Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф. Эджуорт в своей работе 1881 года акцентировал свое внимание на более строгом определении совершенной конкуренции. Условиями существования конкурентных отношений, по сути, он считал следующие, во-первых, неопределенно большое число участников с обеих сторон на рынке; во-вторых, отсутствие всяких ограничений на поведение, имеющее целью максимизацию прибыли; в-третьих, полная делимость торгуемых товаров [5].

Ученые в период становления и развития капитализма дифференцировали виды конкуренции, определили ее свойства и функции, дали характеристику процессам, происходящим на рынках в условиях конкурентной борьбы. Выделяя общие свойства, специфику различных видов конкуренции, ученые стремились определить преимущества и недостатки каждого вида.

В XX в. теория конкуренции получила развитие в трудах Дж. Акерлофа, Дж. Б. Кларка, Дж. Коммонса, Р. Коуза, А. Маршалла, Э. Мейсона, Дж. Робинсона, Дж. Стиглера, О. Уильямсона, Э. Чемберлина, Г. Штакельберга и др.

Теория конкуренции А. Маршалла, легла в основу экономического образования, вплоть до 40-х гг. XX в. По мнению А. Маршалла, и он это обосновал, силы спроса и предложения действуют свободно. При этом, а) не существует объединения торговцев на обеих сторонах, и б) каждый выступает самостоятельно. В то же время широко развертывается свободная конкуренция, т. е. покупатели беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами.

А. Маршалл также подчеркивал, что хотя каждый выступает сам за себя, осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна. Им была предложена трактовка терминов «свобода производства и предпринимательства» и «экономическая свобода». Он утверждал, что возможность свободного выбора одинаково может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству.

К аспектам совершенной конкуренции А. Маршалл относил такие аспекты, как количество участников, структуру рынка (монополия, конкуренция, олигополия), наличие барьеров входа и выхода для участников, дифференциацию продукции, ценовую дискриминацию, информированность участников рынка. Он также определил необходимость учета промежуточного состояния между монополией и конкуренцией, так как элемент монополии неизбежно существует в любой конкурентной системе. В современных условиях это явление называется несовершенной конкуренцией.

Дальнейшее развитие теории конкуренции получило в трудах Дж. Робинсона «Теория несовершенной конкуренции» (1933 г.) и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1934 г.). Дж. Робинсона разработал параметры конкуренции. Раньше до него считалось, что конкуренция – это преимущественно ценовая конкуренция. Робинсон же определил другие характеристики конкурентного поведения фирм, в числе которых уровень качества продукции, особенности обслуживания клиентов,величина транспортных расходов, сроки кредита, репутация фирмы, роль рекламы.


Э.X. Чемберлин выдвинул в 1930-е годы теорию «монополистической конкуренции», которую он рассматривал как опровержение концепции совершенной конкуренции. Он утверждал, что «понятие «монополистической конкуренции» - это вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия - альтернативные понятия... Мы, напротив, считаем, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные части... включающие и конкуренцию, и монополию, и что повсюду, где это имеет место, будет ошибкой не учитывать одну из этих составных частей и рассматривать ситуацию как составленную целиком... из элементов другой»[6].

Однако, свободная конкуренция - это элементом системы рыночной экономики именно потому, что она была не в состоянии обеспечить субъектам экономики действительные гарантии делового суверенитета и соблюдение возможностей реализации в полном объеме права на конкуренцию. Истинная свобода конкуренции несовместима с неограниченной свободой монополизации рынков, так как последняя оборачивается ограничениями на проявление субъектами бизнеса делового суверенитета.

Основные положения теории конкурентных отношений и ее значения в создании равновесных цен, механизма регулирования процессов в рыночной экономике, развитые в трудах американской школы экономистов конца XX в., оспаривались представителями австрийской школы экономистов, последователями учения И. Шумпетера. Известны в этой области работы Людвига фон Мизеса и Фридриха Хайека по проблемам предпринимательства.

Впервые был введен в экономику термин «пространственная конкуренция» Г. Хотеллингом. Он утверждал, что при монополистической конкуренции субъект, находящийся в положении квазимонополиста, создает свое рыночное пространство. В результате этого появляется пространственная конкуренция.

Система свободного рынка порождает конфликты не только между частными и общественными интересами, но также и внутри общественного интереса между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. На это обратил внимание в середине XX в. А. Пигу[7].

Конечно классики понимали, что не всегда и не везде свободная конкуренция совершенно и одинаково свободна. Они признавали, что ее собственные последствия могут быть в некоторых ситуациях ограничены или перекрыты действием каких-то других факторов, например, обычаев. Поэтому-то, чтобы, применяя выводы «политической экономии» к явлениям реального мира, избежать ошибок, Дж. С. Милльн требовал учитывать «не только то, что произойдет при воображаемом условии максимального господства конкуренции, но и то, насколько изменится результат, если господство конкуренции будет неполным». Реализовать данное требование экономисты смогли, только тогда, когда эта степень неполноты «господства конкуренции» получила свою (качественную) меру в теории построения рынков, их типологии.


НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ КОНКУРЕНЦИИ

Направления регулируемой конкуренции и их основные идеи

Направления структурной (поведенческой) конкуренции и их основные идеи

Кейнсианство (Дж. Кейнс)

Обоснование необходимости существования «регулируемой конкуренции»

Структурализм (Дж.Бейн, Э.Мейсон)

Введение цепочки: «структура–поведение–результат», обоснование наличия критического уровня отраслевой концентрации, разделяющего рынки

-

зультат», обоснование наличия критического

уровня отраслевой концентрации, разделяюще-

го рынки

Монетаризм (М. Фридман, А. Шварц, К. Бруннер)

Конкуренция – естественная среда, которая не может полностью контролироваться государством. Выявлено множество причинно-

следственных связей, действующих в конкурентной среде

Взгляды Э. Чемберлена

Конкуренция – естественный, динамический процесс, не нуждающийся в гос. регулировании

Взгляды Й. Шумпетера

Конкуренция – борьба старого и нового, в которой предприниматели выполняют роль новаторов

Институционализм (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт)

Рассматривают конкуренцию как институт – установленные в обществе обычаи вести экономическую жизнь

Теория состязательности рынков

(У. Баумоль)

Акцент на свободу входа–выхода на рынок и имеющиеся на нем барьеры доступа

Концепция границ (Дж.Саттон)

Необходимость установления минимальных и максимальных границ, образующих собой «допустимый коридор»

Концепция индустриальной экономики (Ж. Тироль)

Отказ от учета лишь количественных показателей и критериев (например, числа участников рынка) и обоснование необходимости изучения стратегии поведения отдельных хоз.субъектов

Концепция конкуренции на основе преимущества знаний (С. Хант)

Конкуренция – динамический процесс борьбы за новые знания (технологические или институ-циональные). Задача государства – стимулировать конкуренцию, и, следовательно, инновационный процесс

Источник: составлена автором

Рис. 1. Сопоставительная характеристика моделей конкуренции в современной экономической теории


Следствием становления и развития этой теории стало очищение понятия конкуренции, от каких - либо элементов соперничества, что теперь глагол конкурировать, если он используется не в отношении таких видов деятельности, которые в некотором смысле являются монополистическими, не имеет никакого содержания в экономической теории. Более того, в той обособившейся от основного корпуса микроэкономической теории науке, центром внимания которой является поведение предприятий. Эти предприятия в той или иной мере обладают рыночной или, если говорить о товарных рынках, монопольной властью, и которую называют организацией, или экономикой, промышленности стандартом стало использование термина соперничество и производных от него, а не термина «конкуренция».

Таким образом, направление регулируемой конкуренции является первоначальным, в то время как школы, относящиеся к структурной конкуренции, являются более поздним, инновационным взглядом. Сопоставительная характеристика авторских концепций конкуренции в современной экономической теории приведена на рис. 1.

Каждому из направлений присущи свои особенности. Первое направление рассматривает развитие конкуренции: а) как борьбу с картелями; б) предотвращение ограничения конкуренции со стороны крупных компаний; в) предварительный контроль сделок концентрации. В рамках данного подхода акцент сделан на возможность при определенных условиях крупных компаний ограничивать конкуренцию и перераспределять выигрыш потребителей в свою пользу. При этом причины появления на рынке крупных продавцов не играют важной роли.

Поэтому, основным методом борьбы в рамках такого понимания является признание действий указанных крупных компаний незаконными, а также наложение на них санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Таким образом, применяются «пассивные» методы экономической политики, которые используются уже после установления факта нарушения антимонопольного законодательства.

Изменение взглядов на развитие конкуренции связано, в первую очередь, с пониманием неэффективности многих традиционных мер антимонопольного контроля, которые породили появление предложений об отказе от ряда нормативно-регулятивных традиций, сложившихся на этапе индустриальной экономики, или их коррекцию и выстраивание системы стандартов, адекватных новым условиям.

В связи с этим возникла система «активных» методов поддержки малого и среднего предпринимательства. Акцент сместился на основные направления действий государства, которые непосредственно влияют на рынки, их структуру. В частности, в центре внимания стала политика оказания государственной помощи инновационным и эффективным малым и средним предприятиям, рационализации государственных закупок.


Таким образом, деятельность по поддержке конкуренции, которая активно ведется в последнее время, направлена на обеспечение информированности экономических агентов о конкуренции, ее состоянии, преимуществах и обосновании необходимости поддерживать и развивать конкуренцию.

1.2. Сущность, функции и формы конкуренции в современной экономической теории

Конкуренция – это экономическое соревнование, соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов.

Конкуренция представляет собой экономическую «войну» всех против всех. Основные пункты этой борьбы:

1) конкуренция среди продавцов – все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;

2) конкуренция между покупателями – все хотят купить товары по низкой цене, покупает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;

3) конкуренция между продавцами и покупателями – покупатель хочет приобрести товар подешевле, а продавец – продать по дороже; купля-продажа состоится в результате взаимовыгодного договора.

Так как конкуренция является важнейшим механизмом регулирования экономики на макроуровне она выполняет в современной экономике шесть основных функций:

регулирующую;

аллокационную;

инновационную;

адаптационную;

распределительную;

контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ. Она служит в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства - индивидуальными и общественными потребностями). Здесь речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производить только то, что сумеете продать, а не пытаться продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения, выражается, в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.