве содержатся общие определения монопольно высокой цены (т.е. цены, превышающей цену, которая сложилась бы на конкурентном рынке) и монопольно низкой цены (т.е. ниже цены, которая сложилась бы на конкурентном рынке). При этом отсутствует критерий, подтверждающий оправданность установления монопольных цен. Применяемый подход прямых количественных критериев оценки доминирующего положения и прямого ценового регулирования все меньше позволяет объективно оценить состояние конкуренции на рынках в силу определенных ограничений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному сравнительному анализу теорий конкуренций, можно сделать следующие выводы.