Файл: Влияние неформальных объединений молодежи на формирование школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 664

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире влияние неформальных объединений на формирование школьников, очень велико. Существует множество различный направлений, течений, культур, которые, так или иначе, оказывают пагубное влияние на формирование детей школьного возраста от одиннадцати до двадцати лет.

Выбранная тема является актуальной, так как подрастающее поколение находится под большим влиянием различных неформальных объединений и главная задача родителей, учителей, общества показать, рассказать и научить подростков какие последствия несут за собой различного рода направления.

Цель работы: рассмотреть неформальные объединения молодежи, влияющие на формирование школьников.

В соответствии с поставленной целью, поставлены следующие задачи:

  • История развития неформальных объединений;
  • Виды неформальных объединений в современном мире;
  • Рассмотрение виды неформальных объединений и их влияние на формирование школьников;
  • Выводы и рекомендации для родителей, учителей и школьников по влиянию различных неформальных объединений.

Объектом исследования являются школьники в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет на примере школы № 1 г.Рязани.

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в  80-90-х годов 20 века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по ин­тересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.

В разговорной речи применяют и сокращённые формы — «нефоры», «ниферы» и прочее.

Молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных  молодёжных клубов. Наиболее массовым и заметным молодёжным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века явилась так называемая«Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была осно­вана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.


Главной характерной особенностью молодёжной субкультуры является её обособленность, отстранённость, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодёжной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодёжная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодёжной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому, что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.

Третьей характерной особенностью молодёжной субкультуры можно назвать её авангардность, устремлённость в будущее, часто — экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьёзного фундамента исторических и культурных традиций.[1]

Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:

  • фенечки (браслеты из ниток или бисера),
  • банданы,
  • рваные джинсы.

Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом». Неформалы вызывали жесткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве (самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту, много народу с обеих сторон было скинуто в воду). Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 г. распалось, уступив место нарастающим неформалам.

В начале 90-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металлисты, готы, ролевики и т. д.) и перестала существовать как целостное движение. Негласную поддержку неформалам оказывала «новая» власть.

В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя обществу.[2]

2 ВИДЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В данной главе рассмотрим наиболее распространенные виды неформальных объединений молодежи, которые могут оказать влияние на формирование личности у школьников.


Хиппи

 Организация не такая многочисленная, но имеет многолетние традиции. Их философия повлияла на взгляды и жизнь поколения 60-80-х годов. 

Все хиппи носят длинные распущенные волосы (хайр), обычно расчесывая их на пробор. Лоб и затылок охватывает тонкая повязка (хайратника). Культура хиппи - одна из самых древних и прочных. Хиппи славятся мягкостью и не агрессивностью.
Форма одежды хиппи - джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко потрепанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках, делаются надписи на английском языке.
Им свойственно стремление к самопознанию, склонность к философии с традициями странничеств , толстовского «непротивления злу насилием» и отрицание государства. Их можно отнести к достаточно интеллектуальной, образованной и перспективной части молодежи. К достоинствам хиппи относится стремление к познанию и осмыслению окружающего мира, к недостаткам - социальная пассивность и созерцательность. Многие употребляют наркотики, чаще несильные. Проповедуют «свободную любовь» со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Для них типично пренебрежение к материальным ценностям: деньгам, дорогим вещам.[3] 

Эмо

 Самым актуальным в России молодежным движением сегодня считается ЭМО – новое течение в русской культуре: культ эмоций и чувств. Это рафинированная воплощенная инфантильность: образ эмо – ранимый, депрессивный подросток, который своей чувствительностью и непосредственностью напоминает ребенка.

Эмо свойственна кардинальная смена настроения, капризность, беспомощность. Отличительные признаки – цвета – розовый, черный, сиреневый. Достоинства эмо – тяга к искусству, поиск чистой, свободной любви. Музыкальные предпочтения: эмо - рок, эмо -панк. Экспрессивно-мелодичные песни о несчастной любви, о насилии в мире. Любимые виды спорта – экстремальные. [4]

Готы

Готы – одно из самых известных музыкальных и культурных течений. Основа их философии – осознание жестокости мира и бренности бытия. Отсюда интерес к загробному миру. Готика – это мировоззрение (мрачный взгляд на жизнь, индивидуализм, самовыражение через искусство). Окружающая жизнь их не интересует. Отличительные признаки – черные волосы в состоянии «взрыв на макаронной фабрике», темная, почти черная линия губ, пирсинг «смертельный макияж», черный цвет одежды – цвет ночи, печали, смерти. Любят музыку с глубоким, таинственным вокалам, от грустного рока, до мрачного и тяжелого готик – металла. Из литературных произведений предпочитают готические романы Любимые виды спорта – прогулки по кладбищу.


Панки

 Панки - это вечно протестующие возмутители спокойствия. Панк – движение известно своим презрением к любым нормам – общественным и бытовым. Любят говорить о себе ( в разговоре употребляют много ненормативной лексики), обсуждать предстоящие и прошедшие концерты, вести антисоциальные разговоры Популярные цвета – красный, зеленый, синий и клетка. Предпочитают антисоциальные, протестные по содержанию тексты, динамично-экспрессивную музыку (панк - музыка) 

Реперы ( Хип – хоп культура)

Среди российских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась давно и, видимо, надолго.

Вспоминаются и другие словечки, которые уже давно на слуху и часто употребляются среди подростков: «брейк-данс», «рэп», «ди-джеинг» и даже «стритбол» (уличный футбол) и «роллинг» (катание на роликах). «Подгруппы» хип-хопа  разнообразны, возможно, именно поэтому данная субкультура охватила довольно широкие круги молодежи в России.

Сейчас направление поддерживается органами государственной власти и становится все более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультура противопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. «битвы» здесь пропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владеет техникой того или другого из танцевальных направлений.

Среди поклонников этой субкультуры ценится ловкость, умение двигаться и только потом уже — сила, необходимая для акробатических движений. Особенно наглядно это можно наблюдать в брейке, или ломаном танце, который нашел много поклонников среди наших подростков.

Появились и все большей популярностью пользуются хип-хоп-школы, а также проводимые фестивали, конкурсы, в том числе и граффити.

Хоть название и происходит от итальянского «царапать», на самом деле это совсем не царапанье. Данное направление давно стало арт-дизайном, который теперь можно увидеть не только на стенах домов или заборах, но и в клубах, оформленных в молодежном стиле.

Подростки увлеклись этим видом «настенной живописи» и начали совершенствоваться в технике исполнения, проводя «мастер-классы», так что разрисованные стены все чаще пестрили и «радовали» обилием цветов.

Общественность устала с этим бороться, и городские власти нередко были вынуждены отводить специальные места, где ребята могли бы «отрываться в полный рост», пока хватит сил, времени, фантазии и, конечно, краски в баллончиках.

Сейчас можно встретить много подростков, одетых в хип-хоп-стиле, но вовсе не относящихся к приверженцам этого направления. Подобный стиль в одежде продиктован, прежде всего, относительной дешевизной, а также изобилием этих товаров на рынке. Так что, проходя мимо подростка в широких штанах, вы, конечно, можете решить, что он «рэпер». Но это не факт.[5]


Байкеры

Родители современных подростков наверняка помнят, как в середине 80-х распространилось новое направление в музыке — хэви-металл. А еще появились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах, которым даже в голову не приходило следовать правилам дорожного движения. Их стали называтьбайкерами. Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим.

Многие байкеры действительно были металлистами, а на концертах выступали даже добровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы стал флаг Конфедерации.

Однако для того, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальный достаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправить элементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня» является неотъемлемым элементом субкультуры.

Сейчас движение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаяся образа жизни байкеров, не имеет идейной основы. Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославце демонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи.

Участники фестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могут буквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроить мастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездят на мотоциклах по городу, соблюдая все правила движения и не ставя перед собой каких-то целей.

Скинхеды (самая опасная субкультура)

Их отличительный символ — свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов».

Как сформировавшееся молодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годов ХХ века. Подростки-скины выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время.[6]