Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией. Перспективные модели..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучения в формировании организации наиболее актуальны в настоящее время. На Западе теории развития организаций придают особое значение, в российской экономике это ново, однако российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.

В теории менеджмента формируется направление, в рамках которого исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Подразумевается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с поддержкой моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основании теории жизненных циклов организации лежит аналогия с биологическими объектами.

Организации зарождаются, формируются, достигают успехов, слабеют, и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации создаются каждый день. В то же время ежедневно сотни организаций ликвидируются навсегда.

В данное время организационному развитию уделяется немалое внимание. Как правило, под ним понимаются отдельные целенаправленные изменения, включаемые управленцами с целью повысить результативность работы организации. При этом одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, вторые - словно стоят на месте, третьи - переживают не проходящий кризис.

Каждый день создается масса новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы устремить усилия на задачи, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

В данное время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который подвергает анализу управление как процесс, состоящий из ряда обусловленных последовательных шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; любая функция помимо прочего представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.

Большая часть людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), далее организуют ресурсы, что требуются для выполнения их плана. По мере перемещения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, что поставили ранее. Такая обыденная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. То есть, управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из точных видов управленческих работ, именуемых функциями управления.


Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействием предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы.

Цель этой работы: выявить закономерности в развитии организаций.

Задачи данной работы:

- дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;

- рассмотреть этапы жизненного цикла организаций;

- рассмотреть функции и методы управления организацией

Глава 1. Жизненный цикл организации

1.1 Понятие жизненный цикл организации

Учитывая зависимость каждой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются персонально, по - особому, отличному от других, пути.

Тем не менее, еще в 60-х годах 20 века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Позже был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, так или же иначе, проходят несколько стадий в собственном развитии. Под стадиями следует понимать, периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Обнаруженная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или же фазами развития организации. Жизненный цикл организации – это совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования.

То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. При этом время прохождения этапов цикла у разных организаций существенно отличается. На средний срок жизни организации влияет большое количество факторов. Это и размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень и множество др.

Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма энергично наполняет избранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пробует сберечь имеющуюся долю рынка под собственным контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В последующем организация или ликвидируется, или вливается в более крупную, или разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости. Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.


Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».

Можно утверждать, что психологический возраст организации часто отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.

Модель жизненного цикла была организована для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той либо другой стадии развития. Получив информацию о нахождении организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.

Модель жизненных циклов считается одним из известных инструментов, применяемых для описания процесса развития каждой экономической системы. На основе модели жизненных циклов вполне возможно изучить отдельные факторы, действующие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов дает возможность анализировать изменения, происходящие на разных уровнях управления промышленным предприятием.

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл применяется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения либо формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.

1.2 Этапы и стадии жизненного цикла организации

Все организации по аналогии с живой природой: рождаются, растут, стареют и умирают. Согласно официальной статистике из 10 новых компаний в США половина скрываются, не прожив и 5 лет, 4 доживают до десятилетия и только 3 – до 15 лет. На протяжении периода жизни организации сталкиваются с множеством проблем и трудностей, что вполне возможно в целом разделить на внешние (макроэкономические и отраслевые дисбалансы, кризис экономики, конкуренция, законодательство и т.д.) и внутренние (недостаточность денежных средств, уровень квалификации персонала, освоение новых товаров и технологий и т.д.).

Развитие организации в общем случае определяется ее способностью решать текущие и перспективные проблемы и оставаться жизнеспособной организацией.


Любая организация по- собственному уникальна и имеет специфические особенности, связанные со сферой деятельности. Впрочем, вполне можно выделить общие тенденции развития организаций на любой из стадий жизненного цикла и проанализировать более характерные для них проблемы.

