Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Правовое регулирование аудиторской деятельности РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в России планомерно осуществляется переход на международные стандарты аудита. Федеральным законом от 01.12.2014 № 403ФЗ внесены соответствующие изменения в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»[1]. Данные изменения вступили в силу с 2 декабря 2014 г.

Согласно этим изменениям «аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Актуальность выбранной для исследования темы определяется важностью вопросов, связанных с проводимыми в России реформами в области аудита, которые должны быть учтены в практической деятельности аудиторских фирм.

Объектом исследования выбрана аудиторская деятельность.

Предметом исследования является аудиторская деятельность в период реформ.

Целью настоящей работы выступает исследование проблем, связанных с организацией аудита на современном этапе, а также в выработке предложений по учету изменений федерального законодательства, в работе аудиторских фирм.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие основные задачи выпускной работы:

  • Рассмотреть понятие аудита;
  • Проанализировать контроль качества аудиторских организаций;
  • Определить аудиторские стандарты, их назначения и виды;
  • Рассмотреть применение Международных стандартов аудита в России.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Глава 1. Общие положения об аудиторской деятельности

1.1. Понятие и цели аудита

Основным правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, выступает Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее Закон об аудиторской деятельности). Понятие «аудиторская деятельность» закреплено в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».


Предмет аудита представлен на рисунке 1. Отметим, что он расширен внесенными в Закон изменениями.

Рисунок 1. Предмет аудита

Таким образом, проверка надзорной финансовой отчетности является аудитом.

Аудиторские фирмы, наряду с аудитом отчетности, также достаточно часто предоставляют широкий перечень дополнительных консультационных услуг[2]. Однако аудиторская фирма является субъектом финансового контроля. Основными видами контроля выделяют предварительный, текущий, последующий и документальный контроль[3].

С целью разграничения состава услуг, которые может оказывать аудиторская фирма, определены допустимые и недопустимые аудиторские услуги, показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Аудиторские и неаудиторские услуги

В развитии антикоррупционного законодательства (антикоррупционная экспертиза принимаемых правовых актов, ужесточение уголовной ответственности, запрет на открытие счетов за рубежом для должностных лиц и пр.), в Закон об аудиторской деятельности введена норма, согласно которой если при оказании аудиторских услуг аудиторской организации становятся известными случаи коррупционных правонарушений (риски данных нарушений), аудиторская организация обязана информировать об этом учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя. Аудиторская организация самостоятельно определяет 1) то лицо, которому она направляет соответствующую информацию, и 2) объем и форму этой информации. При этом адресат указанной информации зависит от характера выявленной ситуации[4].

2.2 Контроль качества аудиторских организаций

На современном этапе развития аудиторской деятельности в России вступление в силу новых редакций Федеральных законов «Об аудиторской деятельности» и «О бухгалтерском учете» усугубило многие проблемы, в частности, по обеспечению качества аудита и внутреннему контролю в аудиторских организациях[5].

Ужесточение профессиональных требований к аудиторской деятельности, повышение требований к контролю качества деятельности аудиторских организаций усилили внимание к этой проблеме. В связи с этим проблема обеспечения и контроля качества аудита в российских аудиторских организациях очень актуальна. Сложность ее решения в современных условиях заключается в специфике деятельности по оказанию аудиторских услуг: с одной стороны – это предпринимательская коммерческая деятельность, с другой – независимый финансовый контроль. Поэтому в деятельности аудиторских организаций всегда существует проблема баланса между прибылью организации и добросовестностью осуществления деятельности. Ведь мотивация предпринимателя на получение прибыли всегда выше и включение дополнительных функций в деятельность организации также не способствует росту прибыли, а российские нормативные акты требуют организовать внутренний контроль качества работы в аудиторских организациях[6].


Но в большинстве российских аудиторских организаций эти требования не выполняются в силу того, что нет понимания, как это можно сделать экономически эффективно, не перегружая аудиторов[7].

Контроль качества работы аудиторских организаций посвящены следующие стандарты: ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» и Международный стандарт ISQC 1 «Quality control for firms that perform audits and reviews of financial statements, and other assurance and related services engagements», которые устанавливают требования к системам контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при осуществлении аудиторской деятельности, а ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» и ISA 220 «Quality control for an audit of financial statements» устанавливают дополнительные требования к контролю качества при выполнении заданий по аудиту. Цели и область применения Стандартов ISQC 1 и ФПСАД N 34. Цели и область применения Стандартов ISQC 1 и ФПСАД № 34, сформулированные в § § 1 - 11 Международного стандарта ISQC 1 и в п. п. 1 - 4 ФПСАД № 34, в основном совпадают.

Можно прокомментировать лишь следующие различия:

- понятия «дата отчета» и «документация по заданию», определенные в Стандарте ISQC 1, определены не в ФПСАД № 34, а в других федеральных стандартах аудиторской деятельности (в частности, понятие «документация по заданию» - в ФПСАД № 2 «Документирование аудита»);

- следующие понятия эквивалентны: «партнер по заданию» и «руководитель задания», «контролер качества задания» и «лицо, проводящее проверку качества выполнения задания», «команда по выполнению задания» и «аудиторская группа», «партнер» и «руководство аудиторской организации», «персонал» и «работники аудиторской организации», «стороннее лицо надлежащей квалификации» и «стороннее компетентное лицо», «сотрудники» и «специалисты аудиторской организации». При этом, как следует из определений понятий «сотрудники (staff)» и «специалисты аудиторской организации», как Международный стандарт ISQC 1, так и ФПСАД № 34 к сотрудникам (специалистам) аудиторской фирмы относят как аудиторов, имеющих квалификационный аттестат (сертификат) аудитора, так и других специалистов, принимающих участие в выполнении заданий по аудиту и иных заданий, являющихся предметом регулирования Стандартов ISQC 1 и ФПСАД № 34;[8]

- понятие «общественно значимый хозяйствующий субъект» включает более широкую группу лиц по сравнению с понятием «лицо, включенное в листинг» (ISQC 1) в части финансовых организаций, работающих со средствами физических и юридических лиц; - понятия «профессиональные стандарты» и «соответствующие этические требования», определенные в Стандарте ISQC 1, в Стандарте ФПСАД № 34 вообще не определены, однако далее в контексте ФПСАД № 34 никаких разночтений со Стандартом ISQC 1 не возникает.


Общие требования к контролю качества. Общие требования к контролю качества приведены в § § 13 - 17 Стандарта ISQC 1 и п. п. 6, 7 ФПСАД № 34, которые по своему содержанию эквиваленты с учетом того, что понятие «политика», используемое в тексте Стандарта ISQC 1, в Стандарте ФПСАД № 34 соответствует понятию «принципы»[9].

Так, Стандарты устанавливают, что система контроля качества услуг аудиторской организации должна определить принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

- обязанностей руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;

- этических требований;

- принятия на обслуживание нового клиента и продолжения сотрудничества;

- кадровой работы;

- выполнения задания;

- мониторинга.

При этом принципы и процедуры контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской организации.

При решении вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом, а также при заключении договора на выполнение конкретного задания аудиторская организация должна получить всю необходимую в данных обстоятельствах информацию. В случае выявления новых фактов и обстоятельств, которые могли бы оказать влияние на решение о принятии клиента на обслуживание или о продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом, аудиторская организация должна задокументировать способ разрешения возникающих проблем. Человеческие ресурсы. Несмотря на различные наименования разделов (в ФПСАД № 34 он называется «Кадровая работа»), по своему содержанию в этой части сравниваемые стандарты практически не отличаются и основываются на следующих основных положениях.

Принципы и процедуры, установленные аудиторской организацией, должны охватывать следующие элементы кадровой работы:

- наем работников; - оценку результатов выполнения работы;

- профессиональные навыки работников;

- профессиональную компетентность;

- профессиональное развитие;

- повышение в должности;

- оплату труда;

- оценку нужд и потребностей работников.

Единственное различие - это наличие в Международном стандарте ISQC 1 специальных положений, применимых для малых и средних аудиторских фирм: небольшие аудиторские фирмы могут использовать менее формализованные методы оценивания эффективности работы своих сотрудников (§ A30). Общие принципы и процедуры систем контроля качества, относящиеся к выполнению заданий.


Принципы (политики в Международном стандарте ISQC 1) и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что задания выполняются в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями законодательных и нормативных актов, во всех существенных аспектах являются практически одинаковыми в обоих стандартах (см. § § 32 - 33, A32 - A35 Стандарта ISQC 1, п. п. 42 - 44 ФПСАД № 34). Нет никаких существенных различий и в требованиях к контролю и надзору за работой членов аудиторских групп со стороны руководителей заданий (§ § 35 - 37, A41 - A44 Стандарта ISQC 1 и п. п. 45 - 46 ФПСАД № 34). Консультирование. В части привлечения сторонних компетентных лиц для целей консультирования Международным стандартом ISQC 1 допускается более широкий круг лиц по сравнению с нормами ФПСАД N 34.

Если ФПСАД № 34 прямо указывает, что для целей консультирования могут привлекаться другие аудиторские организации, профессиональные аудиторские объединения и регулирующие органы, а также иные организации, которые оказывают соответствующие услуги в области контроля качества аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, то Международный стандарт ISQC 1 в качестве третьего варианта допускает привлечение «коммерческих организаций, оказывающих соответствующие услуги в области контроля качества».

В таком виде Международным стандартом ISQC 1 предоставляются большие возможности для небольших аудиторских фирм, особенно при проведении обзорных проверок качества выполнения заданий. Обзорные проверки и мониторинг. В отношении критериев отбора заданий для проведения обзорных проверок, а также установленных принципов и процедур проведения обзорных проверок требования ISQC 1 и ФПСАД № 34 принципиальных и существенных различий не содержат (с учетом ранее отмеченной неполной аналогии понятий «лицо, включенное в листинг» и «общественно значимый хозяйствующий субъект»). То же самое относится и к принципам и процедурам мониторинга.

Документирование выполнения заданий. Общие принципы документирования в системах контроля качества работы аудиторских организаций, сформулированные в § § 57 - 59 ISQC 1 и в п. п. 90 - 92 ФПСАД № 34, в основном не различаются, хотя в § § A73 - A74 Стандарта ISQC 1 эти принципы получили определенную детализацию.

Главное различие подходов двух Стандартов касается оговорки, приведенной в § A75 ISQC 1, которая позволяет малым аудиторским фирмам применять при документировании выполненных заданий менее формализованные способы, в частности, такие как рукописные записи и контрольные листы. Контроль качества при выполнении заданий по аудиту Вторая пара стандартов - Международный стандарт ISA 220 «Quality control for an audit of financial statements» и ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» - устанавливают дополнительные требования к контролю качества.