Файл: «Влияние сексуальной̆ информации на сознание, поведение школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности юношеского возраста

Психологические теории психосексуального развития

Выводы по 1 главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Программа исследования

Результаты эмпирического исследования

Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которых присутствовало:

На третьем этапе исследования было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания.

Вывод по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Был ли у Вас уже половой контакт?

Занимали ли Вы со своим партнером петтингом?

В каков возрасте у Вас был первый половой контакт? _

Есть ли у Вас постоянный половой партнер?

Мотив вступления в интимные отношения?

VII. Была ли у Вас незапланированная беременность (Вопрос только для девушек)?

Используете ли вы средства контрацепции (защиты)?

Считаете ли Вы, что незапланированную беременность нужно прервать?

Лечились ли Вы от венерических заболеваний?

С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?

Приложение 2

Вопрос № 2. Венерические болезни - это:

Вопрос № 3. Признаком какого заболевания, передающегося половым путем, является появление маленькой ссадинки, или язвочки, которую называют твердым шанкром? (Одиночный выбор)

Вопрос № 4. Всемирная организация здравоохранения условно подразделяет все заболевания, передающиеся половым путем, на три группы: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 5. В настоящее время известно более 20 болезней, передающихся половым путем, 7 из них могут оказаться смертельными. Укажите их: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 6. СПИД передается от одного человека к другому: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 7. Заражение другого лица венерической болезнью или ВИЧ- инфекцией: (Одиночный ответ)

Вопрос № 8. Заражение ВИЧ-инфекцией предусматривает наказание в виде: (Одиночный выбор)

Вопрос № 9. Заведомо известное заражение другого лица венерической болезнью подлежит наказанию в соответствии со ст.121 Уголовного кодекса РФ и предусматривает:

Вопрос № 10. Возбудителем сифилиса является: (Одиночный выбор)

Вопрос № 11. Сифилис передается: (Одиночный выбор)

Вопрос № 12. Определите, какое из утверждений верно: (Одиночный выбор)

Вопрос № 13. Заболевания, передающиеся половым путем, могут быть вызваны: (Одиночный выбор)

Вопрос № 14. Через сексуальные контакты передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 15. Признаками ИППП являются: (Одиночный выбор)

Вопрос № 16. ИППП не передаются при: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 17. Определить наличие ИППП можно только: (Одиночный выбор)

Вопрос № 18. Педикулёз передаётся: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Вопрос № 19. С симптомами ИППП обращаться к: (Одиночный выбор)

Вопрос № 20. От ИППП возникают осложнения: (Одиночный выбор)

Вопрос № 21. Для сохранения здоровья необходимо: (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Приложение 3 Анкетирование родителей

Если Вы не разговариваете, то почему?

Если Вы разговариваете с ребенком на тему полового поведения, то…

Эмпирическое исследование, проведенное в 10 классах средней школы г. Москва, где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов:

  1. Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
  2. Проведение внеклассных занятий полового воспитания.
  3. Итоговое тестирование учащихся.

Результаты эмпирического исследования

  1. На первом этапе нами были проведены:
  2. анонимное анкетирование учащихся (анкетирование представлено в приложении 1);
  3. анонимное тестирование учащихся (Приложение 2);
  4. анонимное анкетирование родителей учащихся (Приложение 3).

Целью анонимного анкетирования учащихся являлся сбор информации относительно характера их половой жизни. Были получены и исследованы ответы 50 подростков 15 - 16 лет (25 юношей и 25 девушек). Результаты анкетирования сводятся к следующему:

Подавляющее большинство анкетируемых одобряет добрачные половые связи - 84% (42 чел.).

40% (20 чел.) анкетируемых имеют половые связи, из них 60% (12 чел.)

- юноши, 40% (8 чел.) - девушки. Данные отображены на рисунке 1.

Не имеют половые связи

Имеют половые связи

Девушки

Юноши

8

6

4

2

0

8

12

10

12

14

13

18

16

17

Рисунок 1 – Половые отношения среди школьников

Как мы видим – у юношей примерно одинаковое соотношение тех, кто уже вступал в половой контакт и тех, кто не имеет половых связей.

У девушек несколько иная картина – большинство из них не вступали в половые связи.

84% (42 чел.) занимались с партнером петтингом.

У 18% (9 чел.) первый половой контакт произошел в возрасте до 14 лет.

У 60% (12 чел.) подростков, имеющих половые связи, было несколько сексуальных партнеров, из них 75% (9 чел.) юноши и 25% девушки (3 чел.).

У 25% (5 чел.) подростков, имеющих половые связи, нет постоянного партнера, из них 80% (4 чел.) юноши и 20% (1 чел.) - девушки.

Мотивом к интимным отношениям для 60% (12 чел.) анкетируемых подростков, имеющих половые связи, явилось удовлетворение собственных желаний, для 20% (4 чел.) - любопытство, для 20% (4 чел.) (в них вошло, таким образом, 50% девушек, имеющих половые отношения) - моральное принуждение со стороны противоположного пола.

Последнюю информацию отразим на рисунке 2.

Моральное принуждение


Любопытство

Удовлетворение собственных желаний

60%

20%

20%

Мотивы интимных отношений

Рисунок 2 – Мотивы интимных отношений

Пугающим можно назвать показатель морального принуждения у 50% девушек, вступивших в интимные отношения.

10% (2 чел.) анкетируемых девушек (25% вступивших в половые отношения) имели нежелательную беременность, закончившуюся абортом, 25% (5 чел.) анкетируемых девушек (62,5% вступивших в половые

отношения) имели случаи опасений нежелательной беременности. Данные отображены на рисунке 3.

13%

25%

62%

Имели нежелательную беременность

Имели случаи опасения нежелательной беременности Не имели случаев нежелательной беременности

Рисунок 3 – Нежелательная беременность

Постоянно предохраняются только 45% (9 чел.) анкетируемых, имеющих половые связи.

Из подростков, не имеющих постоянного партнера, постоянно предохраняются только 60% (3 чел.).

25% (2 чел.) девушек, имеющих половые связи, не предохраняются вообще, объясняя это тем, что имеют постоянного партнера.

37,5% (3 чел.) используют преимущественно календарный метод.

46% (23 чел.) анкетируемых считают вполне допустимым прервать нежелательную беременность.

2% (1 чел.) анкетируемых лечился от венерического заболевания.

На вопрос: «С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?», были получены следующие ответы: с учителями – 4% (2 чел.), с врачами – 8% (4 чел., все девушки), с незнакомыми людьми – 0%, с родителями – 24% (12 чел.), с друзьями – 64% (32 чел.). Данные отображены

на рисунке 4.

первый разговор на интимные темы был с:

4%

8%

24%

64%

Учителем Врачом Родителями Друзьями

Рисунок 4 – «С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?»

Полученные результаты говорят о том, что подростки достаточно рано начинают половую жизнь, многие из них уже в школе имеют по нескольку сексуальных партнеров, многие не предохраняются или предохраняются время от времени, результатом чего является риск нежелательной беременности и венерических заболеваний, причем начальное сексуальное воспитание большинство подростков получает на улице, а не в школе и семье.

Анонимное тестирование имело своей целью проверить уровень знания подростков относительно заболеваний, передающихся половым путем, вреде абортов для репродуктивного здоровья женщины, назначения и использования контрацептивов и пр.


Из 50 анкетируемых 100% правильных ответов дали 6% (3 чел.), 90%

правильных ответов - 6% (3 чел.), 80% правильных ответов - 10% (5 чел.),

70% правильных ответов - 18% (9 чел.), 60% правильных ответов - 28% (14

чел.), 50% правильных ответов - 12% (6 чел.), 40% правильных ответов - 4%

(2 чел.), 30% правильных ответов - 8% (4 чел.), 20% правильных ответов - 6%

(3 чел.), 10% правильных ответов - 0% (0 чел.), 0% правильных ответов - 2%

(1 чел.).

Полученные данные для наглядности отображены на рисунке 5.

14

12

10

8

6

4

2

0

3

3

5

9

14

6

2

4

3

0

1

0% правильных ответов

10% правильных ответов

20% правильных ответов

30% правильных ответов

40% правильных ответов

50% правильных ответов

60% правильных ответов

70% правильных ответов

80% правильных ответов

90% правильных ответов

100% правильных ответов

Рисунок 5 – уровень знаний подростков о ЗППП

Обобщим полученные результаты по уровням знаний. Таким образом:

  • хороший уровень владения информацией (80 - 100% правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);
  • большинство - 58% (29 чел.) - продемонстрировали средний уровень - 50 - 70% правильных ответов;
  • низкий уровень наблюдается у 18% (9 чел.) - 20 - 40% правильных ответов),
  • и 2% (1 чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.

Для наглядности продемонстрируем эти данные на рисунке 6 ниже.

