Файл: Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблемы высоконравственного формирования, обучения, улучшения беспокоили социум постоянно. В особенности в настоящее время, если совершается понижение цивилизованного и умственного степени цивилизации, все без исключения больше возможно повстречать безжалостность и принуждение, вопрос высоконравственного обучения делается все без исключения наиболее важной.

«…Актуальность проблемы воспитания чувства совести продиктована социально-экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе. Для современной ситуации характерны процессы разрушения традиционной для России системы ценностей, падение нравственности …» [1, с. 19].

В младенческой сфере обладают роль являться подобные отрицательные действия, равно как враждебные модификации действия, понижение степени психологического самочувствия, безжалостного и аморального вращения с ребенком в семье. Минусы и просчеты высоконравственного обучения обусловлены житейскими противоречиями.

Доля детей потрясена общественным инфантилизмом, скепсисом, уклонением стремительно принимать участие в социальных процессах, открытыми иждивенческими настроениями. Всё данное причиняет непоправимый ущерб благосостоянию ребенка, их высоконравственному формированию, распаяет нервную систему и этим наиболее, в окончательном счёте, перекрывает воспитательскую работа.

Такое негативное положение в социальной среде определяет комплекс системных причин и факторов. Среди которых снижение воспитательного потенциала семьи, и одно из главных, утрата традиционных ценностей и духовной связи с детьми.

Не можем не остановиться на проблеме, насколько существенно сдали свои позиции школа, система образования, которые устраняются от данной проблемы. «Все это требует переоценки форм, средств и методов нравственного воспитания, а частности воспитания чувства совести как стержня нравственного становления личности…» [2 с 19]. Кто как не педагог, обладающий возможностью влияния, на развитие детей должен выделить данному вопросу основную роль в собственной работе.

Непосредственно по этой причине школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания вместе с отцом и матерью, обязаны основываться на рациональное и нравственное в человеке, посодействовать любому ученику, столкнувшегося с комплексом трудностей, обучиться противодействовать влияниям злобы, определить ценностные основные принципы своей жизнедеятельности.


Получается, что вопрос высоконравственного обучения ребенка младшего школьного года приобретает в данный период особую значимость и актуальность. В этой области необходимы перемены. Дать новый импульс на пути поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания.

Разработанность в науке. Чтобы определить цели, задачи, сущность нравственного воспитания, немаловажным является ориентироваться на результаты психологических исследований психологами природы нравственности, психологических механизмов воспитания, различных периодов развития личности.

Анализируя литературу, становление теории и практики нравственного воспитания младших школьников стали предметом исследований: А.М.Архангельского, О. С. Богдановой, В. С. Мухиной, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Уматовой А. У., В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Имеется научная позиция, в которой считается, что общая навязчивая пропаганда массовой культуры создаёт «общество тотального отчуждения», лишённого культурных ориентиров (А. С. Гордин, В. И. Петрова, Е. А. Ямбург и др.).

Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

Уматова А. У., А. Ю. Сметанина в своих работах описывает модель процесса интеграции средств артпедагогики и нравственного воспитания младших школьников.

Многие исследования в этой области, направленные на изучение проблем нравственности и нравственного воспитания, имеют методы и формы работы с которыми может ознакомиться педагог. Однако в этой области отсутствуют разработки технологий работы с привлечением средств арт-терапии, поэтому решение вопросов высоконравственного обучения в ходе развития учебной деятельности мало изучено и разрешение вопросов нравственного воспитания в ходе развития учебной деятельности не достаточно исследовано. В практике школ воспитательные возможности не используются в полной мере.

Анализ педагогических исследований, посвященных интеграционным процессам в образовании (А.Я. Данилюк, А.Н. Нюдюрмагомедов и др.), показывает, что сам процесс интеграции требует следующей логики его построения: - осознание цели создаваемой системы; - выявление энергетического и иного потенциала интегрируемых средств и явлений; - установление иерархических связей между элементами, и стимулирование активности личности в них; - поиск и целенаправленное создание неравновесных состояний системы, помогающих мобилизовать движущие силы системы; - создание благоприятных условий для субъект-субъектных отношений; - использование диагностических критериев, позволяющих адекватно оценивать динамику и качество результатов интеграционного педагогического процесса [141, с.14].


