Файл: Методология исследования межличностных отношений ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Под межличностными отношениями (или взаимоотношениями) понимают личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Мы можем исследовать межличностные отношения благодаря тому, что они актуализируются и проявляются в общении (которое является уже наблюдаемым процессом) и в общении же они формируются и развиваются. Как отмечают исследователи, занимающиеся изучением различных аспектов межличностных отношений, сфера межличностных отношений достаточно широка и охватывает весь диапазон существования человека, начиная c диадных супружеских или детско-родительских отношений до его отношения к большим социальным группам. Возможно именно проникновение межличностных отношений в различные сферы жизнедеятельности человека привело к разработке значительного количества методических средств исследования межличностных отношений.

Личность – это совокупность всех компонентов, связанных с природой человека и его образом жизни. Именно межличностное восприятие является барьером или предпосылкой для достижения желаемого взаимопонимания.

Цель курсовой работы - рассмотреть методологию исследования межличностных отношений.

Задачи: исследовать, как происходит оценка друг друга участниками процесса; выявить факторы, влияющие на взаимопонимание; сделать соответствующие выводы, которые помогут развивать навыки эффективного общения.

Проблема взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений имеет большое значение, актуальна, но при этом работ, посвященных ее изучению недостаточно много.

Изучение взаимосвязи направленности личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте способствует эффективности системы образования в целом, дает возможность педагогам - психологам выявлять и регулировать основные процессы становления личности в коллективе школьников, позволяет высветить новые грани процесса самоопределения младших школьников, пути реализации их внутренних потенциалов.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в обосновании некоторых особенностей взаимосвязи различных уровней направленности личности и межличностных отношений, их места в психологической структуре личности. Данные, полученные на основании экспериментального исследования, углубляют понимание особенностей развития направленности личности и межличностных отношений, а также особенностей их взаимосвязи в коллективе школьников.


Источниками исследования являются фундаментальные положения и идеи:

- о психическом развитии ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В. Штерн);

- о методологии психодиагностического исследования (А. Анастази, А. А. Бодалев, В. М. Минияров, Н. Н. Обозов, В. В. Столин, Л. Н. Собчик, В. А. Ядов, П. В. Яньшин).

Объект курсовой работы – межличностные отношения.

Предмет – формирование межличностных отношений на примере младших школьников МБОУ СОШ №1 р.п. Чунский Иркутской области.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.1. Теоретические аспекты психодиагностики межличностных отношений

Человек вплетен в сложную систему, состоящую из переплетенных между собой общественных и межличностных отношений. Каждое отношение находит свою реализацию в общении. Таким образом, для анализа его отдельных элементов, общение необходимо структурировать. К структуре и определению функций общения существуют различные подходы. Рассмотрим общение, как взаимосвязь трёх сторон: коммуникация, интеракция, социальная перцепция.

Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами[1].

Интерактивная сторона состоит в организации обмена не только знаниями, но и действиями, т.е. рассматривается процесс взаимодействия между общающимися[2].

Перцептивная сторона общения означает восприятие общающимися личностями друг друга, процесс познания и установку взаимопонимания на основе этого восприятия[3]. Нас интересует именно эта сторона общения, хотя, стоит отметить, что ни один элемент данной структуры не существует изолированно от другого. Разделение происходит только для удобства изучения интересующего вопроса.

Социальная перцепция - достаточно объёмное понятие. Утверждая факт социальной обусловленности восприятия (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный), американский психолог Дж. Брунер ввёл этот термин при разработке «нового взгляда» на данное понятие, обращая внимание, что существуют общие механизмы восприятия, несмотря на индивидуальные черты и различия участников общения (см. Приложение 1). В социально-психологической литературе термин закрепился в понимании процесса восприятия, оценки, изучения «социальных объектов» (себя, другого человека, социальной группы или общности). «Перцепция» становится более обширным понятием, и восприятие не заполняет всю его форму[4].


Рассмотрение социальной перцепции перетекает в термин «межличностная перцепция», подчеркивая восприятие человека человеком. Но даже само слово восприятие не точно охватывает различные познавательные процессы, происходящие при формировании представления одной личности о другой. Зарубежные и отечественные исследователи в этой области находятся в процессе оттачивания терминологии. Часто слово «восприятие» замещается синонимами, более полно отражающими его суть. В частности, Бодалев А.А. говорит о «познании другого человека».

Употребление подобного термина обусловлено специфическими чертами, присущими межличностному восприятию, которое включает в себя субъекта, объекта и сам процесс познания.

Субъект восприятия – это индивид (или группа, что в данной работе не рассматривается), который осуществляет познание и формирует своё суждение, отношение и поведение по отношению к объекту[5]. Познание другого человека не ограничивается его физическим восприятием. Познание проникает значительно глубже, дается оценка поведению индивида, рассматриваются характеристики, связанные с проникновением за пределы видимого: формируется представление о его эмоциях, мыслях, намерениях, отношениях. Широта такого интереса к личности связана даже не с ней самой, а с определением возможности общения и его уровнем. Поэтому идет формирование представления не только о личности, но и о связях объекта и субъекта восприятия.

Возрастает роль дополнительных факторов (мысль об этом сформулировал Брунер), не играющих важной роли при общих перцептивных процессах (при восприятии физических объектов их значимость во много раз ниже). Восприятие происходит на психоэмоциональной основе и зависит от социальных установок субъекта. Оно также является зависимым не только от состояния, интересов, особенностей и потребностей личностей в момент общения. Опыт прошлых лет, а также ожидания, связанные с будущим, присоединяются к поступившей информации.

