Файл: Методология исследования межличностных отношений ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспринимая объекта как человека, хорошо к нам относящегося, мы будем завышать их общую оценку. Несогласие с нашей точкой зрения, подозрение на недоброжелательность и противоборство вызывает негативное восприятие других сторон данной личности. Мы переоцениваем тех, кто положительно к нам относится. На этот фактор могут накладывать впечатления и два предыдущих фактора. Чем выше объект был оценен по этим схемам, тем больше он создает впечатление человека, разделяющего наше мнение, многие моменты будут упускаться[9].

Первое впечатление необходимо для быстрой ориентации. На его базе начинает развитие более глубокий процесс познания. От внешней оценки происходит переход к внутреннему облику. Но этот переход требует совершенно другого подхода. Познание другого человека невозможно без познания себя. Познание себя – одна из основных функций межличностного восприятия. Рассмотрим основные моменты процесса восприятия.

1.2.Механизмы межличностного познания

Процесс восприятия объединяет в себе универсальные психологические механизмы. Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностного восприятия относят:

- идентификация и эмпатия – происходит познание и понимание друг друга;

 - рефлексия - процесс познания самого себя;

 - аттракция – механизм формирования эмоционального отношения к другому человеку[10].

Эти механизмы обеспечивают процесс восприятия и позволяют перейти от оценки внешнего облика к внутреннему, сформировать отношение и выработать поведение на основании прогноза.

Идентификация

Слово «идентификация» происходит от латинского слова «отождествлять». Это один из способов познания объекта путем уподобления ему. Происходит попытка поставить себя на его место. Методики многих психологов основаны на этом механизме, так как он является достаточно универсальным. Идентификация включает в себя два элемента: уподобление другого себе и уподобления себя другому. Независимо от последовательности своего осуществления, идентификация позволяет добиваться относительного понимания другого, несмотря на недостаточность информации и опору лишь на первое впечатление. Действие идентификации понятно даже тем, кто не владеет данной терминологией. Например, индейцы описывают этот механизм пословицей: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах». Также существует притча о старом сапожнике, к которому приходили за советом поссорившиеся жители деревни. Он всегда просил их прогуляться вместе, но поменявшись обувью. Когда бывшие противники возвращались с такой прогулки, их проблемы решались. Надевая чужую обувь, человек начинал понимать, что наполняет мысли и чувства другого человека. А это, в свою очередь, помогало изменить своё отношение к нему[11].


Идентификация близко связана с другим способом понимания человека - эмпатией.

Эмпатия

Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «сопереживание», а также перекликается с немецким словом «вчувствование»» (einfühling), примененного в 1885 г Липпсом (Lipps T.), в связи с психологической теорией воздействия искусства. Вильгельм Дильтей (1894) рассматривал эмпатию, как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности, т.к. это способность перенести себя в «целостное душевное состояние другого» В 1905 г. в своём трактате «Остроумие и его отношение к бессознательному» его применяет З. Фрейд: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

Эмпатия – это стремление понять эмоциональное состояние другого человека, восприятие его внутреннего мира, сопереживание, проникновение, понимание чувств другого[12].

К.Роджерс дает свое определение эмпатии: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации»[13].

Эмпатия в межличностном восприятии имеет разные грани своего проявления. Субъект может знать об эмоциональном состоянии человека, понимать его, но также войти в процесс погружения и сопереживания. Эмоциональное вовлечение выделяет разные уровни эмпатии. Наше отношение к внутреннему состоянию другого человека имеет развитие[14].

Самой простой эмоциональный отклик – это симпатия. Симпатия – это внутреннее расположение к другому, положительное эмоциональное отношение[15]. Она побуждает к процессу познания, но делает человека своего рода зависимым, т.к. это форма согласия. Суть эмпатии не заключается в том, чтобы согласиться, но глубоко понять человека, причем не, только умом, но и сердцем, при этом, не обязательно принимая его позицию.

Другой гранью является сочувствие-побуждение оказать помощь, эмоциональный отклик на состояние другого. Понимая это состояние, мы начинаем испытывать эти же эмоции, и таким образом, сопереживать. Сопереживание больше связано с нашим отношением и чувствами к объекту, нежели с желанием его понять. Но эмпатия совершенно иной процесс, т.к. это своего рода решение проникнуть в систему представлений другого человека, увидеть мир его глазами. Чем богаче жизненный опыт, чем шире допущение разных точек зрения, более зрелое отношение к различным ситуациям, тем выше эмпатическая способность.


Но в процессе межличностных отношений каждая сторона является активным субъектом. Необходимо принимать в расчет, что межличностное восприятие осложняется процессом рефлексии (лат. - «обращение назад»).

Рефлексия

Представление субъекта в том, что думают о нём объект, — важный момент социального познания. Рефлексия – это «своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга» (Андреева). Рефлексия помогает поставить себя на место собеседника и понять, насколько он понимает тебя. Это понимание позволяет корректировать поведение. Естественно, исследование этого процесса ведется достаточно долгое время. Дж. Холмс обратил внимание на механизм рефлексии в 19 веке и описал его на примере общения Джона и Генри. Он выделяет минимум шесть позиций восприятия:

1.То, каким человека сотворил Господь Бог

2.То, каким он видит сам себя

3.То, каким его видит собеседник

Плюс три эти позиции со стороны собеседника.

