Файл: Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

В структуру речевого общения входят свойства речи и голоса

- диапазон (широкий, узкий),

- тональность (высокая, низкая)

- интонация (слабая, говорящая о подчиненности человека и повышенного тона, подчеркивающая сильную человеческую натуру)

- темп речи (быстрый, средний, замедленный)

- модуляция высоты голоса (плавная, резкая)

- ритм (равномерный, прерывистый)

- тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий)

Наиболее привлекательной в общении является речь плавная, спокойная, размеренная. Речевое общение, поддержанное словами, жестами, мимикой собеседника (диалог), является более легким, по сравнению с неподвижным (монолог).

Не меньшее значение имеет и общение неречевое (невербальное), осуществляемое с помощью жестов, мимики, пантомимики, а также позиции и дистанции общения.

Зная эти особенности педагог должен еще более тщательно следить не только за своей речью, но и за своими движениями, позами, выражением лица, ведь они так же сильно, как и слова, а порой еще сильнее, влияют на психику ребенка .[8]

1.2 Особенности детского коллектива в начальной школе

Многие выдающиеся педагоги и психологи задавались мыслью о том, как организован коллектив, какие законы в нем действуют, как изменяется структура коллектива во времени и о том, какими способами можно повлиять на него.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разработавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко .

Макаренко утверждал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимосвязанность, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа и сборище…» [14].

Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективного воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычислил этапы(стадии) развития коллектива.


Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов) :

Первая стадия становление коллектива (стадия первоначально сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда коллектив выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сами предъявляют их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительное стороны личности, коллектив становиться средством развития социально важных качеств личности .

Развитие коллектива на этой стадии связанно с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между нормами поведения коллектива нормами, стихийно складывающимися в классе; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами учеников с различными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки. Остановки, движения вспять.


Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе. Чем к своим товарищам. Однако это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостною, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт. Одинаковые оценки событий – особый признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный переход от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования. Выполнение нравственных норм становиться для него потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадия развития коллектива возникают, крепнут и сплачиваются большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделит большие и малые. Большие традиции – это яркие, массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают гордость за свой коллектив, веру в его силу, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывать устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.


Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увеличить и сплотить воспитанников, он назвал перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» .

Каждый коллектив, будь он специально созданный или образовавшийся под действием вынужденных обстоятельств, неким образом влияет на каждого из его участников. Задача педагога заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых коллектив сможет успешно развиваться, а следовательно и развивать всех его участников в отдельности.

Ни одна педагогическая идея не будет реализована без должной организации деятельности детских групп и коллективов. Эта организация должна быть такой, что бы создавать оптимальные условия для научения и воспитания личности. Какие же эти условия и какой, исходя из них, должна быть совместная деятельность детей?

Первичный коллектив должен являться связующим звеном между личностью и целым коллективом. Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе.

В наших школах первичным коллективом являются классы. Недостаток класса как первичного коллектива в том, что он не играет роли связующего звена, а очень часто является последним коллективом. Класс объединяет детей в постоянной дневной работе, и соблазн перед педагогом воспользоваться этим обстоятельством приводит к тому, что такой первичный коллектив отходит от интересов общего коллектива. Слишком много и слишком солидные основания для того, что бы уединиться от общего коллектива в границах отдельных классных интересов.

В школьном коллективе, в свою очередь, выделяются педагогический коллектив и коллектив учащихся. Педагогический коллектив обеспечивает обучение и коммунистическое воспитание школьников. Это предопределяет ого основные нормы, ценностные ориентации, деловые и личные взаимоотношения.

Педагогический и ученический коллективы, если их рассматривать сквозь призму главной задачи школьного коллектива — подготовки детей к жизни в обществе, выступают как субъект и объект обучения и воспитания. А. С. Макаренко писал: «Коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический» . В этой емкой формуле заключен глубокий смысл, если принять во внимание вторую функцию школы — организацию коллективной, совместной жизни детей. Педагогический и ученический коллективы взаимодействуют, оказывают обоюдное влияние друг на друга и объединяют свои усилия, направленные на достижения общих целей. Пожалуй, лучше С. Т. Шацкого об этом не скажешь: «Мы... не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети. Чем больше они будут видеть в нас участников их жизни, ревностно исполняющих общие обязанности, тем лучше... Дети гораздо серьезнее, интереснее и умнее, чем мы предполагаем. Итак, по меньше готового: пусть дети изобретают, добиваются и ошибаются, мы будем им помогать, лишь бы только они побольше проявляли инициативы и интереса».


Коллектив учащихся в школе представляет собой объединение нескольких различных коллективов. Среди них — ученические коллективы, коллективы комсомольской организации и пионерской дружины. На первый взгляд может показаться, что выделение, например, коллективов комсомольской организации, пионерской дружины и общешкольного ученического коллектива имеет сугубо формальное, в основном только теоретическое значение. Однако в действительности это не так. Различия между ними, как организационные, так: и социально-психологические, гораздо более существенны, чем это обычно предполагается. Эти различия обусловлены, прежде всего, задачами их деятельности, особыми требованиями, предъявляемыми к членам данных коллективов, ценностными ориентациями и нормами, которые выступают для них как обязательные, официально установленные и влияют на складывающиеся между их членами взаимоотношения, принципы взаимодействия каждою из этих коллективов друг с другом, с педагогическим и другими коллективами и организациями.

В общей форме основной принцип строения ученического коллектива можно было бы сформулировать следующим образом: организация в коллективе - коллектив в организации.

Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель — овладение определенной суммой знаний, профессиональными умениями и навыками, формирование способностей и социально полезных качеств личности. Учебно-воспитательная деятельность ученического коллектива осуществляется под руководством педагогов. Они непосредственно включены в эту деятельность, организуют ее на всех этапах - от планирования до оценки результатов.

Характеризуя общее строение школьного коллектива, нельзя не обратить внимание на такие признаки объединения учащихся, как возрастной состав, время существования. Ушли в прошлое споры о целесообразности существования в современной школе разновозрастных коллективов, построенных по типу отрядов, созданных Антоном Семеновичем Макаренко. Возросший было во второй половине 60-х гг. интерес к организации такого типа детских коллективов, увлеченное экспериментирование во многих школах-интернатах, общеобразовательных школах, как городских, так и сельских, сменились некоторым разочарованием, а у части педагогов и полным отрицанием чего-либо ценного в подобных ученических объединениях. Все это немногим энтузиастам послужило хорошим уроком и стимулом для вдумчивого анализа необходимости и возможных последствий нововведений в коллективную жизнь детей. Стало ясно, что первичные коллективы в том виде, как это было в колонии им. Ф. Э. Дзержинского, в современной школе не всегда целесообразны.