Файл: Методологические подходы и их роль в получении научных знаний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коррекция в отличие от консультирования предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо. Здесь психолог одновременно выступает как учитель или воспитатель для ребенка, отвечающий за результаты применяемых им средств психолого-педагогического воздействия, коррекционных приемов и методов[1]. Например, различных средств психотерапевтического воздействия, видов тренинга и т.п.

Особая роль в педагогической психологии отводится эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. От правильной организации и проведения психолого-педагогического эксперимента зависят судьба и эффективность тех рекомендаций, которые кладутся в основу системы обучения и воспитания детей.

В научной практике существуют три принципиально разных источника получения информации: L-, Q- и Т-данные. Первый источник — L-данные (Life record data), полученные путем регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Второй источник получения информации — Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI

(Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттелла и др. Третий источник — Т-данные (Objective test data) — это данные объективных тестов, 12 основных групп которых, согласно Р.Б. Кэттеллу и В.Ф. Варбуртону, будут приведены при рассмотрении метода тестирования в педагогической психологии.

Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др.

Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и количеств венной обработке.

Беседа — широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается.


Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количество и порядок следования вопросов. В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30—40 мин.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки.

Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, рисунков и т.д.

Тестирование - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.

Остановимся поподробнее на методе наблюдения, т.к. его чаще всего применяют в педагогической практике.

Метод наблюдения. Его виды и роль в деятельности педагогического психолога

Наблюдение – метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения) значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.[2]

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.


Самонаблюдение – вид наблюдения, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. По мнению А.М. Эткинда, самонаблюдение – восприятие своего внутреннего мира, содержания своих психических процессов, переживаний, проявления личностных качеств, прослеживание за их изменениями. Самонаблюдение является вспомогательным способом психологического познания. Оно играет важную роль в формировании самосознания, в самоотчете во время тестирования, применения наблюдения и других методов.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

  1. определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;
  2. выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
  3. строится план наблюдения (ситуации – объект – время);
  4. выбирается метод обработки результатов;
  5. проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Наблюдение всегда начинается с постановки его цели. Это связано с особенностями восприятия, являющегося основным психологическим механизмом наблюдения. Такие закономерности восприятия, как выделение фигуры из фона, избирательность, единство части и целого, обеспечивают предметность и целостность отражения одних объектов и отвлечение, а точнее, исключение из поля восприятия – других. Поэтому можно смотреть и не видеть. Цель наблюдения становится средством управления восприятием, обеспечивающим избирательность, видение одних предметов и отнесение в фон других. Необходимость цели возникает в связи с тем, что наблюдение происходит в естественных условиях жизни человека, где в поток жизнедеятельности естественным образом включены самые разные психические особенности в их единстве. Цель помогает из естественного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть.

После определения цели пред наблюдателем встает вопрос: что нужно фиксировать, на что смотреть при изучении интересующего явления. При ответе на этот вопрос необходимо, во-первых, понимать, какое психическое явление составляет объект наблюдения.

Объект наблюдения – психическое явление, свойственное индивиду или группе. Объектом наблюдения могут быть социальная общность и коллектив, а также животные, их поведение и состояния.

Например, целью наблюдения может быть установление особенностей речи у младших подростков. Объект наблюдения – речь младших подростков.

Во-вторых, следует познакомиться с методами или методиками, в которых уже выделены признаки изучаемого психического явления, составляющие предмет наблюдения. Предмет наблюдения – признаки, состояния, свойства, закономерности деятельности и поведения наблюдаемого объекта.


Единицы наблюдения – доступные, простые или сложные акты действий объекта наблюдения. Единицы наблюдения характеризуют происходящие с объектом изменения.

В-третьих, выбор объекта наблюдения, раскрывающего психическую сущность наблюдаемого явления; интерпретация и понимание наблюдаемого зависят от концептуального подхода к предмету наблюдения.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать: речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т. д.); выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направления движений и пр.); физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т. д.).

Основные требования к научному наблюдению – требования, обеспечивающие однозначность замысла, объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента.

Для того чтобы наблюдение было научным должны быть соблюдены следующие требования:

  1. Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится, например, не за испытуемыми вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности (игре, учебе, труде, общении).
  2. Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. При этом надо точно определить особенности, за которыми ведется наблюдение (их не должно быть много). Конечной целью наблюдения должна быть разработка путей исправления выявленных недостатков поведения.
  3. Самостоятельность. Наблюдение должно являться самостоятельной, а не второстепенной задачей.
  4. Естественность. Наблюдение должно проводиться в естественных для учащихся условиях. Оно должно проходить без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, так, чтобы ученик ничего не подозревал.
  5. Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию исследователя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.
  6. Объективность. В процессе наблюдения исследователь должен фиксировать не свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами логического вывода и основных психологических законов.
  7. Фиксация. Все данные наблюдения должны систематически фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно ведут в хронологическом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных таблиц.[3]

Метод наблюдения довольно трудоемкий. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод. Так как фиксировать все не возможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отметить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия.

Отрицательные стороны наблюдения – характеристика наблюдения, которое приводит к ошибкам фактора субъективности, первого впечатления, ситуативности поведения испытуемых. Недостатки метода наблюдения сводятся в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

К объективным недостаткам, прежде всего, относят ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации.

Еще одна особенность метода – сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т.д.

Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (например, интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Несмотря на указанные недостатки, которые, конечно же, надо учитывать, наблюдение имеет и некоторые преимущества по сравнению с другими методами психологического исследования.