Файл: «Влияние сексуальной̆ информации на сознание, поведение школьников».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Психологические особенности юношеского возраста
Психологические теории психосексуального развития
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Результаты эмпирического исследования
Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которых присутствовало:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Был ли у Вас уже половой контакт?
Занимали ли Вы со своим партнером петтингом?
В каков возрасте у Вас был первый половой контакт? _
Есть ли у Вас постоянный половой партнер?
Мотив вступления в интимные отношения?
VII. Была ли у Вас незапланированная беременность (Вопрос только для девушек)?
Используете ли вы средства контрацепции (защиты)?
Считаете ли Вы, что незапланированную беременность нужно прервать?
Лечились ли Вы от венерических заболеваний?
С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?
Вопрос № 2. Венерические болезни - это:
Вопрос № 6. СПИД передается от одного человека к другому: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 7. Заражение другого лица венерической болезнью или ВИЧ- инфекцией: (Одиночный ответ)
Вопрос № 8. Заражение ВИЧ-инфекцией предусматривает наказание в виде: (Одиночный выбор)
Вопрос № 10. Возбудителем сифилиса является: (Одиночный выбор)
Вопрос № 11. Сифилис передается: (Одиночный выбор)
Вопрос № 12. Определите, какое из утверждений верно: (Одиночный выбор)
Вопрос № 13. Заболевания, передающиеся половым путем, могут быть вызваны: (Одиночный выбор)
Вопрос № 14. Через сексуальные контакты передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 15. Признаками ИППП являются: (Одиночный выбор)
Вопрос № 16. ИППП не передаются при: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 17. Определить наличие ИППП можно только: (Одиночный выбор)
Вопрос № 18. Педикулёз передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 19. С симптомами ИППП обращаться к: (Одиночный выбор)
Вопрос № 20. От ИППП возникают осложнения: (Одиночный выбор)
Вопрос № 21. Для сохранения здоровья необходимо: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Приложение 3 Анкетирование родителей
Если Вы не разговариваете, то почему?
Если Вы разговариваете с ребенком на тему полового поведения, то…
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В большей части просвещённого мира с давних пор детям прививают основы половой грамотности. Половое просвещение признается не только полезным, но и важным. К сожалению, эта тенденция обходит Россию стороной.
Специалисты констатируют — сегодня наше общество пожинает плоды российского полового воспитания, точнее, его отсутствия. По количеству абортов, в том числе среди подростков, наша страна по-прежнему занимает лидирующее место в мире. А ситуацию с распространением ВИЧ в России международные эксперты назвали «эпидемией». По темпам прироста новых случаев этого заболевания наша страна опережает большинство государств мира, даже страны Южной Африки. На начало 2017 года общее число случаев ВИЧ-инфекции среди граждан России достигло 1 114 815 человек (в мире – 36,7 миллионов ВИЧ-инфицированных, в т.ч. 2,1 млн. ДЕТЕЙ). А по расчетам международной организации ЮНЕЙДС (UNAIDS) в России уже более 1 500 700 ВИЧ-инфицированных (!), более того, согласно расчетам американских и швейцарских ученых в России сейчас (декабрь 2017) проживает более 2 миллионов больных ВИЧ-инфекцией (опубликовано в журнале PLOS Medicine)1. Но подростки этого не боятся: они просто не в курсе — в российских школах нет урока, где рассказали бы о том, чем опасен незащищенный секс. И любые разговоры об этом на высшем уровне признаны аморальными.
По абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям, то есть по числу абортов на одно рождение и числу абортов на одну женщину репродуктивного возраста, находится на первом месте в мире. Каждый пятый аборт в стране делает подросток в возрасте от 10 до 18 лет. Среди женщин, госпитализированных в связи с
1 Официальная статистика ВИЧ, СПИДа в России [Электронный ресурс] – URL: https://spid-vich- zppp.ru/statistika/ofitsialnaya-statistika-vich-spid-rf-2016.html
осложнением после такой операции, больше половины — девушки до 20 лет2.
Но самое печальное, что исследование, которое проводилось в Институте возрастной физиологии РАН, выявило — почти 80% российских родителей тоже не готовы обсуждать с детьми темы, связанные с половой жизнью. Они считают, что это должен делать педагог, врач или другой специалист.
Таким образом, представленная информация объясняет актуальность темы влияния сексуальной информации на сознание и поведение школьников.
Изучением сексуального поведения и основ его формирования занимались такие ученые и исследователи как В.Б. Хасьянова, А.С. Зайцева, И.С. Кон, З. Фрейд и др.
Цель исследования – выявление влияния сексуальной информации на школьников.
Объект исследования – сексуальные знания и поведения школьников.
Предмет исследования – влияние сексуальной информации на школьников.
Гипотеза исследования – правильно представленная сексуальная информация оказывает положительное влияние на сознание и поведение школьников в области интимного поведения.
Задачи исследования:
- Изучить психологические особенности юношеского возраста.
- Рассмотреть основные психологические теории психосексуального развития.
- Провести эмпирическое исследование влияния информации на тему секса на сознание и поведение школьников.
- Сделать выводы.
2 Young people need better information for Russia to bring down high teenage pregnancy and abortion rates – UNFPA [Электронный ресурс] – URL: https://eeca.unfpa.org/news/young-people-need-better- information-russia-bring-down-high-teenage-pregnancy-and-abortion
Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и эмпирические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.
Исследование проходило на базе МОУ СОШ №64 Г. Москва.
В исследовании приняли участие школьники 10 класса в количестве 50 человек. Из них 25 парней и 25 девушек в возрасте 16-17 лет. На проведение анкетирования и тестирования было получено разрешение родителей.
Также в опросе участвовали родители школьников. Из родителей согласились ответить на вопросы 19 человек в возрасте 35-48 лет.
Эмпирическое исследование, проведенное в 10 классах средней школы г. Москва, где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов:
- Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
- Проведение внеклассных занятий полового воспитания.
- Итоговое тестирование учащихся.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Психологические особенности юношеского возраста
Период юности — это промежуточное звено между детством и взрослостью. Данный период можно поделить на раннюю юность, это школьники старших классов (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (oт18-23 лет).
К 18 годам у юноши уже завершаются биологические и психологические функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Юношеский возраст — это последний подготовительный этап в взрослость.
Понятие «взрослость» понимают по разному. Понятие «взрослость» трактуется по-разному. С биологической точки зрения взрослость — это наступление полового созревания, способностью родить ребенка; социальная
– независимость от родителя, психологическую взрослость связывают со зрелой личностной идентичностью. Мера успеха взросления в социуме становится овладение культурой, системой знаний, традиций, общественных правил и ценностей, готовность к исполнению различных видов труда.
Период поздней юности определяют от 18 до 25 лет. Человек значится взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей деятельность труд с разделением профессиональных увлечений. Образование
- специальное, профессиональное. Увеличивается денежная самостоятельность от родителей, большинство юношей сами становятся родителями.
Период юность рассматривается в различных теориях и подходах.
Например, в биогенетических теориях юность как этап в развитии организма, который отличается увеличением разнообразием способностей и функций и успехами высшего уровня.
Представитель психоаналитического подхода З. Фрейд понимал юность как «…этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я проявляется в возрастающем беспокойстве и увеличении конфликтных ситуаций, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются»3.
Э. Шпрангер считал, что в период юности происходит погружение человека в культуру, в объективный и нормативный дух данной эпохи4.
Социологические теории юности понимают ее, как фазу социализации, перехождение от несамостоятельного детства к независимой и ответственной деятельности взрослого при детерминации со стороны социума.
Психологические теории отдают главную роль индивидуальной стороне, особенным чертам душевного мира и самосознания взрослого человека, его вложению как действующего творца личного взросления.
По мнению Дарвиш О.В.: «юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи»5.
В.И. Слoбодчиков считает: «именно юношеский возраст является завершающей стадией ступени персонализации. Новообразование для данного возраста это саморефлексия. Юноша должен осознавать свою индивидуальность, должны появится жизненные планы и установка на сознательное построение своей жизни»6.
3 Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности: З. Фрейд – Москва: Азбука, 2014. – 34 с.
4 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: учебник И. В. Шаповаленко – Москва: Гардарики, 2005. – 390 с.
5 Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; под.ред. В.Е. Клочко. – Москва: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 56 c.
6 Александрова, Ю. В. Возрастная психология: учебник Ю.В. Александровой – Москва:
современный гуманитарный университет, 2015. - 236 с.
Обозов Н.Н. пишет о том, что юность это: «критический период развития личности, когда тело и душа вступают в противоречие между собой и, главное, с родительской семьей, обществом и государством»7.
Л.И. Божович видел в юношестве связь с установлением своего места в жизни и внутренней позиции, основание мировоззрения, нравственного сознания и самосознания8.
Шпрангер выделяет следующие новообразования в юношестве это
«…открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности»9.
В период юности решаются разнообразные задачи.
Так, Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи как «…принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и т.д.);усвоение мужской или женской роли (складывание индивидуальной структуры своего гендерного поведения, своего «образа» гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины); установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии; подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей; формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и
7 Александрова, Ю. В. Возрастная психология: учебник Ю.В. Александровой – Москва: современный гуманитарный университет, 2015. - 45 с.
8 Александрова, Ю. В. Возрастная психология: учебник Ю.В. Александровой – Москва: современный гуманитарный университет, 2015. - 236 с.
9 Александрова, Ю. В. Возрастная психология: учебник Ю.В. Александровой – Москва:
современный гуманитарный университет, 2015. - 235 с.
т.д.); построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения. Задачи развития включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей. Некоторые из этих задач в большей степени характерны для первого периода взросления, для подростничества, другие — именно для юности»10.
Э. Эриксон выделял для периода юность следующие задачи:
«…появление чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, но если этого не возникает, то возможно диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность; пробы различных ролей; потребность и способность к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива – чувство изоляции и одиночества»11.
В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущая деятельность в юношеском возрасте является учебно- профессиональная деятельность12.
Д.И. Фельдштейн считает, что «…в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности»13. Психологической особенностью юношества является направленность в будущее. Главной причиной развития личности в юношестве есть желание строить жизненные планы, обдумывать организацию жизненной перспективы.
Л. С. Выготский придерживался мнения, что в юности главным является развитию самосознания и личности. Он писал, что в юношестве
10 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: учебник И. В. Шаповаленко – Москва: Гардарики, 2005. – 49 с.
11 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Э. Эриксон – Москва: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2016. – 56 с.
12 Александрова, Ю. В. Возрастная психология: учебник Ю.В. Александровой – Москва: современный гуманитарный университет, 2015. - 237 с.
13 Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология: учебник Л. Ц. Кагермазовой. –М.: Наука, 2016. – 78 с.
существует открытие Я, своего мира мыслей, чувств и переживаний, которые человек считает исключительными и особенными14.
Э. Эриксон видел центральной задачей взросления «…поиск личностной идентичности, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни»15.