Педагоги имеют потребность в получении качественных и эффективных программ нравственного воспитания личности. С появлением новых технологий и систем по нравственному воспитанию в работе с детьми, расширятся возможности реализации задач по нравственному воспитанию. Соответственно становятся актуальными проблемы рассмотрения и внедрения нетрадиционных методов и приёмов, что позволит воздействовать на личность ребёнка более мягко и эффективно.

Таким образом, мы видим, что актуальность данной проблемы возрастает, имеются сложившиеся противоречия в рамках данной темы, а также недостаточная разработанность в этой области.

Цель исследования: выявить и оптимизировать педагогические условия, формы и методы нравственного воспитания.

Задачи:

- анализ литературы по теме нравственного воспитания в младшей школе;

- определить диагностические формы работы с целью выявления уровня нравственности целевой группы;

- разработать и апробировать комплексную программу нравственного воспитания в младшей школе.

  • выявить и обосновать значимость педагогических условий использования предложенных технологий в процессе нравственного воспитания.

Гипотеза исследования: комплексная работа с элементами арт-терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику.

Объект исследования: высоконравственное обучение младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

  • Теоретический: изучение и анализ педагогической, психологической литературы и диссертационных исследований по теме повышения уровня нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
  • Эмпирический: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование. В процессе педагогического эксперимента использованы методы диагностической сказки, озвучивания неживых предметов, оценки художественных образов, создания образцов поведения по заданным ситуациям, проектной деятельности и средства арт –терапии; ряд психодиагностических методик: тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю».

При анализе и оценке результатов использованы статистические методы с учётом познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов.


Экспериментальная база исследования. Выборка испытуемых составила 36 учащихся Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 (МОУ СОШ № 1 рп Чунский), 2-х классов.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСАМ И ПРОБЛЕМАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие «нравственное воспитание»

Нравственное воспитание – многогранная, неисчерпаемая тема всех времён и народов. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [21,с.135]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [21,с.558].

“Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых

инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ — Гегель — сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. С большой глубиной на сегодня мы осознаём актуальность этих мыслей.

На сегодняшний день значительная мораль — едва лишь единица никак не наиболее существенная необходимая с целью лица и сообщества в полном и, к сожалению, наиболее “немодная” сторона нрава, “непопулярная”. По мнению отдельных учёных — социологов, настоящее юное поколение мы утратили: около напором развращающего влияния телевидения и интернета, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-половой жизни только 7% % юношей и девушек именуют нравственность жизненно значимым качеством. Этот вопрос на протяжении многих столетий является ключевым перед педагогами, родителями и государством в целом.


Нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям передают нравственные нормы жизни, а также создание условий для усвоения учащимися человеческих ценностей.

Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» касается всех сфер жизни ребёнка. «Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку» [63, с.30].

«Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива..» [15. c.269].

Процедура нравственного воспитания заключается в двустороннем взаимодействии педагога с учениками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в дальнейшем формировании морального сознания личности, нравственных чувств и выработке способностей и привычек высоконравственного поведения.

В педагогической энциклопедии даётся определение, то, что мораль способна рассматриваться как непростая, многоуровневая концепция, сочетающая в себя подобные особенности равно как сознание, желание, чувства. Формирование прочной концепции нравственных взглядов, вследствие которой человек способен без помощи других осознавать рубеж среди моральным и безнравственным, обусловливается согласием нравственного сознания, проявленные в стабильных моральных повадках. Данная система убеждений свидетельствует о нравственной взрослости лица. Данный критерий соответствия между ходом обучения и формированием нравственности в воспитуемом немаловажен.

Анализируя литературу, становление теории и практики нравственного воспитания младших школьников стали предметом исследований: А. М. Архангельского, О. С. Богдановой, В. С. Мухиной, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Уматовой А. У., В. А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.