Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Правовое регулирование аудиторской деятельности РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как указано во введении к каждому из этих документов, их область применения - установление требований к контролю качества при выполнении заданий по аудиту. Международный стандарт ISA 220, кроме того, в качестве цели своего применения указывает, что «целью выполнения процедур контроля качества при выполнении отдельных заданий по аудиту является формирование у аудиторов разумной уверенности в том, что: - аудит проводился в соответствии с надлежащими профессиональными стандартами и применимыми законодательными и иными правовыми требованиями; - сформированный отчет аудитора о выполнении задания соответствует условиям и обстоятельствам выполнения этого задания.

Термины и определения, используемые в Стандартах ISA 220 и ФПСАД № 7, полностью соответствуют как друг другу, так и Стандартам ISQC 1 и ФПСАД № 34. Обязанности руководителя аудиторской проверки, сформулированные в § § 8, A3 ISA 220 и в п. п. 4, 5 ФПСАД № 7, по существу не отличаются. В части установления этических требований, требований к условиям принятия клиента на обслуживание или продолжения сотрудничества с существующим клиентом, а также принципов и процедур формирования аудиторских групп Стандарты ISA 220 и ФПСАД № 7 существенных различий не содержат[10].

Выполнение заданий Требования Стандартов ISA 220 и ФПСАД № 7 в части обязанностей руководителей аудиторских заданий и участников аудиторской группы полностью совпадают. Отсутствуют также какие-либо различия в установлении требований к принципам и процедурам выполнения надзорных функций руководителями аудиторских проверок при выполнении заданий по аудиту (см. § § 16 - 17, A16 - A20 ISA 220 и п. п. 22 - 27 ФПСАД № 7). Общие положения обоих Стандартов ISA 220 и ФПСАД № 7, относящиеся к порядку и правилам организации и осуществления консультирования при выполнении аудиторских заданий, также не отличаются, однако в части привлечения сторонних лиц для консультирования положения Стандартов ISA 220 (§ A22) и ФПСАД № 7 (п. 30) различаются так же, как и положения соответствующих разделов Стандартов ISQC 1 и ФПСАД № 34: международные стандарты допускают привлечение в качестве сторонних компетентных лиц коммерческих организаций, оказывающих соответствующие услуги в области контроля качества, тогда как ФПСАД ограничивают круг аналогичных лиц «иными организациями, которые оказывают соответствующие услуги в области контроля качества аудиторских и сопутствующих аудиту услуг».

Что касается установления принципов и процедур проведения обзорных проверок качества выполненных аудиторских заданий (§ § 19 - 21 ISA 220 и п. п. 34 - 40 ФПСАД N 7), то здесь нормы и положения сравниваемых Стандартов практически не отличаются (с учетом замечания, аналогичного приведенному ранее).


В отношении требований к процедурам мониторинга и порядку их проведения положения Стандартов ISA 220 и ФПСАД № 7 идентичны.

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы. Общие положения аудиторской деятельности отражены в вводных Международных стандартах аудита, в состав которых входят такие стандарты, как «Статус Международных стандартов аудита», «Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг», «Глоссарий терминов», «Концептуальные основы Международных стандартов аудита». В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг определено, что они применяются при аудите финансовой отчетности и выполнении сопутствующих аудиту услуг. При этом аудитору разрешается отходить от требований МСА, обязательно аргументируя причины такого отхода. Указано, что данный стандарт аудита следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение.

Глава 2. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

2.1. Аудиторские стандарты, их назначения и виды

Благодаря единым стандартам можно предъявлять общие требования к профессиональной деятельности аудитора, оформлению документов, контролировать качество выполняемой работы и оказываемых услуг, сопутствующих аудиту. Также существуют единые правила к подготовке и аттестации аудиторов, а также постоянного подтверждения их квалификации. Зачастую стандарты необходимы фирмам, которые обучают своих аудиторов, но также стандарты могут послужить защитой аудитора, если дело дойдет до судебного процесса.

Аудиторские стандарты делятся на 4 группы в соответствии с рисунком 3.

Рисунок 3. Аудиторские стандарты

Международные стандарты аудита разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) - The International Federation of Accountants (IFAC) - всемирной организацией, объединяющей профессиональных бухгалтеров, и, как заявлено в них, предназначены для использования по всему миру. Решение о применении МСА принимается на уровне национального законодательства.


Свою деятельность Международная федерация бухгалтеров осуществляет через свои комитеты. В области регулирования аудиторской деятельности это:

1) Комитет по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации - The International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB);

2) Комитет по международным стандартам этики для бухгалтеров - The International Ethics Standards Board for Accountants (IESBA).

Стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для физических и юридических лиц, которые занимаются аудиторской деятельностью (аудиторские агентства, индивидуальные аудиторы и пр.), а также для аудируемых лиц. Существует несколько стандартов, которые носят рекомендательных характер, они к применению необязательны. Стандарты СРО действуют в профессиональных аудиторских объединениях, аудиторских компаниях, а также индивидуальных аудиторов. Такие стандарты, прежде всего, необходимы для установления единых принципов осуществления аудиторской деятельности на корпоративном уровне. Для этого чаще всего профессиональные объединения устанавливают единые правила для своих членов, руководствуясь федеральными стандартами.