Уровень знаний о ЗППП и половой гигиене

2%

18% 22%

58%

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Недопустимо низкий

Рисунок 6 – Уровень знаний о ЗППП и половой гигиене

В анонимном анкетировании родителей приняло участие 19 родителей. В результате было выяснено, что 79% (15 чел.) стесняется говорить с ребенком на интимные темы, 37% (7 чел.) этого никогда не делали. 63% (12 чел.) считают, что основным источником информации для подростков по перечисленным проблемам должна быть семья, но в то же время 89,5% (17 чел.) согласны, что половым воспитанием должна заниматься и школа, но при этом 52,5% (10 чел.) озабочены тем, что некоторые моменты полового воспитания в школе могут пагубно отразиться на нравственности ребенка. 79% (15 чел.) считают «уличное просвещение» естественным в современных условиях. Только 10,5% (2 чел.) ответили, что свободно говорят с ребенком на интересующие его темы полового воспитания, 21% (4 чел.) признались, что в разговоре на подобные темы неизбежно склоняются к морализаторству. Таким образом, проведенное исследование на первом этапе подтвердило необходимость проведения занятий по половому воспитанию


среди подростков.

Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий, на которых присутствовало:

1 занятие - 48 чел. (96%)

2занятие - 36 чел. (72%)

  1. занятие - 43 чел. (86%)
  2. занятие - 39 чел. (78%)
  3. занятие - 41 чел. (82%)

(Занятия проводились по классам).

Со школьниками были проведены 5 занятий на темы:

«ВИЧ-инфекция и меры профилактики»;

«Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты»;

«Заболевания, распространяемые половым путем»;

«Беременность, прерывание беременности и последствия»;

«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний по проблеме ВИЧ- инфекции и наркомании».

На третьем этапе исследования было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания.

Из 50 анкетируемых 100% правильных ответов дали 22% (11 чел.), 90%

правильных ответов - 20% (10 чел.), 80% правильных ответов - 20% (10 чел.),

70% правильных ответов - 8% (4 чел.), 60% правильных ответов - 6% (3 чел.),

50% правильных ответов - 4% (2 чел.), 40% правильных ответов - 10% (5

чел.), 30% правильных ответов - 6% (3 чел.), 20% правильных ответов - 4% (2

чел.), 10% правильных ответов - 0% (0 чел.), 0% правильных ответов - 0% (0 чел.).

Для наглядности сравним полученные данные первого и второго тестирования. Данные отображены на рисунке 7.

Рисунок 7 – сравнение уровня знаний подростков о ЗППП

0% правильных ответов

10% правильных ответов

20% правильных ответов

30% правильных ответов

40% правильных ответов

50% правильных ответов

60% правильных ответов

70% правильных ответов

80% правильных ответов

90% правильных ответов

100% правильных ответов

0

2

4

6

8

10

12

14

После лекций До лекций

При повторном тестировании:

  • 22% (11 чел.) показали высокий уровень владения информацией (100% правильных ответов),
  • 40% (20 чел.) ответили на 80% - 90% вопросов,

– 18% (9 чел.) ответили на 50 - 70%,

  • только 16% (8 чел.) ответили только на 30 - 40% вопросов,
  • и лишь 4% (2 чел.) ответили на 20% вопросов, что связано с нерегулярным посещением внеклассных занятий.

Сравнение полученных данных представим на рисунке 8 ниже.

35

31

29

30

25

20

15

11

9

9

10

10

5

1

0

0

Хороший уровень


Средний уровень

Низкий уровень

Недопустимо

низкий уровень

До лекций После лекций

Рисунок 8 – Сравнение уровня знаний о ЗППП и половой гигиене

Таким образом, проведенный эксперимент наглядно продемонстрировал рост грамотности подростков в области половой гигиены в результате занятий по половому воспитанию.

Для подтверждения выдвинутой во введении гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в три этапа:

  1. Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
  2. Проведение внеклассных занятий полового воспитания.
  3. Итоговое тестирование учащихся.

На первом этапе нами были проведены анонимное анкетирование учащихся, анонимное тестирование учащихся и анонимное анкетирование родителей учащихся, которые подтвердили необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков.

Следующим этапом исследования стало проведение пяти внеклассных занятий на темы:

«Опасность ВИЧ-инфекции и меры ее профилактики»;

«Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты – что это такое и как можно защититься»;

«Заболевания, распространяемые половым путем»;

«Беременность, прерывание беременности и последствия – медицинский взгляд»;

«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний по проблеме ВИЧ- инфекции и наркомании».

В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

Вывод по 2 главе

Анонимное тестирование и анкетирование подростков и их родителей показали необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков. Так как в ходе этого тестирования было выявлено, что:

  • хороший уровень владения информацией о ЗППП, возможных последствиях аборта и правильной половой гигиены (80 - 100% правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);
  • большинство - 58% (29 чел.) - продемонстрировали средний уровень - 50 - 70% правильных ответов;
  • низкий уровень наблюдается у 18% (9 чел.) - 20 - 40% правильных ответов),
  • и 2% (1 чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.

В результате чего были проведены пять внеклассных занятий на темы, посвященные ЗППП, мерам защиты от них, а также теме беременности и аборту.

В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания. При повторном тестировании были получены следующие результаты: