Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. Теоретические аспекты психодиагностики межличностных отношений
1.2.Механизмы межличностного познания
1.3.Эффекты межличностного восприятия
1.4. Типы межличностного восприятия
2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности межличностных отношений современных младших школьников
2.2. Влияние межличностных отношений на самооценку младших школьников
Приложение 1
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЖ. МОРЕНО
Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.
Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи диагностического исследования:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы для проведения диагностики.
Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).
№ |
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого |
1 |
А. |
1 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
2 |
Б. |
2 |
2 |
2 |
3 |
||||||||
3 |
В. |
3 |
3 |
3 |
|||||||||
4 |
Г. |
1 |
1 |
2 |
|||||||||
5 |
Д. |
2 |
3 |
3 |
|||||||||
6 |
Е. |
3 |
3 |
3 |
|||||||||
7 |
З. |
1 |
3 |
2 |
3 |
||||||||
8 |
И. |
||||||||||||
9 |
К. |
2 |
|||||||||||
10 |
Л. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
||||||
11 |
М. |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
|||||||
Кол-во выборов |
5 |
7 |
6 |
7 |
0 |
10 |
7 |
4 |
16 |
11 |
12 |
79 |
|
Кол-во взаимных выборов |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
4,5 |
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга").
Порядок исследования.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция для учащихся:
«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.
Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
- Количество выборов ограничивается 3—5;
- разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
- испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Бланк социометрического опроса Ф.И.О. _________________________________________, класс _______ Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения? а) _______________________________________________________________ б) _______________________________________________________________ в) _______________________________________________________________ |
Обработка данных и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг —
это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг —
зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг —
зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Интерпретация результатов:
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.
Приложение 2
ИНТЕГРАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ
«КТО Я ЕСТЬ В ЭТОМ МИРЕ»
(методика В.В.Новикова)
Цель: выявить уровень самооценки личности.
Инструкция. Перед вами 10 семибалльных линий, обозначающих довольно важные качества человека. В левой части расположены качества людей с самыми низкими оценками (больные, лживые, трусливые и т. д.), а в правой - самые высокие оценки (самые добрые, умные, здоровые и т. д.). Теперь оцените свое собственное здоровье и другие девять качеств на прямых линиях любым знаком (точкой, крестиком, галочкой). Действуйте не торопясь, но и не раздумывая слишком долго: не ищите удобных вариантов, так как нет плохих или хороших ответов, а есть правильные и неправильные.
Здоровье
-1 2 3 4 5 6 7+
самые больные самые здоровые
Ум
-1 2 3 4 5 6 7+
самые глупые самые умные
Доброта
самые -1 2 3 4 5 6 7+
самые злые самые добрые
Честность
-1 2 3 4 5 6 7+
самые лживые самые правдивые
Общительность
-1 2 3 4 5 6 7+
самые необщительные самые общительные
Принципиальность
-1 2 3 4 5 6 7+
самые безпринципные самые принципиальные
Искренность
-1 2 3 4 5 6 7+
самые неискренные самые искренние
Смелость
-1 2 3 4 5 6 7+
самые робкие самые смелые
Привлекательность
-1 2 3 4 5 6 7+
самые непривлекательные самые привлекательные
Счастье
-1 2 3 4 5 6 7+
самые несчастные самые счастливые
Обработка результатов. Вычисление общей суммы баллов по всем 10 индексам. В зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть таким:
Адекватная самооценка - около 40 баллов (±5)
Тенденция к завышению - 46-59 баллов
Тенденция к занижению - 34- 21 балл
Явно завышенная самооценка - 60-70 баллов
Явно заниженная самооценка - 20- 10 баллов
Содержательное толкование результатов тестирования проводится на основе анализа графика (профиля) самооценки.
Интерпритация результатов: Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безразлично. |
|
|
|
считают случайными. |
-
Андриенко Е.В.: Социальная психология. - М.: Академия, 2011. – С. 12. ↑
-
Там же. ↑
-
Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. – С. 10. ↑
-
Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. – С. 10. ↑
-
Там же. ↑
-
Кацапова И.А. Общественный статус современного человека // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 12. - С. 11. ↑
-
Мананикова Е. Н. Социальная психология / Е. Н. Мананикова. - М., 2014. – С. 183. ↑
-
Там же. ↑
-
Мананикова Е. Н. Социальная психология / Е. Н. Мананикова. - М., 2014. – С. 185. ↑
-
Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. - М., 2002. – С. 98. ↑
-
Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. - М., 2002. – С. 98. ↑
-
Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. - М., 2002. – С. 98. ↑
-
Там же. ↑
-
Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. – С. 45. ↑
-
Там же. ↑
-
Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. – С. 45. ↑
-
Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. – С. 45. ↑
-
Андриенко Е.В.: Социальная психология. - М.: Академия, 2011. – С. 12. ↑
-
Социальная психология. Учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлёв. М.: ПЭР СЭ, 2002. – С. 165. ↑
-
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – С. 128. ↑
-
Москвина А.С. Основные психолого-педагогические причины эмоциональный нарушений у детей // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам II научно-практической конференции 31 августа 2014 года.: Часть II. – Белгород., 2014. - C. 37. ↑
-
Быстрова Е.В. «Психологическое сопровождение младших школьников в рамках ФГОС», http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskienauki/ library/2013/04/25/psikhologicheskoe-soprovozhdenie-realizatsiifgos. ↑
-
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан – СПб., – 2002. – С. 21. ↑