Файл: «Влияние сексуальной̆ информации на сознание, поведение школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности юношеского возраста

Психологические теории психосексуального развития

Выводы по 1 главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Программа исследования

Результаты эмпирического исследования

Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которых присутствовало:

На третьем этапе исследования было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания.

Вывод по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Был ли у Вас уже половой контакт?

Занимали ли Вы со своим партнером петтингом?

В каков возрасте у Вас был первый половой контакт? _

Есть ли у Вас постоянный половой партнер?

Мотив вступления в интимные отношения?

VII. Была ли у Вас незапланированная беременность (Вопрос только для девушек)?

Используете ли вы средства контрацепции (защиты)?

Считаете ли Вы, что незапланированную беременность нужно прервать?

Лечились ли Вы от венерических заболеваний?

С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?

Приложение 2

Вопрос № 2. Венерические болезни - это:

Вопрос № 3. Признаком какого заболевания, передающегося половым путем, является появление маленькой ссадинки, или язвочки, которую называют твердым шанкром? (Одиночный выбор)

Вопрос № 4. Всемирная организация здравоохранения условно подразделяет все заболевания, передающиеся половым путем, на три группы: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 5. В настоящее время известно более 20 болезней, передающихся половым путем, 7 из них могут оказаться смертельными. Укажите их: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 6. СПИД передается от одного человека к другому: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 7. Заражение другого лица венерической болезнью или ВИЧ- инфекцией: (Одиночный ответ)

Вопрос № 8. Заражение ВИЧ-инфекцией предусматривает наказание в виде: (Одиночный выбор)

Вопрос № 9. Заведомо известное заражение другого лица венерической болезнью подлежит наказанию в соответствии со ст.121 Уголовного кодекса РФ и предусматривает:

Вопрос № 10. Возбудителем сифилиса является: (Одиночный выбор)

Вопрос № 11. Сифилис передается: (Одиночный выбор)

Вопрос № 12. Определите, какое из утверждений верно: (Одиночный выбор)

Вопрос № 13. Заболевания, передающиеся половым путем, могут быть вызваны: (Одиночный выбор)

Вопрос № 14. Через сексуальные контакты передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 15. Признаками ИППП являются: (Одиночный выбор)

Вопрос № 16. ИППП не передаются при: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 17. Определить наличие ИППП можно только: (Одиночный выбор)

Вопрос № 18. Педикулёз передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 19. С симптомами ИППП обращаться к: (Одиночный выбор)

Вопрос № 20. От ИППП возникают осложнения: (Одиночный выбор)

Вопрос № 21. Для сохранения здоровья необходимо: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Приложение 3 Анкетирование родителей

Если Вы не разговариваете, то почему?

Если Вы разговариваете с ребенком на тему полового поведения, то…

К. Роджерс отмечает, что соотношения между Я - реальным и Я - идеальным, очень важно в этот период: «…по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность»16.

С.Л. Рубинштейн считал, что в юности «…вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное

«обобщенное, итоговое отношение к жизни», которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни»17.

14 Беличева, С.А.. Основы превентивной психологии : учебник С. А. Беличева –Москва : изд. центр консорциума "Соц. здоровье России", 2014. - 221с.

15 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : Э. Эриксон – Москва : Флинта, МПСИ, Прогресс, 2016. – 45 с.

16 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология : учебник И. В. Шаповаленко – Москва : Гардарики, 2005. – 106 с.

17 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология : учебник И. В. Шаповаленко – Москва : Гардарики,

2005. – 107 с.

И. С. Кон выделял типы взросления: «…у одних людей юность - период "бури и натиска", протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциируются с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности, характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь»18 [23, с. 67].


Д. И. Фельдштейн считал, что в период юношества наживается тот уровень психической, идейной и гражданской зрелости, которая готовит юношу к взрослой жизни и деятельности, создается способность строить личные жизненные планы, выбирать пути их выполнения19.

Психологические теории психосексуального развития

В конце юношества оканчиваются процессы физического развития человека. И главным становится психосексуальное развитие. Оканчивается становление внешних половых признаков, закачивается рост костей и

18 Кон, И. С. Социальные факторы юношеской сексуальности : И.С. Кон – Москва : Логос, 2015. – 67с.

