Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Сравнительная характеристика совершенной конкуренции и монополистической конкуренции

Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка – количество фирм в отрасли, характер производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на цены. Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентной считается данная отрасль.

Поскольку структура того или иного рынка определяется множеством факторов, количество типов рынков является практически неограниченным.

Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовых модели: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Модели конкурентных рыночных структур приведены в табл. 2.

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько она пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Таблица 2.

Модели рынка (типы рыночных структур) и их характеристика

Модель рынка

Характеристика

Чистая (совершенная) конкуренция

Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену

Чистая (абсолютная) монополия

Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают

Монополистическая конкуренция

Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.

Монопсония 

Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

Двусторонняя монополия

Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец – монополист.

Дуополия 

Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Олигополия 

Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.


Источник: составлена автором

Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Связано это с тем, что изучение рынка совершенной конкуренции объясняет ситуации, которые не отвечают требованиям такой структуры. Рынок совершенной конкуренции (или как ещё часто говорят – чистой) является простейшей ситуацией и даёт исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами[10].

1. Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности. Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля.

2. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно отрасли крайне мал. Решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта.

В модели совершенной конкуренции предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

3. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры – не требуются патенты или лицензии, ограничивающие деятельность в данной отрасли, значительные первоначальные капиталовложения. Положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т. п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

4. Доступность информации для всех субъектов рынка. Это означает, что все фирмы знают цены всех ресурсов и возможные технологии, а потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые бы им полностью соответствовали. Тем не менее модель совершенной конкуренции является крайне важным элементом экономического анализа. Она позволяет исследовать рынки, близкие к конкурентным условиям, т. е. рынки относительно однородной продукции, на которых фирмы имеют дело с высокоэластичным спросом и могут достаточно свободно входить и выходить из отрасли. К тому же модель совершенной конкуренции позволяет оценить эффективность реальных отраслей и степень их монополизации.


Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия. Чистая монополия – тип рынка, при котором единственная компания является производителем и продавцом данного вида продукции.

На рынке не существует сколько-нибудь близких товаров-заменителей для продукции монополиста, которая носит уникальный характер. Монополист удерживает рынок в своей полной власти. Максимально высокая рыночная власть позволяет ему контролировать объемы продаж и тем самым воздействовать на рыночные цены. Вместе с тем разработка ценовой стратегии любой компании, даже чистого монополиста, предполагает обязательный учет платежеспособности потенциальных потребителей и действие закона спроса. Назначение слишком высоких цен ведет к сокращению объема продаж и может привести к снижению совокупных прибылей фирмы.

 Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции и при монополии различны. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда определяется рыночной ценой (MR = P), тогда как для монополиста предельный доход меньше цены реализации (MR < P). Таким образом, если в случае совершенной конкуренции оптимальный объем роизводства определяется путем сопоставления предельных издержек (MC) фирмы и рыночной цены, то при монополии фирма должна сопоставлять свои предельные издержки и предельный доход.

Совершенная конкуренция MC=MR=P Фирма не получает дополнительную прибыль;

Монополия MC=MR < P Фирма получает дополнительную прибыль.

Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают (рис. 2).

P M , Q M – цена и объем выпуска монопольного рынка соответственно;

P K , Q K – цена и объем выпуска конкурентного рынка

Рис. 2. Точки оптимума на конкурентном и монопольном рынке

Рассмотрим монополистическую конкуренцию, Когда уже освоены рыночные структуры с чистой конкуренцией и с чистой монополией, начнём с того, что она является "золотой серединой" между ними. Монополистическая конкуренция не является ни совершенно-конкурентной и ни совершенно- монопольной. Для монополистической конкуренции характерно большое число товаропроизводителей. Число этих субъектов может быть большими или маленьким.

Важно отметить тот факт, что каждое предприятие обладает контролем над ценой. Основные формулы теории монополистической конкуренции были сформулированы экономистом Э.Гемберменом (США) и Д.Робинсом (Великобритания). Однако сама идея монополистической конкуренции принадлежит английскому монополисту П. Саффа, который еще в 20-е годы сформулировал ее в одной из своих статей. Эта теория означает "уничтожение стены между конкуренцией (полной или неполной) и монополией соединяющих их друг с другом, созданная теория содержит то и другое, не уничтожая, различия между ними. " Таким образом, введение в качестве объекта исследования монополистической конкуренции положило конец биполярной классификации рынка. Это позволило более объективно анализировать хозяйственную деятельность во многих отраслях и сферах, рынок которых характеризуется как конкуренцией, так и монополией[11].


На рынке монополистической конкуренции, в отличие от модели совершенной конкуренции, предлагаемые значительным количеством фирм товары являются близкими, но не совершенными товарами-заменителями.

Ключевой характеристикой данной рыночной структуры является дифференциация продукции. Под дифференциацией продукта подразумевают ситуацию, в которой идентичная продукция производителей-конкурентов рассматривается покупателями как схожая, но не полностью взаимозаменяемая. Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, поскольку многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен.

В этих условиях кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон (рис. 3) в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции. По аналогии с чистой монополией в случае монополистической конкуренции для определения оптимального объема производства фирма сопоставляет свои предельные издержки и предельный доход.

d – объем спроса; MR – уровень предельного дохода

Рис. 3. Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции

Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценивать монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей. Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько более высоком, чем на рынке совершенной конкуренции).

Вместе с тем для монополистических конкурентов характерны относительно небольшие размеры производственной деятельности. Размер фирм жестко ограничен в связи с быстрым появлением убытков при росте масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства).

2.2. Характеристика рынка олигополии

Рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий является олигополией. Иногда ее еще определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих».

Характерным признаком олигопольного рынка является господство в отрасли нескольких относительно крупных (а иногда и крупных) предприятий. Примерно от 2–3 до 10–15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса. Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями.


В отличие от других рыночных структур, не существует универсальной теории олигополии. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных обстоятельствах.

Теорию олигополистического ценообразования основал французский математик и экономист Августин Курно. Рассматривая взаимодействие олигополистов , он показал, что каждая фирма выпускает такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. Он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода: для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара и цена равновесия зависит от числа продавцов.

При единственном продавце возникает монопольная цена. При увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается когда возрастает число продавцов.

Многие экономисты утверждают, что фирмы ожидают реакции своих соперников через изменение цен или объемов продаж. Модель Курно, допускает бездействие соперника (объем его продаж фиксирован), подвергалась критике.

Значительный шаг в теории олигополистического ценообразования сделал американский экономист Э. Чемберлин. Он выдвинул предположение о взаимозависимости производителей - когда количество продавцов небольшое и продукт стандартизирован, а олигополисты будут тщательно избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате ответных мер.

Из существования взаимозависимости вытекало то, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлина имел большое значение для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует.

В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Такая взаимозависимость действий и поведения незначительных по численности фирм является ключевой характеристикой олигополии. Она распространяется на все сферы конкуренции, в числе которых цена, объем продаж, доля рынка, инвестиционная и инновационная деятельность, стратегия стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т. д.