Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией. Перспективные модели..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействием предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Деление единичного процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.

Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет только главные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.

Поскольку процесс управления представляется как совокупность действий, связанных с анализом ситуационных факторов окружающей среды управления, постановкой цели или же целей управления, выявлением и идентификацией проблемной ситуации, поиском и выбором альтернатив, то организация выполнения принятых решений и получение результатов управленческой деятельности считаются неотъемлемой частью процесса управления.

Управление организацией в целом следует рассматривать как процесс, состоящий из совокупности циклических действий, так как оно представляет собой не единовременное действие (цикл), а непрерывные и последовательные взаимосвязанные действия (циклы) по формированию и эффективному использованию управленческих ресурсов и возможностей организации для достижения конкретных результатов либо целей.

Концепция процесса управления включает большое количество многообразных аспектов действий и операций. В то же время управление организацией не может быть пассивным и адаптивным - напротив, оно подразумевает активные действия, направленные на достижение требуемых результатов.

Таким образом, процесс управления состоит из 3-х составляющих: обнаружение и анализ ситуационных факторов воздействия на организацию, то есть среда управления организацией; определение проблемной ситуации,

т.е. процесс воздействия на проблемную ситуацию.


2.2 Функции управления организацией

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Как видно, одним из главных компонентов, составляющих содержание управления, считаются функции. Таким образом, для выполнения той либо иной относительно простой работы нужно заранее определить, что необходимо в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления.

Любая функция (теории управления) представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или же видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Главная особенность функций теории управления, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникающе друг в друга. Другими словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Любая управленческая функция представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления считается общей суммой всех функций.

Главные функции управления характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в различных сферах деятельности. Основная их особенность в том, что каждая главная функция управления представляет собой отдельный процесс по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

В практике управления различают следующие виды функций управления.

- функция планирования предполагает решение того, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтоб достичь данных целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.


На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим планированием.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования.

Все 3 типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, либо общим, планом, либо бизнес-планом функционирования организации.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации.

- функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств, которые необходимы для достижения поставленных организацией целей.

Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технология и персонала.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации:

- определение и детализации целей организации, которые были выявлены в ходе планирования;

- определение видов деятельности по достижении данных целей; - поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе и т.д.

Поэтому, организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.

- функция мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые иные проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Стремление человека реализовать себя в своем деле бесспорно. Так уж он устроен. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду - высокими. Значит, мотивировать сотрудников - это затронуть их существенные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

- функция контроля. Наконец, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.


В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Некоторые организации создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, то есть система контроля обеспечивает обратную взаимосвязь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации.

Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели управления.

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования:

- эффективность контроля;

- эффект влияния на людей;

- выполнение задач контроля;

- определение границ контроля.

Различают следующие виды контроля: предварительный контроль, диагностический контроль, терапевтический контроль, текущий контроль, заключительный контроль.

Контроль как главная функция управления объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей. (Дракер. П.)

Однако функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией.

2.3 Методы управления организацией

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Все методы управления постоянно дополняют друг друга и находятся в неизменном динамическом равновесии.

Административные методы управления

Административные методы считаются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Данные методы воздействия отличает прямой характер воздействия: каждый регламентирующий либо административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.


Различают 5 основных способов административного воздействия:

- организационные воздействия;

- распорядительные воздействия;

- материальная ответственность и взыскания;

- дисциплинарная ответственность и взыскания;

- административная ответственность.

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия либо организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка и др.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов либо поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К ним относятся приказы, распоряжения, указания, инструкции и т.д.

Материальная ответственность и взыскания.

Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием либо бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие 3-х условий: неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия либо бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также иными должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Существуют такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация либо возмездное изъятие предметов.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.