Файл: «Влияние сексуальной̆ информации на сознание, поведение школьников».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Психологические особенности юношеского возраста
Психологические теории психосексуального развития
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Результаты эмпирического исследования
Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которых присутствовало:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Был ли у Вас уже половой контакт?
Занимали ли Вы со своим партнером петтингом?
В каков возрасте у Вас был первый половой контакт? _
Есть ли у Вас постоянный половой партнер?
Мотив вступления в интимные отношения?
VII. Была ли у Вас незапланированная беременность (Вопрос только для девушек)?
Используете ли вы средства контрацепции (защиты)?
Считаете ли Вы, что незапланированную беременность нужно прервать?
Лечились ли Вы от венерических заболеваний?
С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?
Вопрос № 2. Венерические болезни - это:
Вопрос № 6. СПИД передается от одного человека к другому: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 7. Заражение другого лица венерической болезнью или ВИЧ- инфекцией: (Одиночный ответ)
Вопрос № 8. Заражение ВИЧ-инфекцией предусматривает наказание в виде: (Одиночный выбор)
Вопрос № 10. Возбудителем сифилиса является: (Одиночный выбор)
Вопрос № 11. Сифилис передается: (Одиночный выбор)
Вопрос № 12. Определите, какое из утверждений верно: (Одиночный выбор)
Вопрос № 13. Заболевания, передающиеся половым путем, могут быть вызваны: (Одиночный выбор)
Вопрос № 14. Через сексуальные контакты передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 15. Признаками ИППП являются: (Одиночный выбор)
Вопрос № 16. ИППП не передаются при: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 17. Определить наличие ИППП можно только: (Одиночный выбор)
Вопрос № 18. Педикулёз передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вопрос № 19. С симптомами ИППП обращаться к: (Одиночный выбор)
Вопрос № 20. От ИППП возникают осложнения: (Одиночный выбор)
Вопрос № 21. Для сохранения здоровья необходимо: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Приложение 3 Анкетирование родителей
Если Вы не разговариваете, то почему?
Если Вы разговариваете с ребенком на тему полового поведения, то…
- 22% (11 чел.) показали высокий уровень владения информацией (100% правильных ответов),
- 40% (20 чел.) ответили на 80% - 90% вопросов,
– 18% (9 чел.) ответили на 50 - 70%,
- только 16% (8 чел.) ответили только на 30 - 40% вопросов,
- и лишь 4% (2 чел.) ответили на 20% вопросов, что связано с нерегулярным посещением внеклассных занятий.
Что подтвердило выдвинутую нами гипотезу, которая заключается в том, что правильно представленная сексуальная информация оказывает положительное влияние на сознание и поведение школьников в области интимного поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения цели исследования, которая была определена нами как изучение влияния получаемой сексуальной информации на школьников и их половое поведение мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной теме, определив психологические особенности юношеского возраста и изучив теории психосексуального развития.
Период юность рассматривается в различных теориях и подходах.
Психологические теории отдают главную роль индивидуальной стороне, особенным чертам душевного мира и самосознания взрослого человека, его вложению как действующего творца личного взросления.
Разные авторы по-разному определяют юношеский возраст, его основные цели и задачи. По-разному подходят к рассмотрению этого вопроса. Но все отмечают важность этого возрастного периода для жизни человека.
В конце юношества оканчиваются процессы физического развития человека. И главным становится психосексуальное развитие.
В период юношества сексуальность имеет три основных принципа:
-половое поведение;
- психосексуальные установки и ориентации;
-эротические фантазии.
Созревание психосексуальной зрелости в юношестве содержит биологический процесс ее возникновения и психосоциальный процесс приобретения человеком половой роли и признания ее социумом. Эти два процесса идут раздельно по времени.
Сексуальное развитие в юношеском возрасте зависит не только от генетических факторов, но и от поведения родителей (полоролевого), а также первый сексуальный опыт.
Полоролевое поведение, принятие своей сексуальности и положительные сексуальные опыты ведут к гармоничному сексуальному поведению.
Отрицательными факторами являются: неудачная юность, невнимательность к своей сексуальности, запрет общения со сверстниками противоположного пола, и очень близкие отношения ребенка с родителем.
В ходе теоретического исследования мы выявили, что для полноценного существования в обществе важны все аспекты развития личности, в том числе и психосексуального.
Задержка психосексуального развития может быть выражена как застенчивость в отношении с лицами мужского пола, как недостаток интереса или неприязнь в отношении полового акта. Антипатия к сексу может быть вызвана различными причинами, например, страх заразится венерическими заболеваниями или культурными запретами в плане целомудрия.