19 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология : учебник И. В. Шаповаленко – Москва : Гардарики, 2005. – 390 с.

внутренних органов. Гормоны к началу периода юношества затихают. В период юношества сексуальность имеет три основных принципа:

-половое поведение, это поступки, где возникает и создается половое влечение;

- психосексуальные установки и ориентации, это мнение людей о вопросах пола, нормы половой морали; эти установки могут быть осознаваемыми и бессознательными, так же они могут исходить их культуры и быть личным опытом каждого отдельного человека;

-эротические фантазии. Это бессознательные переживания.

С.И. Голод писал о том, что в настоящее время юноши и девушки, начинают гораздо раньше интересуются вопросами пола, вступают в любовные отношения и ведут половую жизнь. Ухаживания воспринимаются не как средство подготовки к браку, а более самостоятельное значение. Юноши начинают оценивать свои сексуальные отношения не как средство к подготовке к браку, а как присутствие или отсутствие любви, это формирует ряд этических проблем20.

Созревание психосексуальной зрелости в юношестве содержит биологический процесс ее возникновения и психосоциальный процесс приобретения человеком половой роли и признания ее социумом. Эти два процесса идут раздельно по времени.

Сексуальное развитие в юношеском возрасте зависит не только от генетических факторов, но и от поведения родителей (полоролевого), а так же первый сексуальный опыт.

С биологической и социальной точки зрения роли двигаются в сторону:

-идентификации, которая ведет к гетеросексуальности. к гетеросексуальности;

-отклонения от нормальной идентификации влечет за собой гомосексуальность, бисексуальность, транссексуальность или сексуальные преступления.


20 Еникеева, Д. Сексуальная жизнь женщины: Д. Еникеева – Москва : АСТ-пресс, 2018. – 207 с.

-амбивалентности, также ведет к бисексуальности и различным сексуальным нарушениям.

Для психосексуального развития важны первые сексуальные пробы. Сексуальное поведение объединяет либидо и его ограничения обществом. Если первый сексуальный опыт оказался травмирующим, то возможны отторжения сексуальности или сексуальные нарушения.

Полоролевое поведение, принятие своей сексуальности и положительные сексуальные опыты ведут к гармоничному сексуальному поведению.

Д.П. Аузубель считал, что психосексуальная адаптация зависит от таких условий как:

-половые роли родителей, установки, которые были в семье и взаимоотношения родителя и ребенка.

Отрицательными факторами являются: неудачная юность, невнимательность к своей сексуальности, запрет общения со сверстниками противоположного пола, и очень близкие отношения ребенка с родителем.

-особенности личности. негативные факторы: излишняя замкнутость, строгость в воспитании, усиление роли интеллекта и аутентификация себя с родителем;

-неблагоприятные факторы. Это внешние недостатки, уход от общения со сверстниками21;

-юноши начинают сексуальную жизнь позже девушек, это происходит из-за особенностей полового созревания, но в восемнадцать и девятнадцать лет различий уже не существует;

-стереотипы сексуального поведения изменялись у каждого поколения юношества.

Главные тенденции предложил Л. Пагенштехер:

21 Александрова, Ю. В. Возрастная психология: учебник Ю.В. Александровой – Москва: современный гуманитарный университет, 2015. - 237 с.

-сексуальность дает больше удовольствия и меньше конфликтности. Отношения к мастурбации и гомосексуализму стало толерантнее, сексуальная жизнь возникает раньше и служит не только для создания брака. Секс до брака уже считается нормальным поведением. Становится популярным гражданский брак;

- сексуальность в юношестве выбрало своим ориентиром любовь, верность и партнерство. Секс уже не рассматривается как обязательство для вступления в брак. Для юношей и девушек важным становится крепость и длительность отношений;

-мужчины и женщины перестают отличаться своим поведением. Юноши и девушки часто и рано вступают в сексуальные отношения и меняют партнеров22.

Ф. Мерц писал о том, что некоторые мужчины стали ориентироваться на женский подход к сексуальности. Они начинают думать о своей сексуальности, как о части личности, входящую в эмоциональную сферу23.


