Файл: «Влияние сексуальной̆ информации на сознание, поведение школьников».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Психологические особенности юношеского возраста
Психологические теории психосексуального развития
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Результаты эмпирического исследования
Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которых присутствовало:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Был ли у Вас уже половой контакт?
Занимали ли Вы со своим партнером петтингом?
В каков возрасте у Вас был первый половой контакт? _
Есть ли у Вас постоянный половой партнер?
Мотив вступления в интимные отношения?
VII. Была ли у Вас незапланированная беременность (Вопрос только для девушек)?
Используете ли вы средства контрацепции (защиты)?
Считаете ли Вы, что незапланированную беременность нужно прервать?
Лечились ли Вы от венерических заболеваний?
С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?
Вопрос № 2. Венерические болезни - это:
Вопрос № 6. СПИД передается от одного человека к другому: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 7. Заражение другого лица венерической болезнью или ВИЧ- инфекцией: (Одиночный ответ)
Вопрос № 8. Заражение ВИЧ-инфекцией предусматривает наказание в виде: (Одиночный выбор)
Вопрос № 10. Возбудителем сифилиса является: (Одиночный выбор)
Вопрос № 11. Сифилис передается: (Одиночный выбор)
Вопрос № 12. Определите, какое из утверждений верно: (Одиночный выбор)
Вопрос № 13. Заболевания, передающиеся половым путем, могут быть вызваны: (Одиночный выбор)
Вопрос № 14. Через сексуальные контакты передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 15. Признаками ИППП являются: (Одиночный выбор)
Вопрос № 16. ИППП не передаются при: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 17. Определить наличие ИППП можно только: (Одиночный выбор)
Вопрос № 18. Педикулёз передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 19. С симптомами ИППП обращаться к: (Одиночный выбор)
Вопрос № 20. От ИППП возникают осложнения: (Одиночный выбор)
Вопрос № 21. Для сохранения здоровья необходимо: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Приложение 3 Анкетирование родителей
Если Вы не разговариваете, то почему?
Если Вы разговариваете с ребенком на тему полового поведения, то…
Эмпирическое исследование, проведенное в 10 классах средней школы г. Москва, где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов:
- Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
- Проведение внеклассных занятий полового воспитания.
- Итоговое тестирование учащихся.
Результаты эмпирического исследования
- На первом этапе нами были проведены:
- анонимное анкетирование учащихся (анкетирование представлено в приложении 1);
- анонимное тестирование учащихся (Приложение 2);
- анонимное анкетирование родителей учащихся (Приложение 3).
Целью анонимного анкетирования учащихся являлся сбор информации относительно характера их половой жизни. Были получены и исследованы ответы 50 подростков 15 - 16 лет (25 юношей и 25 девушек). Результаты анкетирования сводятся к следующему:
Подавляющее большинство анкетируемых одобряет добрачные половые связи - 84% (42 чел.).
40% (20 чел.) анкетируемых имеют половые связи, из них 60% (12 чел.)
- юноши, 40% (8 чел.) - девушки. Данные отображены на рисунке 1.
Не имеют половые связи
Имеют половые связи
Девушки
Юноши
8
6
4
2
0
8
12
10
12
14
13
18
16
17
Рисунок 1 – Половые отношения среди школьников
Как мы видим – у юношей примерно одинаковое соотношение тех, кто уже вступал в половой контакт и тех, кто не имеет половых связей.
У девушек несколько иная картина – большинство из них не вступали в половые связи.
84% (42 чел.) занимались с партнером петтингом.
У 18% (9 чел.) первый половой контакт произошел в возрасте до 14 лет.
У 60% (12 чел.) подростков, имеющих половые связи, было несколько сексуальных партнеров, из них 75% (9 чел.) юноши и 25% девушки (3 чел.).
У 25% (5 чел.) подростков, имеющих половые связи, нет постоянного партнера, из них 80% (4 чел.) юноши и 20% (1 чел.) - девушки.
Мотивом к интимным отношениям для 60% (12 чел.) анкетируемых подростков, имеющих половые связи, явилось удовлетворение собственных желаний, для 20% (4 чел.) - любопытство, для 20% (4 чел.) (в них вошло, таким образом, 50% девушек, имеющих половые отношения) - моральное принуждение со стороны противоположного пола.
Последнюю информацию отразим на рисунке 2.
