Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Экономическая среда для деятельности банков и тенденции в изменении ставки налога на прибыль банков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кредит 10301 "К получению с корреспондентского счета ЦБРУ - Ностро" или счет Государственной налоговой инспекции;

по кредитным союзам:

Дебет 22416 "Начисленные налоги с дохода к оплате";

Кредит 10503 "Депозиты до востребования, размещенные в банках";

по микрокредитным организациям:

Дебет 22502 "Начисленный налог на доход (прибыль) к оплате";

Кредит 10503 "Депозиты до востребования, размещенные в банках".

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы (прибыль) ведется на балансовом счете "Начисленные налоги с дохода к оплате" (балансовый счет 22502 - для коммерческих банков и микрокредитных организаций, балансовый счет 22416 - для кредитных союзов) на отдельном лицевом счете "Налог на доходы (прибыль)".

При расчете налога осуществляются проводки:

по коммерческим банкам и микрокредитным организациям:

Дебет 56902 "Оценка налогов с дохода";

Таблица 1.4 – Сопоставительная таблица статей доходов и расходов, скорректированных на сумму расходов, включаемых в налогооблагаемую базу при налогообложении налога на прибыль кредитных организаций

Расходы, включаемые в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль (расходы, не подлежащие вычету, или постоянные расхождения)

Затраты, не исключаемые из налогооблагаемой базы данного периода. Но они исключаются из налогооблагаемой базы следующих периодов

1. Выплаты стимулирующего характера

2. Отчисления в негосударственные пенсионные фонды.

3. Отчисления по добровольным видам страхования сверх норм, установленных законодательством, за исключением страховых премий по страхованию имущества и долгосрочному страхованию жизни.

4. Представительские расходы сверх установленных законодательством норм и нормативов.

5. Отчисления на содержание вышестоящих органов и объединений юридических лиц: министерств, ведомств, ассоциаций, концернов и т. п.

6. Расходы на бесплатное предоставление помещений, оплата стоимости коммунальных услуг предприятиям общественного питания и т. д.

7. Затраты на добровольное страхование работников и на другие виды добровольного страхования, не связанные с производственным процессом, сверх норм, установленных законодательством, за исключением затрат на страховые премии по страхованию имущества и долгосрочному страхованию жизни.

8. Расходы по подготовке кадров по профессиям, не соответствующим профилю кредитной организации.

9. Затраты по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, а также повреждений и деформаций, полученных при транспортировке до приобъектного склада, затраты по ревизии (разборке оборудования), вызванные дефектами антикоррозийной защиты, и другие аналогичные затраты, производимые за счет юридических лиц, нарушивших условия поставок и выполнения работ, в той мере, в какой данные затраты не могут быть возмещены за счет поставщика или других хозяйствующих субъектов, ответственных за недоделки, повреждения или убытки.

10. Оплата аудиторских услуг, осуществленных по инициативе одного из участников (собственников).

11. Убытки от содержания собственных обслуживающих производств и хозяйств.

12. Мероприятия по охране здоровья и организация отдыха, не связанные непосредственно с участием работников.

13. Затраты на выполнение хозяйствующими субъектами работ (услуг), не связанных с производством продукции (работ по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).

14. Взносы в экологические, оздоровительные и иные благотворительные фонды (если они зарегистрированы в качестве юридических лиц) предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта.

15. Судебные издержки.

16. Убытки от хищений, виновники которых не установлены, или в случае, если невозможно возместить необходимые суммы за счет виновной стороны.

17. Убытки от выбытия (списания с баланса) основных средств и иного имущества (актива) кредитной организации, за исключением убытков от реализации основных средств, эксплуатировавшихся ими более трех лет.

18. Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, в том числе по вине поставщиков и дебиторов, а также расходы по возмещению причиненных убытков.

19. Штрафы и пени за нарушение налогового и иного законодательства.

20. Прочие штрафы уплаченные.

21. Прочие операционные расходы.

22. Проценты по просроченным и отсроченным ссудам.

23. Убытки, возникшие при реализации ценных бумаг.

24. Отрицательный дисконт, образованный в связи с досрочным погашением ценных бумаг, если это не связано с погашением задолженности перед бюджетом.

1. Отчисления в резервы против возможных потерь по кредитам, осуществленные сверх норм, установленных Центральным банком Республики Узбекистан.

2. Отчисления в резервы против возможных потерь по другим активам.

3. Затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления.

4. Разница между суммой амортизации, начисленной ускоренным методом, и суммой амортизации, начисленной по установленным нормам:

а) по основным средствам - в соответствии с налоговым законодательством;

б) по нематериальным активам - в соответствии с нормами, рассчитанными кредитными организациями исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования.