Современная и относительно молодая теория жизненного цикла организации рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития по аналогии с товаром: зарождение, становление, развитие (рост), зрелость, старость (смерть). Но, последний этап не совсем применим ко всем организациям, поскольку не каждое предприятие или же субъект хозяйственной деятельности обязательно должно умереть в полном смысле этого слова, т.к. они могут быть преобразованы в иные организации, реструктуризированы, объединены с более большие организации и т.д.

Жизненный цикл организации имеет следующие стадии:

1.”Зарождение”, когда организация лишь образуется: идет поиск творческого потенциала сотрудников, - юридическое оформление,- уточнение специализации и т.д. Данный этап в значительной степени находится в зависимости от авторитета и квалификации личности руководителя. Взаимоотношения в коллективе достаточно неформальные с преобладанием здорового энтузиазма, рассчитанного на будущие успехи. Совместная деятельность молодого коллектива возникает с «ярмарки знаний», когда в процессе продвижения организации к успеху каждый сотрудник стремится показать уровень собственных знаний и творческого мышления.

2.”Становление”, на протяжении которого организация приобретает настоящие очертания самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности и имеет конкретный набор предлагаемых товаров и услуг. В данный период цели развития определены не совсем четко, творческий процесс протекает достаточно свободно. Поведение организации в данный период нередко сопоставляют с серой мышкой, которая подбирает зернышки, а также упускают из виду более большие рыночные структуры.

На предоставленном этапе принимается главный вопрос выбора стратегии конкурентной борьбы, которая находится в зависимости от размеров бизнеса:

- силовая стратегия, действующая в сфере крупного бизнеса или же производства товаров и услуг;

- стратегия приспособления в сфере среднего бизнеса;

- стратегия заполнения «ниш» для мелкого бизнеса и малых предприятий с узкой специализацией.

3.”Развитие (рост)”, когда организация показывает ярко выраженное развитие:


- по объему производства товаров (услуг);

- росту активов, численности персонала;

- активно участвует в конкурентной борьбе в своем сегменте рынка;

- укрепляет, интегрирует хозяйственные связи и т.д.

Главной задачей этапа является обеспечение экономического роста и выпуска конкурентоспособной продукции (услуг). Данный период нередко в научной литературе называют этапом коллегиальности и формирования базиса организационной культуры.

Успех деятельности на этом этапе зависит:

- правильности и осознанности стратегических идей членами организации;

- творческого уровня сотрудников, способных обогатить и развить первоначальные идеи;

- готовности коллектива к решению и реализации стратегических задач;

- эффективности построения коллективной работы.

4.”Зрелость” характеризуется периодом стабилизации экономического роста и структуры, а еще сохранением сравнительно стойкого положения во внешней среде. К данному периоду организация уже имеет определенный накопленный опыт работы, существенно достигает намеченных целей, в том числе и положения на рынке. По мере диверсификации товаров и услуг, она умеренно осваивает инновации и пытается сохранить свою долю на рынке.

5.”Старость” - это период нарастания финансово-экономических кризисных явлений, резкого сокращения деятельности, т.е. объемов продаж и прибыли, потери части рынка, активного вытеснения организации конкурентами.

Данному периоду свойственно следующее:

- ликвидация (самоликвидация);

- реструктуризация;

- присоединение к другой более крупной организации;

-разделение на более мелкие, которые смогут обеспечить экономический рост в перспективе в своем сегменте рынка и др.

Природа роста и старения организации проявляется в соотношении 2-х наиболее важных факторов - гибкости и управляемости. По мере старения организации управляемость повышается, а гибкость снижается.

Если жизненные циклы организации условно разделить на 3 этапа: молодость, расцвет и старение, то им объективно присущи соотношения гибкости и управляемости, приведенные в приложении 1

В процессе деятельности организации при переходе от одного этапа к другому объективно происходит накопление определенных проблем во всех сферах деятельности. Их подробный анализ позволяет выявить:

1) зависимость возникших проблем от принятия неверных управленческих решений;

2) возможность решения данных проблем с помощью определенных финансово-экономических корректировок и улучшения системы управления;