Моральное принуждение
Любопытство
Удовлетворение собственных желаний
60%
20%
20%
Мотивы интимных отношений
Рисунок 2 – Мотивы интимных отношений
Пугающим можно назвать показатель морального принуждения у 50% девушек, вступивших в интимные отношения.
10% (2 чел.) анкетируемых девушек (25% вступивших в половые отношения) имели нежелательную беременность, закончившуюся абортом, 25% (5 чел.) анкетируемых девушек (62,5% вступивших в половые
отношения) имели случаи опасений нежелательной беременности. Данные отображены на рисунке 3.
13%
25%
62%
Имели нежелательную беременность
Имели случаи опасения нежелательной беременности Не имели случаев нежелательной беременности
Рисунок 3 – Нежелательная беременность
Постоянно предохраняются только 45% (9 чел.) анкетируемых, имеющих половые связи.
Из подростков, не имеющих постоянного партнера, постоянно предохраняются только 60% (3 чел.).
25% (2 чел.) девушек, имеющих половые связи, не предохраняются вообще, объясняя это тем, что имеют постоянного партнера.
37,5% (3 чел.) используют преимущественно календарный метод.
46% (23 чел.) анкетируемых считают вполне допустимым прервать нежелательную беременность.
2% (1 чел.) анкетируемых лечился от венерического заболевания.
На вопрос: «С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?», были получены следующие ответы: с учителями – 4% (2 чел.), с врачами – 8% (4 чел., все девушки), с незнакомыми людьми – 0%, с родителями – 24% (12 чел.), с друзьями – 64% (32 чел.). Данные отображены
на рисунке 4.
первый разговор на интимные темы был с:
4%
8%
24%
64%
Учителем Врачом Родителями Друзьями
Рисунок 4 – «С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?»
Полученные результаты говорят о том, что подростки достаточно рано начинают половую жизнь, многие из них уже в школе имеют по нескольку сексуальных партнеров, многие не предохраняются или предохраняются время от времени, результатом чего является риск нежелательной беременности и венерических заболеваний, причем начальное сексуальное воспитание большинство подростков получает на улице, а не в школе и семье.
Анонимное тестирование имело своей целью проверить уровень знания подростков относительно заболеваний, передающихся половым путем, вреде абортов для репродуктивного здоровья женщины, назначения и использования контрацептивов и пр.
Из 50 анкетируемых 100% правильных ответов дали 6% (3 чел.), 90%
правильных ответов - 6% (3 чел.), 80% правильных ответов - 10% (5 чел.),
70% правильных ответов - 18% (9 чел.), 60% правильных ответов - 28% (14
чел.), 50% правильных ответов - 12% (6 чел.), 40% правильных ответов - 4%
(2 чел.), 30% правильных ответов - 8% (4 чел.), 20% правильных ответов - 6%
(3 чел.), 10% правильных ответов - 0% (0 чел.), 0% правильных ответов - 2%
(1 чел.).
Полученные данные для наглядности отображены на рисунке 5.
14
12
10
8
6
4
2
0
3
3
5
9
14
6
2
4
3
0
1
0% правильных ответов
10% правильных ответов
20% правильных ответов
30% правильных ответов
40% правильных ответов
50% правильных ответов
60% правильных ответов
70% правильных ответов
80% правильных ответов
90% правильных ответов
100% правильных ответов
Рисунок 5 – уровень знаний подростков о ЗППП
Обобщим полученные результаты по уровням знаний. Таким образом:
- хороший уровень владения информацией (80 - 100% правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);
- большинство - 58% (29 чел.) - продемонстрировали средний уровень - 50 - 70% правильных ответов;
- низкий уровень наблюдается у 18% (9 чел.) - 20 - 40% правильных ответов),
- и 2% (1 чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.
Для наглядности продемонстрируем эти данные на рисунке 6 ниже.
Уровень знаний о ЗППП и половой гигиене
2%
18% 22%
58%
Хороший уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Недопустимо низкий
Рисунок 6 – Уровень знаний о ЗППП и половой гигиене
В анонимном анкетировании родителей приняло участие 19 родителей. В результате было выяснено, что 79% (15 чел.) стесняется говорить с ребенком на интимные темы, 37% (7 чел.) этого никогда не делали. 63% (12 чел.) считают, что основным источником информации для подростков по перечисленным проблемам должна быть семья, но в то же время 89,5% (17 чел.) согласны, что половым воспитанием должна заниматься и школа, но при этом 52,5% (10 чел.) озабочены тем, что некоторые моменты полового воспитания в школе могут пагубно отразиться на нравственности ребенка. 79% (15 чел.) считают «уличное просвещение» естественным в современных условиях. Только 10,5% (2 чел.) ответили, что свободно говорят с ребенком на интересующие его темы полового воспитания, 21% (4 чел.) признались, что в разговоре на подобные темы неизбежно склоняются к морализаторству. Таким образом, проведенное исследование на первом этапе подтвердило необходимость проведения занятий по половому воспитанию
среди подростков.
Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которых присутствовало:
1 занятие - 48 чел. (96%)
2занятие - 36 чел. (72%)
- занятие - 43 чел. (86%)
- занятие - 39 чел. (78%)
- занятие - 41 чел. (82%)
(Занятия проводились по классам).
Со школьниками были проведены 5 занятий на темы:
«ВИЧ-инфекция и меры профилактики»;
«Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты»;
«Заболевания, распространяемые половым путем»;
«Беременность, прерывание беременности и последствия»;
«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний по проблеме ВИЧ- инфекции и наркомании».
На третьем этапе исследования было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания.
Из 50 анкетируемых 100% правильных ответов дали 22% (11 чел.), 90%
правильных ответов - 20% (10 чел.), 80% правильных ответов - 20% (10 чел.),
70% правильных ответов - 8% (4 чел.), 60% правильных ответов - 6% (3 чел.),
50% правильных ответов - 4% (2 чел.), 40% правильных ответов - 10% (5
чел.), 30% правильных ответов - 6% (3 чел.), 20% правильных ответов - 4% (2
чел.), 10% правильных ответов - 0% (0 чел.), 0% правильных ответов - 0% (0 чел.).
Для наглядности сравним полученные данные первого и второго тестирования. Данные отображены на рисунке 7.
Рисунок 7 – сравнение уровня знаний подростков о ЗППП
0% правильных ответов
10% правильных ответов
20% правильных ответов
30% правильных ответов
40% правильных ответов
50% правильных ответов
60% правильных ответов
70% правильных ответов
80% правильных ответов
90% правильных ответов
100% правильных ответов
0
2
4
6
8
10
12
14
После лекций До лекций
При повторном тестировании:
- 22% (11 чел.) показали высокий уровень владения информацией (100% правильных ответов),
- 40% (20 чел.) ответили на 80% - 90% вопросов,
– 18% (9 чел.) ответили на 50 - 70%,
- только 16% (8 чел.) ответили только на 30 - 40% вопросов,
- и лишь 4% (2 чел.) ответили на 20% вопросов, что связано с нерегулярным посещением внеклассных занятий.
Сравнение полученных данных представим на рисунке 8 ниже.
35
31
29
30
25
20
15
11
9
9
10
10
5
1
0
0
Хороший уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Недопустимо
низкий уровень
До лекций После лекций
Рисунок 8 – Сравнение уровня знаний о ЗППП и половой гигиене
Таким образом, проведенный эксперимент наглядно продемонстрировал рост грамотности подростков в области половой гигиены в результате занятий по половому воспитанию.
Для подтверждения выдвинутой во введении гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в три этапа:
- Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
- Проведение внеклассных занятий полового воспитания.
- Итоговое тестирование учащихся.
На первом этапе нами были проведены анонимное анкетирование учащихся, анонимное тестирование учащихся и анонимное анкетирование родителей учащихся, которые подтвердили необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков.
Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий на темы:
«Опасность ВИЧ-инфекции и меры ее профилактики»;
«Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты – что это такое и как можно защититься»;
«Заболевания, распространяемые половым путем»;
«Беременность, прерывание беременности и последствия – медицинский взгляд»;
«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний по проблеме ВИЧ- инфекции и наркомании».
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
Вывод по 2 главе
Анонимное тестирование и анкетирование подростков и их родителей показали необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков. Так как в ходе этого тестирования было выявлено, что:
- хороший уровень владения информацией о ЗППП, возможных последствиях аборта и правильной половой гигиены (80 - 100% правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);
- большинство - 58% (29 чел.) - продемонстрировали средний уровень - 50 - 70% правильных ответов;
- низкий уровень наблюдается у 18% (9 чел.) - 20 - 40% правильных ответов),
- и 2% (1 чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.
В результате чего были проведены пять внеклассных занятий на темы, посвященные ЗППП, мерам защиты от них, а также теме беременности и аборту.
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания. При повторном тестировании были получены следующие результаты: