Файл: ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, положение ребенка в обществе на самых ранних этапах развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней стадии развития находится общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями. В ранних исторических периодов общество, дети жили со взрослыми жизни. Воспитательная функция еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества взялись за воспитание детей, основная задача которого была сделать детей участниками общественной производительной деятельности, передать им опыт этого труда, а основным средством- постепенное включение детей в доступные формы труда взрослых.[11]

Исследование исторического изменения игрушек представляет довольно трудную задачу: во-первых, археологическая игрушка ничего не говорит исследователю об ее употреблении ребенком; во-вторых, в настоящее время некоторые игрушки, даже у народов, стоящих на наиболее низких уровнях общественного развития, потеряли непосредственную связь с орудиями труда и предметами обихода и утратили свою первоначальною функцию.

Приведем лишь несколько примеров. На ранних ступенях развития общества человек пользовался для добывания огня трением одного куска дерева о другой. Непрерывное трение лучше всего обеспечивалось вращением, которое и достигалось посредством приспособлений в виде разнообразных дрелей. У народов Крайнего Севера для крепления нарт необходимо было просверливание много численных дыр. Сверление тоже требовало непрерывного вращения. По свидетельству А. Н. Рейнсон- Правдина, маленькие деревянные дрели с примитивным устройством смычка- из палочки со шнурком, которые могут приводить в движение дети и до сих пор бытуют среди детских игрушек народов Крайнего Севера. Обучение непрерывному вращению являлось необходимым, так как владеющий этим навыком ребенок легко овладевал орудиями труда требовавшими этого навыка.

Д. Б. Эльконин указывает на раннюю независимость как характерную черту детей, живущих в первобытном обществе. Эти характерные черты ребенка, живущего в условиях первобытнообщинного строя, его ранняя самостоятельность и отсутствие резкой грани между детьми и взрослыми являются естественным следствием условий жизни этих детей, их реальное место в обществе.

Там была ролевая игра у детей на этапе развития общества, когда орудия были еще довольно примитивны, разделение труда на основе природных, возрастных и половых различий, дети были равноправными членами общества, принимающих участие в общем работают по способностям? Этот вопрос интересовал всех исследователей происхождения ролевых игр. Точных данных об играх детей на этом уровне развития общества нет. Этнографы и путешественники, описывая быт народов, стоящих близко к этому уровню развития, указывают, что «дети играют мало, а если играют в те же игры, что и взрослые, и их игры не ролевые игры».[12]


Однако большинство исследователей, например, Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкий, А.В. Чиркова пришли к выводу, что «ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Следовательно, социальное происхождение, характер. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе. Вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый период в развитии ребенка, который по праву может быть назван периодом ролевых игр и который в современной детской психологии и педагогике называют дошкольный период развития ребенка».[13]

Д.Б. Эльконин отмечал, что: «Ролевая игра имеет уникальный игровой прием: подмена одного объекта над другим, и условными действиями с этими предметами. Мы не совсем точно знаем, как дети освоили эту технику на уровень социального развития, когда игра возникла как особая форма жизни детей.

Очевидно, что такого рода игровой метод не может быть результатом самостоятельной творческой изобретательности детей. Скорее всего, они позаимствовали этот прием в драматургии для взрослых, достаточно развит на данном этапе развития общества. Театрализованные обрядовые танцы, в которых условное Изобразительное действие хорошо представлены, существовавших в этих обществах, а дети были или непосредственными участниками или зрителями этих танцев. Поэтому есть все основания полагать, что игровое оборудование было получено детьми из первобытных форм драматического искусства».[14]

Таким образом, следует отметить, что история детские игрушки, собственно, и не было, это слегка развивались параллельно с разработкой.

На основе Д.Б. Эльконина об истории ролевых игр, мы можем сказать, что некоторое время в игре не было, а был только труд. С эволюцией человека и там была игра, прототип работы. Детские игры ничем не отличались от взрослых, и ролевой игры и не было. Появление ролевой игры обязан драмы взрослых.

Дошкольное детство-возрастной этап критически определяет будущее развитие человека. Л.И. Божович, М.Г. Бреславе, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что этот период становления личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, формирование основ независимости и индивидуальности. Решающее значение для развития самостоятельности детей является развитие позиции субъекта детской деятельности. Игра является одним из ведущих направлений деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре, ребенок старается узнать, что он пока не может, в игре есть прямое общение со сверстниками, развивать нравственные качества.


Игра является самоценным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О. М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, замена игры другими деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В. в. Ветрова, М. И. Лисина, Е.О. Смирнова, Л.М. Кларин, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков думают, что замена прочей деятельностью игры, тормозит развитие общения со сверстниками, и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, творческих решений ребенка это особенно важно.

