Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Экономическая среда для деятельности банков и тенденции в изменении ставки налога на прибыль банков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отложенные налоговые активы в отношении всех вычитаемых временных разниц и перенесенных на будущие периоды налоговых убытков признаются только в той степени, в которой существует вероятность получения в будущем налогооблагаемой прибыли, против которой могут быть использованы вычитаемые суммы.

Отложенный налог на прибыль не признается в отношении нераспределенной прибыли после приобретения, и других изменений резервов дочерних организаций после их приобретения в тех случаях, когда Группа[8] контролирует политику дочерней организации в отношении дивидендов. Существует вероятность того, что временные разницы не будут зачтены в обозримом будущем посредством дивидендов или иным образом.

Возмещаемость отложенных налоговых активов. Руководство Банка уверено в отсутствии необходимости в создании резервов в отношении отложенных налоговых активов на отчетную дату, так как наиболее вероятно, что отложенные налоговые активы будут полностью реализованы.

Неопределенные налоговые позиции. Неопределенные налоговые позиции Группы оцениваются руководством в конце каждого отчетного периода. Обязательства, отражающиеся в отношении позиций по налогу на прибыль, учитываются в тех случаях, когда руководство считает, что вероятно возникновение дополнительных налоговых обязательств, если налоговая позиция Группы будет оспорена налоговыми органами. Такая оценка производится на основании толкования налогового законодательства, принятого или по существу принятого на конец отчетного периода, а также любых известных постановлений суда или иных решений по подобным вопросам.

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 23 «Неопределенность при отражении налога на прибыль» (выпущено 7 июня 2017 г. и вступает в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2019 г. или после этой даты). МСФО (IAS) 12 содержит руководство по учету текущего и отложенного налога, но не содержит рекомендаций о том, как отражать влияние неопределенности. В разъяснении уточняется, как применять требования признания и оценки в МСФО (IAS) 12 при наличии неопределенности в отражении налога на прибыль. Организация должна решить, рассматривать ли каждый случай неопределенности налогового учета отдельно или вместе с одним или несколькими другими случаями неопределенности, в зависимости от того, какой подход позволяет наилучшим образом прогнозировать разрешение неопределенности.

Организация должна исходить из предположения о том, что налоговые органы будут проводить проверку сумм, которые они имеют право проверять, и при проведении проверки будут располагать всей полнотой знаний в отношении соответствующей информации. Если организация приходит к выводу о маловероятности принятия налоговыми органами решения по конкретному вопросу, в отношении которого существует неопределенность при отражении налога, последствия неопределенности будут отражаться в определении соответствующей налогооблагаемой прибыли или убытка, налоговых баз, неиспользованных налоговых убытков, неиспользованных налоговых льгот или налоговых ставок посредством использования либо наиболее вероятного значения, либо ожидаемого значения, в зависимости от того, какой метод организация считает наиболее подходящим для прогнозирования разрешения неопределенности.


Организация отразит эффект изменения фактов и обстоятельств или появления новой информации, влияющей на суждения или оценочные значения, использование которых требуется согласно разъяснению, как изменение оценочных значений. Примеры изменений фактов и обстоятельств или новой информации, которая может привести к пересмотру суждения или оценки, включают, в том числе, но не ограничиваясь этим, проверки или действия налоговых органов, изменения правил, установленных налоговыми органами, или истечение срока действия права налоговых органов на проверку или повторную проверку конкретного вопроса по отражению налога на прибыль.

Отсутствие согласия или несогласие налоговых органов с отдельным решением по конкретному вопросу по отражению налога, при отсутствии других фактов, скорее всего, не будет представлять собой изменение фактов и обстоятельств или новую информацию, влияющую на суждения и оценочные значения согласно разъяснению.

(a) Компоненты расходов по налогу на прибыль. Расходы по налогу на прибыль Банка включают следующие компоненты:

В тыс. сумов

2017 г.

2016 г.

Текущие расходы по налогу на прибыль

26,133,713

20,339,734

Отложенное налогообложение

564,064

1,045,246

Расходы по налогу на прибыль за год

25,569,649

19,294,488

б) Сумма налоговых расходов и сумм прибыли или убытка, умноженных на применимую ставку налогообложения.