При этом необходимо отметить, что проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
В то же время необходимость полового воспитания в школе подтвердило эмпирическое исследование, проведенное в 10 классе средней школы г. Москвы.
Анонимное тестирование и анкетирование подростков и их родителей показали необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков. Так как в ходе этого тестирования было выявлено, что:
- хороший уровень владения информацией о ЗППП, возможных последствиях аборта и правильной половой гигиены (80 - 100% правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);
- большинство - 58% (29 чел.) - продемонстрировали средний уровень - 50 - 70% правильных ответов;
- низкий уровень наблюдается у 18% (9 чел.) - 20 - 40% правильных ответов),
- и 2% (1 чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.
В результате чего были проведены пять внеклассных занятий на темы, посвященные ЗППП, мерам защиты от них, а также теме беременности и аборту.
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания. При повторном тестировании были получены следующие результаты:
- 22% (11 чел.) показали высокий уровень владения информацией (100% правильных ответов),
- 40% (20 чел.) ответили на 80% - 90% вопросов,
– 18% (9 чел.) ответили на 50 - 70%,
- только 16% (8 чел.) ответили только на 30 - 40% вопросов,
- и лишь 4% (2 чел.) ответили на 20% вопросов, что связано с нерегулярным посещением внеклассных занятий.
Что подтвердило выдвинутую нами гипотезу, которая заключается в том, что правильно представленная сексуальная информация оказывает положительное влияние на сознание и поведение школьников в области интимного поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова, Ю. В. Возрастная психология: учебник Ю.В. Александровой – Москва: современный гуманитарный университет, 2015. - 270 с.
- Беличева, С.А. Основы превентивной психологии: учебник С. А. Беличева –Москва: изд. центр консорциума "Соц. здоровье России", 2014. - 221с.
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; под.ред. В.Е. Клочко. – Москва: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
- Дубровина, И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / И. В. Дубровина -СПб: Питер, 2014. — 592 с.
- Еникеева, Д. Сексуальная жизнь женщины: Д. Еникеева – Москва: АСТ-пресс, 2018. – 207 с.
- Илин, Е.П. Пол и гендер: Е. П. Ильин –СПб: Питер, 2013. – 1250
с.
- Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных
установок у детей 3-7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 62-69.
- Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология: учебник Л. Ц. Кагермазовой. –М.: Наука, 2016. – 276 с.
- Клецина, А. Мужчины на страницах женских изданий — багряный закат феминистского сквоша: А. Клецина – СПб. : Питер, 2014. – 309 с.
- Кон, И. С. Социальные факторы юношеской сексуальности: И.С. Кон – Москва: Логос, 2015. – 170 с.
- Крукс, Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Брау. – Москва: Прайм- Еврознак, 2015. - 350 с.
- Лосева, В.К. Психосексуальное развитие ребенка / В. К. Лосева, А. И. Лунькова. – Москва: А. П. О., 2015. – 52 с.
- Мастерc, Г. Основы сексологии. / Г. Мастерс, Э.Джонсон, К Колодни. – Москва: Мир, 2014. – 398 с.
- Официальная статистика ВИЧ, СПИДа в России [Электронный ресурс] – URL: https://spid-vich-zppp.ru/statistika/ofitsialnaya-statistika-vich- spid-rf-2016.html
- Ремшидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. / Х. Ремшидт; под.ред. Т. А. Гудковой. – Москва, 2014. – 450 с.
- Тупицина, И. А. Понятие гендерной идентичности: И. А. Тупицина – Москва, 2014. – 360 с.
- Фрейд, З. Введение в психоанализ: З. Фрейд – Москва: Азбука, 2015. – 450 с.
- Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности: З. Фрейд – Москва: Азбука, 2014. – 224 с.
- Фрейд, З. Психология сексуальности: З. Фрейд – Москва: Азбука, 2014. – 239 с.
- Хасьянов, В.Б. Субкультура аниме как культурно- информационный феномен / В. Б. Хасьянов // Научный диалог. – 2014. - №11.
– С. 67-73.
- Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: учебник И. В. Шаповаленко – Москва: Гардарики, 2005. – 390 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Э. Эриксон – Москва: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2016. – 56 с.
- Andrea, W. Straight Women, Queer Texts: Boy-Love Manga and the Rise of a Global Counterpublic – WSQ: Women's Studies Quarterly. – 2006. -
№34. - P. 394—414.