По отношению в к воспринимающему субъекту (в отличии от восприятия неодушевленных предметов) объект также не является пассивным и безразличным , он воздействует на субъекта. В связи с этим, он не является статичным и может быть изменчивым, по - разному проявлять себя в процессе общения, стремясь трансформировать представление о себе в благоприятную для себя сторону[6].

Итак, процесс межличностного восприятия является обязательной составной частью общения. Этот процесс можно выстроить следующим образом: оценка другого (воспринять – соотнести – интерпретировать - прогнозировать) и формирование своего отношения к нему, как в эмоциональном так и в поведенческом плане.


В межличностном восприятии можно выделить две составляющих: содержательную и процессуальную. Под содержательной составляющей подразумевается характеристики и свойства субъекта и объекта восприятия[7]. Процессуальная составляющая включает в себя анализ механизмов и эффектов восприятия[8]. В общем, можно сказать, что познание аккумулирует в себе две области: восприятие внешнего и внутреннего облика объекта. Но познание другой личности связано и с познанием себя (через другого). Результатом такого процесса межличностного восприятия становится определенный уровень взаимопонимания.

Каким образом происходит учет различных обстоятельств, интерпретация и оценка объекта? Рассмотрим различные факторы, способы, механизмы и эффекты восприятия.

Процесс познания

Восприятие внешнего облика

В процессе межличностного познания всё начинается с рефлекторной оценки внешности и манеры обращения. Информационным посланием является фигура, одежда, выражение лица, поза объекта, особенность речи, жестикуляция и т.д. В ходе различных исследований было выявлено, какие факторы производят наиболее сильное впечатление (Бодалев А.А., Панферов В.Н.).

При первом знакомстве особое впечатление оставляет прическа, потом оценивается информация, «считываемая» с глаз объекта. Они могут нести холодность, лукавство, высокомерие или добродушность и искренность. Еще мудрый Соломон давал совет по расположению к себе собеседника: «Светлый взгляд радует сердце», и наоборот, «Кто мигает глазами, тот причиняет досаду» (кн. Притч, Библия). Глаза являются важным критерием оценки, т.к. могут рассказать о намерениях. Далее воспринимается полностью выражение лица. Оно определяется мимикой – динамическим состоянием мышц, передающим эмоциональное состояние человека в данный момент. Именно этот фактор несет в себе наибольшую информативность – 70%. Таким образом, еще до начала разговора, субъект получает достаточный материал для оценки. Причем, негативные эмоции распознаются сложнее, чем положительные. Установлено, что брови и губы, а также левая сторона лица играют главную роль в распознавании истинных чувств. Здесь наиболее выражены отрицательные эмоции, т.к. левой частью лица управляет правое полушарие головного мозга, которое контролирует эмоциональное состояние человека. Положительные эмоции получают отражение более равномерно на обеих половинах лица. Жестикуляция также многое говорит об отношении человека. Некоторые жесты определенно несут конкретную информацию, несмотря на индивидуальность объекта. В данной работе нет необходимости заострять на этом внимание, но стоит учесть для понимания вопроса. Речь также несет в себе достаточное количество информации для субъекта, но опять же, в первую очередь оценивается не само послание, а интонация и манера его преподнесения. При смешанном послании (внешнее проявление не соответствует словам) запечатлеется именно негативное восприятие.


В разном возрасте акцент в восприятии смещается. Так ребенок, наибольшее внимание обращает на мимику (поэтому в мультфильмах используется яркое вырисовывание образов, для того, чтобы дети приняли или настроились против определенного героя из-за его внешности).

По мере взросления становится доступным определение эмоций по жестам. Молодые люди «считывают» одежду и атрибутику. Чем зрелее становится человек, тем больше ориентируется на внутренние качества, нежели внешность.

Играет роль и профессиональная принадлежность - внимание будет обращено на то, что связано с деятельностью субъекта (например, спортсмена заинтересует строение тела, подвижность, характер движения объекта)

При оценке объекта принимается во внимание не только одежда, но и, так называемое, его внешнее оформление – машина, кабинет или квартира, какие-то аксессуары. Они дают представление о социальном статусе, групповой принадлежности, взглядах человека.

Восприятие внешнего облика позволяет субъекту сформировать первое впечатление об объекте. Выделяют несколько основных факторов, влияющие на первичную оценку.

Три фактора, влияющие на формирование первого впечатления:

1.Фактор превосходства

Внешние признаки ставят человека в восприятии субъекта в определенную позицию: происходит сравнение положения и выявляется неравенство. Оно может быть интеллектуальным или социальным, в жизненном опыте, семейном положении и любом другом параметре, важном для субъекта. Если в этом параметре объект будет более превосходным, то и общая его оценка будет более положительна. Но если субъект оставил превосходство за собой, то другая сторона будет недооценена. Чем больше дистанция в неравенстве между участниками общения (в любую сторону), тем активнее работает фактор превосходства.

2.Фактор привлекательности

Внешний облик объекта будет либо привлекать, либо отталкивать. Человек, привлекший нас своей внешностью, получит более высокую оценку и по внутренним характеристикам, а не оказавший должного впечатления, будет недооценен и по другим параметрам. Данная схема подтверждена многими сходными экспериментами, в том числе и А.Миллера, когда оценивая людей по фотографии, самыми добрыми, умными, волевыми и т.п. оказались люди с красивой внешностью. Стоит отметить, что данный фактор носит и социальный характер, т.к. принадлежность к определенной группе, культуре, слою оказывает влияние на выбор параметров привлекательности.

3.Фактор отношения к нам.