Ставка налога на прибыль, применяемая к большей части прибыли Банка, составляет налог на прибыль юридических лиц (15%) и налог на развитие инфраструктуры (8%), налогооблагаемой базой которого является прибыль после расхода по налогу на прибыль. Фактически, налог на прибыль составляет 21,8%.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан, до 1 января 2020 года коммерческие банки уплачивают налог на прибыль по дифференцированным ставкам в зависимости от доли долгосрочного инвестиционного финансирования в структуре кредитного портфеля. Доход, заработанный таким финансированием, облагается налогом следующим образом: 35-40% от долгосрочного финансирования инвестиций облагаются по ставке 12%, 40-50% облагаются по ставке 11.25% и более 50% облагаются по ставке 10.5%.

В тыс. сумов

2017 г.

2016 г.

Прибыль по МСФО до налогообложения

306,519,735

91,356,594

Теоретические налоговые отчисления по законодательно установленной ставке в 21.8% (2016 г.: 21.8%)

66,821,302

19,915,737

Налоговый эффект от статей, не подлежащих вычету в налоговых целях:

- Расходы, не уменьшающие налогооблагаемую базу

3,730,050

4,127,033

- Необлагаемые доходы

39,584,015

812,188

- Налоговый результат от доходов, облагаемым по иным ставкам (10.5% - 12%)

5,397,688

3,936,094

Расходы по налогу на прибыль за период

25,569,649

19,294,488


(в) Отложенный налог отношении дочерних организаций, совместных предприятий и ассоциированных организаций. Группа не отразила отложенное налоговое обязательство в отношении временных разниц в сумме 50,093 тысяч УЗС (2016 г.: ноль), связанных с инвестициями в дочерние организации, так как Группа может контролировать сроки возмещения данных временных разниц и не планирует возмещать их в обозримом будущем.

(г) Анализ отложенного налога по видам временных разниц. Различия между МСФО и налоговым законодательством Республики Узбекистан приводят к возникновению временных разниц между балансовой стоимостью активов и обязательств в целях составления финансовой отчетности и в целях расчета налога на прибыль.

Ниже подробно представлены налоговые последствия в отношении движения этих временных разниц, которые отражаются по ставке 21.8% (2016 г.: 21.8%).

Таблица 2.1 – Налоговые последствия в отношении движения временных разниц, уменьшающих/увеличивающих налогооблагаемую базу АКИБ «Ипотека-банк»

В тыс. сум

31 декабря

2017 года

Восстановлено / (отнесено) на

счет прибылей и убытков

31 декабря

2016 года

Восстановлено

/ (отнесено) на

счет рибылей

и убытков

31 декабря

2015 года

Налоговое влияние временных разниц, уменьшающих/ (увеличивающих) налогооблагаемую базу

Кредиты и авансы клиентам

6,744,943

(13,658)

6,758,601

(157,546)

6,916,147

Основные средства и нематериальные активы

1,741,160

1,383,099

358,061

69,718

288,343

Инвестиционные ценные бумаги,

имеющиеся в наличие для

продажи

654,490

654,490

-

-

-

Прочие финансовые активы

(3,298,731)

(3,298,731)

-

-

-

Прочие нефинансовые активы

343,378

79,881

263,497

(656)

264,153

Заимствования от государст-венных, прави-тельственных и международных финансовых

учреждений

2,710,884

2,261,506

449,378

371,720

77,658

Прочие финансовые

обязательства

397,972

397,972

-

(4,839)

4,839

Прочие нефинансовые

обязательства

-

(900,495)

900,495

766,849

133,646

Чистый отложенный

налоговый актив

9,294,096

564,064

8,730,032

1,045,246

7,684,786

Признанный отложенный налоговый актив

12,592,827

3,862,795

8,730,032

1,045,246

7,684,786

Признанное отложенное

налоговое обязательство

(3,298,731)

(3,298,731)

-

-

-

Чистый отложенный

налоговый актив

9,294,096

564,064

8,730,032

1,045,246

7,684,786


2.3. Направления совершенствования действующей системы налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций

Рассматривая налогообложение кредитных организаций, в числе которых коммерческие банки, можно выявить множество проблем в действующей системе налогообложения.

