Файл: Методологические подходы и их роль в получении научных знаний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом наблюдать можно не только за человеком, но и за продуктом его деятельности. В частности исследование будет проводиться за рисунками детей от 7 до 9 лет.

Наблюдение индивидуальных особенностей и эмоциональной сферы личности при проведении методик «ДДЧ», «Несуществующее животное»

Гипотеза: методики «ДДЧ» и «Несуществующее животное» могут показывать одни и те же особенности личности посредством разных приемов и интерпретаций.

В психотерапии существует целый ряд методов и рисуночных тестов, используя которые взрослый человек может узнать многое о своем внутреннем мире, так же как с помощью тех ж методов и тестов педагоги, психологи и родители могут узнать о мире ребенка, о его душевных переживаниях, о его характере, предпочтениях и отношении к жизни.

Умение рисовать, выражать себя и свои мысли через графические образы помогает любому человеку найти решение многих проблем, дает возможность избавиться от всего, что держит в плену разум, тело и дух, а также приводит к раскрытию новых необыкновенных способностей, влияя, таким образом, на многие аспекты жизни. Сам по себе процесс рисования имеет большое психотерапевтическое значение – человек становится более гармоничной личностью. Вот почему так важно с раннего детства развивать в ребенке наблюдательность, воображение и его творческие способности.

В настоящее время использование психологических рисуночных тестов стало очень популярным во многих областях жизни. В основе их применения лежит принцип проекции на бумаге через рисунок психологического состояния детей и взрослых, отражение и раскрытие характера, чувств, эмоций, желаний, выявление межличностных отношений и т.п.

Основные рекомендации по технике проведения психологических рисуночных тестов следующие.

Тестируемому необходимо дать чистый лист бумаги, простой карандаш (не очень твердый, ТМ, чтобы можно было оценить степень нажима исследуемого), ластик. При желании испытуемого, рисунок можно раскрасить цветными карандашами.

Желательно не применять для проведения диагностики фломастеры и шариковые ручки, так как в этом случае рисунок будет отличаться от рисунков, выполненных карандашом, и затруднит его интерпретацию. Инструкцию к тесту и задание следует произносить четко и понятно.


Не следует забывать, что для детей рисование воспринимается как игра, следовательно, для них психологический рисуночный тест можно и нужно проводить в игровой форме.

Следует обращать внимание на следующие факты:

  1. расположение листа при выполнении рисунка;
  2. время, затраченное на рисование;
  3. последовательность изображения различных деталей и частей рисунка;
  4. содержание ответов на вопросы.

Важно отметить, что по окончании рисования испытуемому обязательно следует задавать вопросы о том, что он нарисовал. Можно попросить описать рисунок или составить по нему рассказ. Ответы необходимо зафиксировать.

Как бы ни был выполнен рисунок, не следует его критиковать. В любом случае стоит высказать одобрение.

Тест «Дом-дерево-человек»

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование[4].

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому ребенку предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Изображение этих трех объектов дает человеку большую свободу выражения себя через рисунок, а также выявляет собственное отношение к жизни и к миру в целом. Дом выражает личную безопасность, дерево – жизненная энергия, а человек – это сам испытуемый. Дом, дерево и человек – это то, что чаще всего рисуют дети.

После того как рисунок будет нарисован, его следует интерпретировать. Схема обработки рисунка в тесте «ДДЧ» показана в приложении А.

Частичный вариант интерпретации показан в приложении Б.

В качестве примера можно привести рисунок первоклассника Никиты (7 лет) (приложение В).

Никита использовал яркие тона, и поэтому его рисунок производит благоприятное впечатление. Но если присмотреться повнимательнее, то можно заметить некоторые особенности не совсем благополучного психологического состояния мальчика, которые отразились в рисунке. Дом расположен вблизи, что означает открытость Никиты. Дом без трубы показывает, что в доме нет тепла и мальчику его не хватает. Наличие 3-х окон также говорит о том, что Никита ищет тепло и общение. Закрытая дверь и занавешенные окна указывают на скрытный характер мальчика. Согнутое вправо, в сторону дома, дерево означает, что Никита нуждается в поддержке со стороны своих родных. Ствол дерева, расширяющийся книзу, указывает на поиск устойчивого положения в жизни. Дерево с голыми ветками, помещенное в левой части листа, указывает на привязанность к матери и прошлому. Себя Никита нарисовал очень похожим, правда без ушей, что говорит о нежелании что-либо слышать. Широко расставленные ноги символизируют необходимость опоре.


Конечно, это далеко не все, сто рассказал рисунок Никиты, но в общих чертах все-таки многое открылось о нем. Удалось узнать о его душевном и психологическом состоянии, о его характере. Понятно, что мальчик сейчас очень сильно нуждается в опоре и поддержке близких ему людей.