5. Содержание группы технического надзора за подготовкой к началу деятельности филиала.

6. Затраты на подготовку кадров для работы во вновь открываемом филиале.

7. Шефмонтаж, осуществляемый заводами-поставщиками оборудования или, по их поручению, специализированными хозяйствующими субъектами.


Кредит 22502 "Начисленный налог на доход (прибыль) к оплате";

по кредитным союзам:

Дебет 56902 "Оценка подоходного налога";

Кредит 22416 "Начисленные налоги с дохода к оплате".

При фактической оплате осуществляются проводки:

по коммерческим банкам:

Дебет 22502 "Начисленный налог на доход (прибыль) к оплате";

Кредит 10301 "К получению с корреспондентского счета ЦБРУ - Ностро" или счет Государственной налоговой инспекции;

по кредитным союзам:

Дебет 22416 "Начисленные налоги с дохода к оплате";

Кредит 10503 "Депозиты до востребования, размещенные в банках";

по микрокредитным организациям:

Дебет 22502 "Начисленный налог на доход (прибыль) к оплате";

Кредит 10503 "Депозиты до востребования, размещенные в банках".

Следует отметить, что статьи затрат, приведенных в таблице 1.4 не исключаются из налогооблагаемой базы периода, но исключаются из налогооблагаемой базы следующих периодов. Они учитываются как затраты периода в финансовых отчетах кредитных организаций. Однако для целей налогообложения они подлежат обратному учету в прибыли, для включения их в состав налогооблагаемой базы, а затем в последующем подлежат вычитанию на протяжении всего срока полезного действия данных затрат или в течение 10 лет, в зависимости от того, какой из этих сроков будет короче (расхождения во времени).

В заключение этой главы можно сказать, что налоги независимо от источника их уплаты являются для банков дополнительными элементами затрат. Специфичность налогов как затрат заключается в том, что они не устанавливаются государством и не относятся к сфере компетенции банков.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Экономическая среда для деятельности банков и тенденции в изменении ставки налога на прибыль банков


Экономика Республики Узбекистан имеет некоторые особенности, присущие развивающимся рынкам: среди них низкий уровень ликвидности на рынках долговых и долевых ценных бумаг. К тому же, банковский сектор в стране особенно подвержен влиянию политических, юридических, финансовых и регулятивных преобразований.

Крупные государственные банки Узбекистана выступают в качестве представителей государства в развитии экономики страны. Правительство выделяет средства из бюджета страны, которые через банки идут в различные государственные агентства и прочие государственные и частные компании.

Перспективы экономической стабильности в стране во многом зависят от эффективности экономических, финансовых и валютных мер, предпринимаемых Правительством, а также от развития законодательно-нормативной базы и политической ситуации, которые неподконтрольны Банку.

На финансовое состояние банков и результаты их операционной деятельности будут и далее оказывать влияние политические и экономические преобразования в Узбекистан, включающие применение действующего и будущего законодательства и налогового регулирования, которые оказывают значительное влияние на финансовые рынки республики и ее экономику в целом. Однако в настоящий момент сами банки еще не в состоянии предсказать все преобразования, которые могли бы повлиять на банковский сектор в целом и на финансовое положение банков в частности. Дополнительные трудности для банков, в настоящее время осуществляющих свою деятельность в Республики Узбекистан, заключаются в обращении взыскания на обеспечение по кредитам.

В последние годы в Узбекистане проделана работа по дальнейшему повышению уровня капитализации отечественной банковской системы, укреплению её ликвидности и устойчивости. В частности, совокупный капитал коммерческих банков по состоянию на 1 января 2017 года составляет 9,4 трлн. сумов, (по итогам 2015 года 7,8 трлн. сум). Уровень достаточности капитала банковской системы почти в 3 раза превышает установленные международные нормы, а суммарные активы банков достигли 80,4 трлн. сумов.

Согласно Указу Президента № УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» от 2 сентября 2017 года, юридические лица Республики Узбекистан могут свободно покупать иностранную валюту для оплаты текущих международных операций (импорт товаров и услуг, погашение кредита, командировочные расходы, и т.д.) в коммерческих банках с 5 сентября 2017 года. Обязательная продажа иностранной валюты с экспортной выручки в пользу государства был также отменен, что в прошлом составляло 50%, затем 25%. Это означает, что монетарная политика страны, которая была очень ограничительной в течение нескольких лет, в настоящее время существенно либерализирована.