Юношеская мастурбация — это процесс не только физиологический, но и психологический. Врачи говорят о том, что оргазм, получаемый с помощью мастурбирования, недостаточен, так как удовольствие зацикливается на самом человеке. В таком оргазме нет коммуникативной составляющей, а это очень важная часть зрелой сексуальности. Мастурбация в сознании юноши это что-то не допустимое плохое, а простота такого способа сексуального удовлетворения сдерживать вступление юноши в более тяжелые и конфликтные гетеросексуальные отношения. Мастурбация сочетается с сексуальными фантазиями, в них юноша выбирает себе любого партнёра. Условно-рефлекторное укрепление этих фантазий ведет к несуществующим образцам и реальный сексуальный опыт меркнет по сравнению с этими фантазийными впечатлениями. Возникают трудности, разочарования и заставляют юношу вернуться к мастурбации. Онанирование

22 Еникеева, Д. Сексуальная жизнь женщины: Д. Еникеева – Москва : АСТ-пресс, 2018. – 207 с.

23 Еникеева, Д. Сексуальная жизнь женщины: Д. Еникеева – Москва : АСТ-пресс, 2018. – 207 с.

вызывает ощущения вины перед содеянным. Он борется с этой привычкой, но ничего не выходит и вследствие этого возникает низкая самооценка. Мастурбация может вызывать только неприятные переживания, которые потом с возрастом пройдут, а может и привести к невротическим реакциям.

А. М. Свядощ считал, что мастурбация в умеренном количестве в юношестве является саморегуляцией половой функции. Снижается увлечение половой возбудимости и представляется безвредной24.

Выводы по 1 главе

Период поздней юности определяют от 18 до 25 лет. Человек значится взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей деятельность труд с разделением профессиональных увлечений. Образование

- специальное, профессиональное. Увеличивается денежная самостоятельность от родителей, большинство юношей сами становятся родителями.

Период юность рассматривается в различных теориях и подходах.

Психологические теории отдают главную роль индивидуальной стороне, особенным чертам душевного мира и самосознания взрослого человека, его вложению как действующего творца личного взросления.

В период юности решаются разнообразные задачи. В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущая деятельность в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность.


Разные авторы по-разному определяют юношеский возраст, его основные цели и задачи. По-разному подходят к рассмотрению этого вопроса. Но все отмечают важность этого возрастного периода для жизни человека.

В конце юношества оканчиваются процессы физического развития человека. И главным становится психосексуальное развитие.

24 Еникеева, Д. Сексуальная жизнь женщины: Д. Еникеева – Москва : АСТ-пресс, 2018. – 207 с.

В период юношества сексуальность имеет три основных принципа:

-половое поведение;

- психосексуальные установки и ориентации;

-эротические фантазии.

Созревание психосексуальной зрелости в юношестве содержит биологический процесс ее возникновения и психосоциальный процесс приобретения человеком половой роли и признания ее социумом. Эти два процесса идут раздельно по времени.

Сексуальное развитие в юношеском возрасте зависит не только от генетических факторов, но и от поведения родителей (полоролевого), а также первый сексуальный опыт.

Полоролевое поведение, принятие своей сексуальности и положительные сексуальные опыты ведут к гармоничному сексуальному поведению.

Отрицательными факторами являются: неудачная юность, невнимательность к своей сексуальности, запрет общения со сверстниками противоположного пола, и очень близкие отношения ребенка с родителем.

Таким образом, психосексуальная зрелось в юношеском возрасте является основой деятельности личности. Поэтому важно правильно подходить и готовить индивида к этому периоду жизни.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Программа исследования

Цель исследования – выявление влияния сексуальной информации на школьников.

Объект исследования – сексуальные знания и поведения школьников.

Предмет исследования – влияние сексуальной информации на школьников.

Гипотеза исследования – правильно представленная сексуальная информация оказывает положительное влияние на сознание и поведение школьников в области интимного поведения.

Исследование проходило на базе МОУ СОШ №64 Г. Москва.

В исследовании приняли участие школьники 10 класса в количестве 50 человек. Из них 25 парней и 25 девушек в возрасте 16-17 лет. На проведение анкетирования и тестирования было получено разрешение родителей.

Также в опросе участвовали родители школьников. Из родителей согласились ответить на вопросы 19 человек в возрасте 35-48 лет.