Файл: Методологические подходы и их роль в получении научных знаний.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
Наблюдение выступает в качестве главного метода исследования на ранних этапах развития какой-либо науки. С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Особую трудность представляет наблюдение
в социальных науках, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому.
Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Ч. Дарвин, В. Гумбольдт, И.П. Павлов, К. Лоренц и многие другие, считали метод наблюдения главным источником научных фактов.
Основные преимущества метода наблюдения:
- наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;
- наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;
- наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
- наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения;
- оперативность получения информации;
- относительная дешевизна метода.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
Специфические трудности для наблюдения в психологии представляют такие особенности психических явлений как их уникальный характер, неповторяемость и очень малая (доли секунды) или очень большая длительность. В силу зависимости от множества факторов, которые к тому же могут присутствовать в разных сочетаниях, проявления одного и того же психического свойства или процесса неповторимы.
С помощью наблюдения можно изучать чувства; волевые, моральные и другие качества человека.
Результативность наблюдения зависит от состояния знаний наблюдателя в исследуемой области и поставленной задачи. В большой степени на результативность наблюдения сказывается уровень опыта и квалификации наблюдателя. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность наблюдения.
Правильная интерпретация полученных результатов и внимательность самого психолога также влияет на сам исход метода наблюдения. Ведь маленькая деталь, укрывшаяся от «глаза» психолога может сыграть роковую роль в постановке окончательных результатов. Таким образом, нужно тщательно подходить к подготовке и проведению метода наблюдения.
В результате проведенного исследования было отмечено, что методики «ДДЧ» и «Несуществующее животное» могут показывать одни и те же особенности личности посредством разных приемов и интерпретаций. Таким образом, гипотеза доказана.
Список использованной литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|