- Suzuki, Kazuko. Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon. In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World – London: Rowman& Littlefield, 1999. - 250 p.
- Young people need better information for Russia to bring down high teenage pregnancy and abortion rates – UNFPA
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для школьников
-
Одобряете ли Вы добрачные половые связи
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
Был ли у Вас уже половой контакт?
-
- Да
- Нет
Занимали ли Вы со своим партнером петтингом?
- Да
- Нет
В каков возрасте у Вас был первый половой контакт? _
-
Сколько половых партнеров у Вас было (если были)?
- Один партнёр
- Два-три партнёра
- Больше трех
Есть ли у Вас постоянный половой партнер?
- Да
- Нет
Мотив вступления в интимные отношения?
- Удовлетворение своих желаний
- Любопытство
- Моральное принуждение
- Физическое принуждение
VII. Была ли у Вас незапланированная беременность (Вопрос только для девушек)?
- Да (родила ребенка)
- Да (сделала аборт)
- Были опасения нежелательной беременности
- Нет
Используете ли вы средства контрацепции (защиты)?
- Да
- Нет
- Предохраняюсь альтернативным методом (каким)
Считаете ли Вы, что незапланированную беременность нужно прервать?
- Да
- Да, если ребенок точно не запланирован и сейчас он не нужен
- Нет
- Нет, этого ни в коем случае нельзя делать
Лечились ли Вы от венерических заболеваний?
- Да
- Нет
С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?
- С учителем
- С врачом
- С незнакомым человеком
- Родителями
- С друзьями
Приложение 2
Вопросы для анонимного тестирования учащихся
Вопрос № 1. Инфекции, передающиеся половым путем, сокращенно обозначаются: (Одиночный выбор)
- ИППП
- КППП
- ВППП
- БППП
Вопрос № 2. Венерические болезни - это:
- Заболевания, которыми можно заразиться, находясь поблизости от больных людей
- Заболевания, возбудители которых передаются преимущественно половым путем
- Заболевания, возбудители которых передаются от больных животных человеку
Вопрос № 3. Признаком какого заболевания, передающегося половым путем, является появление маленькой ссадинки, или язвочки, которую называют твердым шанкром? (Одиночный выбор)
- Гонорея
- Сифилис
- Трихомониаз
- Хламидиоз
- Уреаплазмоз
Вопрос № 4. Всемирная организация здравоохранения условно подразделяет все заболевания, передающиеся половым путем, на три группы: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
- Классические венерические заболевания (сифилис, гонорея и др.)
- Язвенные (генитальный герпес, кондиломы)
- В основном поражающие центральную нервную систему, печень, крайне негативно влияющие на иммунитет (СПИД, гепатит В и др.)
- Болезни мочеполовой системы (хламидиоз, педикулез и др.)
- Болезни, передающиеся преимущественно половым путем (лямблиоз, сепсис новорожденных, СПИД и др.)
Вопрос № 5. В настоящее время известно более 20 болезней, передающихся половым путем, 7 из них могут оказаться смертельными. Укажите их: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
- ВИЧ/СПИД
- Генитальные бородавки(кондиломы)
- Трихомониаз
- Сифилис
- Хламидиоз
- Гарднереллез
- Генитальный герпес
- Гепатиты В и С
- цетомегаловирус
Вопрос № 6. СПИД передается от одного человека к другому: (можно выбрать несколько вариантов ответа)
- Через пищу, которая была приготовлена инфицированным человеком
- При половом контакте с инфицированным человеком
- Через недостаточно простерилизованные медицинские инструменты
- При переливании инфицированной крови
- При применении препаратов, приготовленных на основе инфицированной крови
- При пользовании общим туалетом
- У инфицированных беременных женщин плоду через плаценту
- Через кровососущих насекомых
Вопрос № 7. Заражение другого лица венерической болезнью или ВИЧ- инфекцией: (Одиночный ответ)
- Не предусматривает какого-либо наказания
- Предусматривает наказание в уголовном порядке
- Предусматривает наказание только в административном порядке
- Подлежит только общественному осуждению
- Подлежит наказанию в соответствии с законодательством о материальной ответственности
- Подлежит наказанию в дисциплинарном порядке
Вопрос № 8. Заражение ВИЧ-инфекцией предусматривает наказание в виде: (Одиночный выбор)
- Только административного взыскания
- Лишения свободы на срок до 8лет
- Мер гражданско-правовой ответственности
- Только дисциплинарного взыскания