Тест «Несуществующее животное»

Проективная методика исследования личности, предложенная М.З. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Процедура обследования не стандартизована. Используются разных размеров листы бумаги для рисования. В одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других – одним цветом и т.д.

Применение данного теста в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций у детей от 5-6 лет и взрослых.

В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к тесту «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния испытуемого. Это такие тесты, как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное». Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние. «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого. «Несчастное животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.

По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.

  1. Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.
  2. Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.
  3. Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например драконы, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8-9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.
  4. Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.
  5. Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13 – 17-летним.
  6. Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.
  7. Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.[5]

Интерпретация рисунков к методике «Несуществующее животное» показано в приложении Г.

В качестве примера рассмотрим рисунок Никиты С. (9 лет) (приложение Д).

Никита учится в 3 классе. На своем рисунке он изобразил двух несуществующих животных, «Обезрока» и «Земедера». Мальчик очень любит фантазировать. Но в своих фантазиях он представляет вечную борьбу добра и зла,

где не всегда побеждает добро.

Отсутствие ушей у обоих животных говорит о нежелании слушать критику. У «Обезрока» голова повернута на рисующего. Это обозначает эгоцентризм. Рот с клыками и наличие острых углов говорит о агрессии Никиты. Множество составных частей и элементов показывает мощную энергию ребенка. Никита очень любит заниматься физической культурой.

Ноги животных хорошо прорисованы и соединены с телом – это означает, что мальчик умеет контролировать свои рассуждения, выводы, решения. Избыточное количество ног говорит о потребности в опоре.

Теперь рассмотрим «Земедера». Рот с языком означает большую речевую активность. Кругообразная фигура показывает закрытость внутреннего мира. И действительно, мальчик очень общительный, но до конца не раскрывает себя. Панцирь говорит о потребности в защите.

Оба животных обитают в пещерах, т.е. ведут изолированный образ жизни. Видимо мальчику не хватает общения, внимания. Питаются мелкими жучками, что еще раз подчеркивает агрессивное состояние Никиты.

Для проверки гипотезы проведем исследование Максима С. (8 лет). Максим учится во 2 классе. Для исследования возьмем две вышеперечисленные методики. Сначала проведем рисуночный тест «ДДЧ» (приложение Е).

Первым Максим нарисовал дом, т.е. на первом месте у него стоит семья и личная безопасность. Дом изображен вблизи, это указывает на открытость, доступность, чувство теплоты. Наличие трубы также это подтверждает. Слабый нажим говорит о неуверенности и пассивности мальчика. Закрытое окно показывает нерешительность мальчика в социальных контактах. Ребенок в основном играет в одиночестве, стесняется других детей. Максим нарисовал большую крышу, что говорит о его фантазерстве. Дерево он нарисовал в правой части листа, это говорит о сильной потребности в опоре на чей-то авторитет. Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. То, что дерево изображено во всю высоту листа, говорит о том, что Максим хочет быть замеченным, хочет

самоутвердиться, но его скованность не позволяет ему полностью раскрыться. Ветви, идущие вверх, показывают его положительный настрой. Пустые глаза указывают на наличие страхов. Отсутствие ушей говорит о нежелании слушать критику. Наличие оружия показывает его агрессивность. Мощные ступни и широко расставленные ноги указывают на потребность в опоре.


Далее рассмотрим рисунок несуществующего животного (приложение Ж).

Максим изобразил «Коккркопитуха». Сам рисунок изображен в самом низу листа, что говорит о низкой самооценке. Слабый нажим показывает пассивность, неуверенность. Штриховые линии говорят о тревожности мальчика. Отсутствие ушей опять таки же указывает на замкнутость, стеснительность, нежелание вступать в контакт с другими детьми и слушать чужое мнение. Рот, приоткрытый в сочетании с языком говорит о большой речевой активности, а зубы показывают агрессивность. Перья – это тенденция к приукрашиванию. Нарисованные крылья говорят о романтичности, мечтательности и склонности к фантазированию. Хвост, приподнятый вверх указывает на то, что Максим желает быть замеченным.

Коккркопитух живет в Африке, что говорит о демонстративности. Питается листьями, что еще раз подтверждает интровертность Максима, т.е. закрытость, замкнутость.

Заключение

Термин «педагогическая психология» применяется для обозначения двух наук. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

Педагогическая наука как самостоятельная отрасль психологического знания характеризуется спецификой своего предмета, задач, имеет соответствующую этой специфике, разветвленную структуру организации. Используемые в педагогической психологии методы исследования характеризуются комплексностью и непосредственной включенностью в педагогический процесс.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. В зависимости от уровня рассмотрения методологию понимают по-разному. В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Согласно другому, тоже широкому, определению — это учение о методе научного познания и преобразования мира. В современной литературе идет речь прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.