Размер ставки при исчислении налогооблагаемой базы имеет важное значение, так как непосредственно через ставку налога на прибыль государство воздействует на прибыль банка, остающуюся в его распоряжении. Сегодня действующая ставка налога на прибыль в Узбекистане в 2018 году составляла 22 процента от налогооблагаемой прибыли коммерческих банков.

Рисунок 2.1 - Ставки налога на прибыль для коммерческих банков Узбекистана в 2004-2018 гг.

На рисунке 2.1 приведена динамика ставок налога на прибыль банков. Как показывают данные, ставка налога на прибыль в размере 15 процентов за период с 2008 г. по 2016 г. была стабильна. Это показывает на то, что такая ставка налога на прибыль была наиболее максимальна как для пополнения бюджета, так и для самих коммерческих банков. Однако, уже в 2018 году ставка налога на прибыль коммерческих банков возросла до 22 процентов.

2.2. Анализ исчисления налога на прибыль в Акционерном коммерческом ипотечном банке «Ипотека-банк»

Акционерный коммерческий ипотечный банк «Ипотека-банк» (далее - Банк) функционирует на территории Республики Узбекистан и организован на основании Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-10 от 16 февраля 2005 года. Банк был образован путем слияния двух банков – Государственного акционерного банка «Узжилсбербанк» и Государственного акционерного ипотечного банка «Замин». Банк зарегистрирован в Республике Узбекистан для проведения банковских операций и операций с иностранной валютой и работает на основании банковской лицензии № 74, выданной Центральным банком РУз и генеральной лицензии на осуществление операций с иностранной валютой №83, обе лицензии были обновлены 20 августа 2016 года.

Основными видами деятельности Банка являются коммерческие, розничные банковские операции, операции с ценными бумагами, иностранной валютой, а также выдача кредитов и гарантий. Банк принимает депозиты от юридических и физических лиц, а также выдает кредиты, осуществляет переводы на территории Республики Узбекистан и за рубежом.

Банк осуществляет деятельность через свой Головной офис, расположенный в г. Ташкент, а также через 38 филиалов, расположенных на территории Республики Узбекистан на 31 декабря 2017 г. Количество сотрудников Банка составило 4,660 сотрудников.


Банк участвует в государственной программе страхования вкладов, утвержденной Законом Республики Узбекистан №360-II «О гарантии защиты вкладов граждан в банках» от 5 апреля 2002 года. 28 ноября 2008 года Президент Республики Узбекистан выпустил Указ № УП-4057, гарантирующий выплату 100% возмещения по вкладам, независимо от суммы депозита, в случае отзыва у банка лицензии.

В консолидированной финансовой отчетности Банка отражены расходы по налогообложению в соответствии с требованиями законодательства, с использованием налоговых ставок и законодательных норм, которые приняты или по существу приняты на конец отчетного периода. Расходы по налогу на прибыль включают в себя расход/доход по текущим налогам и расход/доход по отложенным налогам и отражаются в прибыли или убытке за год, если они не должны быть отражены в составе прочего совокупного дохода или непосредственно в собственном капитале, в связи с тем, что относятся к операциям, которые также отражены в этом или другом периоде в составе прочего совокупного дохода или непосредственно в собственном капитале.

Текущий налог рассчитывается на основе сумм налога на прибыль, ожидаемых к уплате налоговым органам или возмещению налоговыми органами в отношении налогооблагаемой прибыли или убытков за текущий и предшествующие периоды. Налогооблагаемые прибыли или убытки основываются на оценочных показателях, если финансовая отчетность утверждается до подачи соответствующих налоговых деклараций. Прочие расходы по налогам, за исключением налога на прибыль, отражаются в составе административных и прочих операционных расходов.

Отложенный налог на прибыль начисляется балансовым методом расчета обязательств в отношении перенесенного на будущие периоды налогового убытка и временных разниц, возникающих между налоговой базой активов и обязательств и их балансовой стоимостью в финансовой отчетности. В соответствии с исключением для первоначального признания отложенный налог не учитывается в отношении временных разниц, возникающих при первоначальном признании актива или обязательства, если операция при первоначальном признании не влияет ни на бухгалтерскую, ни на налогооблагаемую прибыль, кроме случаев первоначального признания, возникающего в результате объединения бизнеса. Остатки отложенных налогов определяются с использованием ставок налога, которые приняты или по существу приняты на конец отчетного периода и которые, как ожидается, будут применяться в период, когда временные разницы будут восстановлены. Отложенные налоговые активы и обязательства взаимозачитываются только в рамках каждой отдельной компании Группы.