1.2 Характеристика субъективно-ролевых игр старших дошкольников

Д. Б. Эльконина назвал ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут роли и воспроизвести общую форму деятельности и отношения взрослых, используя предметы порок. Осваивая первые шаги с предметами, затем с заместителем, ребенок в игре постепенно начинает думать, внутренне.

Исследователи выделяют различные структурные элементы игры - базы и перехода к ролевой игре происходит в то время, когда ребенок берет на себя роль. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития ролевой игры. Детей отображать в своих играх бытовые сценки из семейной жизни. Обогащение представлений об окружающем мире в играх чаще отображается деятельности взрослых. Таким образом, главным компонентом ролевой игры является сюжет, без него нет ролевой игры.[15] Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

В зависимости от ролевой игры делятся на:

  • бытовые романы: «дом», «семья», «праздник», «дни рождения»

(большое место уделяется кукле).

  • игры для социальной и промышленной тематики, в которых отражается

труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

  • игры на героико-патриотические темы, отражающие героические

подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и др.).

  • игры на темы литературных произведений, кино и радиопередачи:

«моряки» и «летчики», содержание мультфильмов, кино и т. д.

Перед началом игры дети придумывают идею, он воплотил в себе идеи различных мероприятий. Младшие дошкольники часто еще нужна помощь взрослого, чтобы идея игры. Учитель создает ситуации, вводит новую игрушку. Масштабы игры и обогащения жизненного опыта, дети начинают сами определять, что они будут играть.


Таким образом, осложнения в развитии игровых навыков выражается в следующем:

  • появится первый план игры по инициативе взрослого.
  • затем - с помощью взрослого;
  • в будущем, ребенок определяет цель игры, по собственной инициативе.

Идеи детских игр может быть как однотонным, так и разнообразны. Чем больше разнообразных идей, тем интереснее игра, и это зависит от впечатлений о мире. Темы игр должны быть разнообразны и интересны, и это требует серьезного подхода к планированию и проведению работы по знакомству с окружающим миром (образовательная область «познавательное развитие».[16]

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; познавательная деятельность; формирование самосознания, развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах и т. д.).

Решение педагогом задач этой области позволит детям научиться успешно интегрировать содержание других учебных областях, в том числе общественной организации «социально-коммуникативное развитие»: общение и взаимодействие в ролевой игре, умение быть внимательным к чувствам и эмоциям окружающих, и др.

В дошкольном возрасте существует три класса ролевых игр:

  1. игры, которые происходят по инициативе ребенка – самодеятельные

игры к ним относятся эксперимент с природными объектами и явлениями, игрушки и другие предметы любительского содержания;

  1. игры, которые возникают по инициативе взрослого, знакомят их с

учебной целью;

  1. игры, идет от исторически сложившихся традиций этноса – народные

игры, которые могут возникать по инициативе взрослого и старших детей.

Каждый из этих классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в первый класс входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – действия, образовательные, Ролевые, режиссерские и театральные. Эти игры имеют решающее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровую деятельность дети стремятся удовлетворить активный интерес к жизни, перевоплощались в героев фантастики взрослых. Создавая, таким образом, игровую жизнь, верят дети в свою правду, искренне радовались, огорчались, переживали.

Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы и творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим, играя в новые игры задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Это игра, возникающих по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний о реальности значительные чувства и переживания, связанные с жизненным опытом ребенка.


Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательного общения со взрослыми.
Ролевая игра-это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и она строиться на взаимодействии ребенка со взрослыми. Присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Ролевая игра по своей природе является рефлексивной деятельности.[17] Основной источник корма, что игры ребенка-это его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Значительная часть этой ролевой игры в «кого-то» или «нечто». Интерес в творческих ролевых игр развивается у детей от 3-4 лет. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на определенную роль, но не полностью подражать, ибо он не имеет реальной возможности для фактического выполнения операций принятой роли. Это связано с уровнем знаний, умений и навыков, опыта жизни на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Таким образом, в ролевой игре он выполняет символические действия («как»), реальные предметы заменяет игрушками или условно объекты, которые оказывает предписанную ему необходимые функции (палка – лошадь, песочница – «пароход» и др.). Дети изображают людей, животных, врач, парикмахер, водитель и др. и понимая, что игра это не реальная жизнь, дети в то же время, по-настоящему живут своей роли, открыто показать свое отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.[18]

Самостоятельность детей в ролевой игре- одна из ее характеристик. Дети выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как вы собираетесь раскрыть роль, которую расширили игру и т. д. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Хотя нет ничего невозможного, сел в кресло, «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» сделать операцию. Такая свобода в реализации идеи игры и полет фантазии позволяют дошкольнику вступить в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему. Комбинирование ролевой игры, дети охотно выбирают партнеров, устанавливают свои правила игры, следить за их исполнением, регулирования взаимоотношений. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свое видение, свои представления, свое отношение к событию, которое разыгрывает.