Первым вопросом является необходимость оптимизации налогообложения коммерческих банков. В связи с этим возникает необходимость провести сравнительный анализ налогообложения коммерческих банков Узбекистана с моделью налогообложения коммерческих банков, находящихся в развитых странах мира. Данный анализ поможет выявить недостатки в данном вопросе. Это связано с тем, что в странах с развитой рыночной экономикой существуют довольно специфические особенности в формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Также имеется практика предоставления налоговых льгот для финансовых институтов, в том числе и коммерческим банкам.

Проблема налогообложения коммерческих банков состоит в оптимизации налоговой базы по налогу на прибыль. Необходимо создать такую систему формирования налоговой базы по налогу на прибыль, которая давала бы возможность развиваться банкам. Система налогообложения банков должна способствовать подъему экономики. В связи с этим, банки должны стремиться к увеличению доли выдачи кредитов реальному сектору экономики, вложений в рынок ценных бумаг и валютный рынок. Это приведет к увеличению доходов кредитных организаций, предприятий реального сектора экономики и через налоги положительно скажется на доходах бюджетов различных уровней.

В налогообложении коммерческих банков за рубежом большое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. В настоящее время существует несколько видов рычагов стимулирования. Во-первых, это перенос убытка, он заключается, что банки могут переносить убытки на будущие налоговые периоды. Во-вторых, это ставка налога, а именно: изменение ставки налога на прибыль для деятельности коммерческих банков, введение льгот для малых или только созданных коммерческих банков, изменение состава необлагаемых или облагаемых по ставке 0% доходов от деятельности и, наконец, изменение ставки для отдельных видов операций, осуществляемых коммерческим банком. В-третьих, операции с налоговой базой, а именно: изменение перечня расходов банка, по специфическим операциям, которые признаются в целях налогообложения; признание расходов налогообложения прибыли банков, которые формируют резервы по сомнительным долгам; проведение амортизационной политики; возможность отнесения на учет налогооблагаемые расходы по созданию резервов на возможные потери по ссудам. В-четвертых, это метод учета, к нему можно отнести выбор метода определенных доходов и расходов для налогообложения банков: кассовый метод, либо метод начисления[9].


Важнейшими из вышеперечисленных рычагов являются налоговая база и налоговая ставка. Из постоянных изменений налоговой системы вытекают следующие проблемы: нестабильность в регулировании налоговых отношений; регулярные изменения, связанные с изменением и уплатой налогов; частое изменение законодательства по налогообложению кредитных организаций и проблемы по определению базы по уплачиваемым налогам.

Хорошая собираемость налогов требует серьезных преобразований в налоговом законодательстве. Совершенствование налогообложения коммерческих банков поспособствует повышению налоговых доходов государства. А это в свою очередь, ускорит процесс развития государства и улучшения экономики. Государство, перераспределяя доходы, решает проблему повышения доходов малоимущих слов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.

Если уменьшение процентной ставки по налогу на прибыль не окажет стимулирующее действие по налогообложению коммерческих банков, можно рассмотреть модель, где банки, которые кредитуют реальный сектор экономики на долгосрочной основе, будут временно освобождены от уплаты данного налога. Чтобы предприятия начали брать долгосрочные кредиты в банках, для них нужна мотивация, например уменьшение процентной ставке по кредитам. Необходима корректировка налогового законодательства, в котором коммерческие банки будут временно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшена ставка по налогу на прибыль (например, в 2-3 раза), которые они получают от предоставления долгосрочных кредитов на развитие предприятий реального сектора экономики. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер, например, на период 3-5 лет. В бюджет будет поступать большее количество денежных средств, т.к. предприятия развиваются, а значит, появляются и другие налоги для уплаты, например налог на добавленную стоимость, его налоговой базой служит не прибыль, а объем реализации. Что касается банков, не все банковские операции облагаются налогом на добавленную стоимость, за счет этого бюджет теряет большую сумму налоговых платежей, поэтому необходимо расширить виды операций, которые облагаются НДС, за счет этого доля налоговых платежей в бюджет, заметно возрастет.[10]

Каждое изменение необходимо контролировать, но такого контроля на сегодняшний день у нас нет. Поэтому перед тем, как ввести изменения в налоговое законодательство необходимо создать контроль за использование долгосрочных кредитов по назначению. Банкам нужно создавать необходимые условия, для того чтобы предприятиям получали свою выгоду от приобретения кредитов для расширения производства, для увеличения числа рабочих мест.