Нужно понимать, что такие правила имеют одинаковую юридическую силу и по значимости стоят не ниже федеральных требований. Организации, которые вступают в такие объединения, обязаны выполнять такие требования все, без исключения, т.к. вступление осуществляется на добровольной основе. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право разработать собственные стандарты, если считают нужным, которые могут касаться различных действий аудитора. При этом им необходимо учитывать все выше перечисленные стандарты, т.к. внутрифирменные не могут противоречить федеральным правилам аудиторской деятельности. Также следует учитывать, что при разработке стандартов на любом уровне, они не могут противоречить правилам на уровень выше.

Так разработанные правила аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже федеральных стандартов и профессиональных аудиторских объединений, если они являются членами таковых. Если аудитор дает заключение по международным стандартам, его деятельность регламентируется внутрифирменными стандартами, которые не противоречат международным.

Стандарты аудита признаны и высоко ценятся во всем мире, т.к. благодаря им можно говорить об объективности аудиторского заключения на соответствие финансовой отчетности общепринятым нормам и правилам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Также используя стандарты можно сравнить результаты работы аудиторов по определенным критериям. Ведение стандартов стало необходимым ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сравнения.


Аудиторские стандарты выражают основные требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и гарантируют результаты аудиторской проверки на соответствующем уровне при соблюдении этих требований[11]. Требования применимы как к процедуре аудирования и аудиторскому заключению, так и к самому аудитору. В связи с тем, что экономическая ситуация постоянно меняется во всем мире, стандарты постоянно подлежат поправкам и внесению нужных изменений в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности. На базе стандартов разрабатываются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов и аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.

Применяемые стандарты всегда являются доказательством качества сделанной аудитором проверки в суде, а также позволяют судить о мере ответственности аудиторов.

Стандарты устанавливают единый подход к[12]:

a) проведению аудиторской проверки,

b) масштаб аудита,

c) виды отчетов аудиторов,

d) методику аудита,

e) а также основные принципы, которым должны соблюдать все представители этой профессии независимо от условий, в которых они находятся и проводят аудит.

При любом отклонении от стандартов аудитор обязан пояснить и обосновать причину таких действий.

Стандарты являются одной из самых важных составляющих аудита и аудиторской деятельности, поскольку они:

a) обеспечивают качество аудиторской проверки на высоком уровне;

b) способствуют своевременному внедрению в аудиторскую практику необходимых изменений;

c) помогают пользователям сделать процесс аудиторской проверки более понятным;

d) создают общественный имидж профессии;

e) являются саморегулируемыми и теряют необходимость контроля со стороны государства;

f) регламентируют переговоры аудитора с клиентом;

g) обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

1.3. Основные отличия международных и отечественных стандартов

Несмотря на то обстоятельство, что отечественные стандарты аудиторской деятельности изначально разрабатывались на основе международных стандартов, между ними сохраняются достаточно серьезные различия как, казалось бы, чисто формального, так и вполне практического характера, требующие соответствующих решений при организации перехода к применению МСА[13].


Во-первых, международные стандарты, регулирующие аудиторскую деятельность, представляют собой систему взаимосвязанных стандартов, в которой собственно МСА являются хотя и наибольшей, но только частью.

Во-вторых, в отличие от отечественных стандартов, принимавшихся по мере их разработки на основе того или иного отдельного МСА, системный характер МСА проявляется в том числе и в том, что вопросы, рассматриваемые в каком-либо стандарте, не исчерпываются этим стандартом. Требования в данной области могут содержаться и в других стандартах. Обычно стандарты содержат ссылки на другие стандарты или перечень других стандартов, где содержатся требования по данному вопросу.

Поэтому для правильного применения необходимо понимать весь текст МСА целиком (МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита», п. п. 19, А58). Это обстоятельство может получить вполне практическую окраску при внешнем контроле качества работы аудиторской организации.

Так, например, «МСА обычно упоминают неотъемлемый риск и риск контроля не раздельно, а совмещено как риск существенного искажения. Однако аудитор может использовать как раздельную, так и совмещенную оценку неотъемлемого риска и риска контроля в зависимости от применяемой им техники или методологии аудита и практических соображений» (МСА 200, п. А40).

Однако такое понимание вопроса прямо не вытекает из отечественного ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (далее - ФПСАД N 8), ограниченного рамками только МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством понимания деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется» (далее - МСА 315) и оперирующего только понятием «риск существенных искажений», что в некоторых случаях выливается в замечания в актах при внешнем контроле качества об использовании якобы устаревшей терминологии и неприменении ФПСАД № 8[14].

В-третьих, в ходе проекта «Ясность» IAASB (Совет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации) разработал универсальную структуру стандарта, примененную ко всем МСА и применяющуюся к другим стандартам, регулирующим аудиторскую деятельность, по мере их переработки. При этом требования стандарта и рекомендации по применению разделены и представлены в разных разделах стандарта. Действующей версии МСА содержательно в целом соответствуют только отечественные ФПСАД N N 1 - 3 и 5 - 9, принятые в период действия Закона об аудиторской деятельности, однако и они такой структуры не имеют, что не может не снижать целостность и ясность восприятия текста.