Впоследствии эта ситуация была усложнена до 8 позиций (Г. Ньюк и Ч.Кули). Андреева представляет модель как коммуникацию между двумя субъектами А и Б, где у каждого есть представление о самих себе и о другом. Выстраиваются схемы, иллюстрирующие, насколько успешным будет общение. Построение всех этих моделей показывает важность и сложность процесса рефлексии – эффективного источника познания и самопознания[16].

В процессе восприятия друг друга, формируется определенное эмоциональное отношение субъекта к объекту.

Аттракция

Слово аттракция происходит от латинского слова, обозначающего тяготение, притяжение, привлечение. Этот термин введен для обозначения состояния возникновения привлекательности, описывающий формирование привязанности, особой установки по отношению к другому человеку, ставшей результатом специфического эмоционального отношения. Сформировать аттракцию - значит расположить к себе. Объект редко вызывает нейтральное отношение к себе. Субъект в большей или меньшей степени либо расположен к нему, либо отвергает его. Положительный настрой образует различные уровни аттракции: симпатию, дружеские чувства, любовь. Особую роль в формировании аттракции играет рассмотренная ранее эмпатия, т.к. она значительно снижает уровень негативного эмоционального напряжения.

При расширенной трактовке, процесс аттракции складывается как эмоциональная оценка представления о сложившихся межличностных отношениях. Рассматривается как положительная, так и отрицательная установка[17].


1.3.Эффекты межличностного восприятия

Эффект ореола (гало-эффект)

Заключается в наделении объекта определенными качествами на основании первичной информации. Вся последующая информация накладывается на уже созданный образ, который обладает ролью «ореола». Этот ореол мешает видеть реальные черты объекта. Эффект проявляется особенно при первичном восприятии, и в дальнейшем ведет к ошибочным оценкам, положительному или негативному восприятию неизвестных качеств. Общее впечатление влияет на оценку частных свойств.

Эффект ореола выступает в двух формах: позитивная (имеет также название эффекта Полианны) и негативная пристрастность. Соответственно на человека накладывается положительный или отрицательный ореол.

Наибольшее проявление эффекта наблюдается при оценке моральных качеств другого человека, либо при очень скудной информации, сведенной к минимуму[18].

Эффект новизны и первичности

Важен порядок поступающей информации. Воспринимая незнакомого человека, вступает в силу эффект первичности. Большее впечатление оставляет информация, поступившая первой. Если объект уже знаком, то действует эффект новизны. Значительнее является более свежая, новая информация. При противоречивой информации предпочтение будет определяться порядком её поступления, в зависимости от того, какой эффект действует в данном случае.

Эффект края

В процессе восприятия субъект принимает множество сигналов. Запоминаются быстрее и ярче те, что поступают в начале и в конце, нежели та информация, что поступает в середине.

Эффект проекции

Человек обладает способностью приписывать собственные достоинства тому, с кем ему приятно общаться, а при негативном восприятии, другой человек будет наделен отрицательными личными характеристиками.

Эффект средней ошибки

Человек склонен к усредненным показателям. Обнаруженные особенности сглаживаются, оценка смягчается.

Эффект бумеранга

При определенных обстоятельствах (подорвано доверие к источнику информации, не соответствуют условия и т.п.), результат восприятия будет обратным ожидаемому. (Например, доброжелательная улыбка расценена как насмешка)

Эффекты восприятия и установки формируют образ человека и проявляют такой процесс как стереотипизация.

Процесс стереотипизации


Как правило, стереотип возникает на основе прошлого опыта. Термин «социальный стереотип» был введен впервые, а 1922 г. У. Липпманом. В нем содержался негативный оттенок, определяющий неточность представления. «В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением» (Андреева). Обычно стереотип связан с тем, что на человека накладывается характеристика определенной группы. Это может быть профессиональная принадлежность, социальный статус, этническая, национальная принадлежность. Стереотипизация упрощает процесс познания, нет необходимости в процессе идентификации или эмпатии. Если времени недостаточно, то выбранный шаблон, в каком-то смысле помогает, но существует вероятность возникновения предубеждения.

В зависимости от условий, в которых протекает процесс общения и личностных характеристик субъекта, можно выделить типичные формы понимания другого человека. В каждом типе преобладает действие определенной группы механизмов восприятия

1.4. Типы межличностного восприятия

Аналитический

Преобладает анализ внешнего облика человека. Рассматриваются отдельные элементы, на основе этой информации делается вывод о личностных чертах и психологических особенностях объекта. К такому типу восприятия подводит профессиональный фактор. Определенные категории людей приучены своей профессией обращать особенное внимание на внешность человека (художники, врачи, фотографы, визажисты…)

Эмоциональный

Основную роль при таком восприятии играет эмоциональное отношение к объекту. Эти чувства определяют, что собой представляет другая личность. При таком типе понимания часто проявляются эффекты (эффект новизны и первичности). Данное восприятие свойственно легко возбудимым, эмоциональным людям, людям с творческим, образным мышлением. В силу своего восприятия мира, эмоциональный тип присущ большинству женщин, детей и особенно подростков

Перцептивно-ассоциативный

Объект оценивается не сам по себе, а по тому образу, которой он вызывает в памяти субъекта. Ряд внешних и внутренних признаков вызывает в сознании аналогию с другим лицом, похожим по внешности или поведенческой реакции на воспринимаемого. Субъект « достраивает» образ по ассоциации. Такой тип восприятия свойственен людям, вынужденным общаться с другими в условиях дефицита времени и информации (лекторы, врачи, работники компаний, связанные с обслуживанием непостоянных клиентов).