Файл: «Качественные методы в психологии и педагогиге »..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.М. Аллахвердов выделяет пять классов путей познания, которые можно также назвать методами: мистический путь познания, логический, естественнонаучный, практический путь, путь гуманитарных наук. Имеются четыре группы факторов, определяющих выбор стратегии: теоретическая ориентация автора, цели исследования, наличные ресурсы, амбиции, склад ума, личные способности. Качественные методы сбора информации делятся на две группы: прямые или незасекреченные, к которым относятся фокус-группы и глубинные интервью; косвенные или засекреченные, которые делятся на легендированные.

Изучены методологические аспекты педагогических и психологических исследований. Психолого-педагогическое исследования - это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения психологических, педагогических проблем (возможностей).

Выделены критерии оценки качественных исследований. Даны критерии оценки качественных исследований на различных этапах.

Рассмотрены способы интеграции качественных методов. Выделяются основные две модели интеграции исследовательских методов: классическая фазовая, методологическая триангуляция.

Существует два понимания термина триангуляция: как основная оценка достоверности результатов исследования; как дополнительная оценка и возможность для объяснения и описания объекта.

Триангуляция может осуществляться: как сопоставление разных интерпретаций различных исследований; как сравнение интерпретаций с позиций разных методов; как сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях; как повторение результатов на том же объекте через определенный промежуток времени.

Существует три варианта интеграции полученных результатов: качественные и количественные результаты исследования могут быть конвергентны; комплементарно соотноситься друг с другом; дивергентны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Проблема языка в социальной психологии // Психология, лингвистика Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования и междисциплинарные связи. Сборник научных работ к 70-летию со дня рождения А.А. Леонтьева / под ред. Т.В. Ахутиной, Д.А. Леонтьева. - М., 2008. - C. 139–188.
  2. Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований // Социол. исслед. - 2002. - № 10. - С. 11-16.
  3. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. - 2004. - № 1. - C. 29–44.
  4. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004.-№ 1. С. 29–44.
  5. Барский Ф.И., Кутузова Д.А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004. - № 2 (38). - С. 67–77.
  6. Барт Р. Структурализм как деятельность// Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989. - С. 254–255.
  7. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиническое исследование // Экзистенциальная психология. Экзистенция./ Под ред. Р. Мэя и др. М., 2001. - С. 361–512.
  8. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. - № 1(2). - С. 9–30.
  9. Демидова Л. И. Проблемы ХХI века: личность, инвалидность, психологическая адаптация (реадаптация) / «Проблемы общества и человека в ХХI веке». Материалы Международной научно-практической конференции (март 2002 г.). - Новосибирск: «Сибвузиздат», 2002. – с. 35 – 41.
  10. Демидова Л. И. Современные методы исследования личности. // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск: СГУПСа, 2012.- Вып. 27. - 132-135 с.
  11. Ждан А.Н. Критика понятия прогресса // Прогресс в психологии: критерии и признаки / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. - М., 2009. - C. 144–150.
  12. Исаев, И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов Известия Российской академии образования. 2000. – 379 с.
  13. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов// Социологические исследования. – 2004.- № 2. – с.124-129.
  14. Леонтьев Д.А. Предисловие к русскому изданию // С. Квале. Исследовательское интервью. М., - 2003. - С. 6–8.
  15. Матюшкина М.Д. Методы педагогического исследования// М.Д. Матюшкина. – СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2012. – 178 с.
  16. Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н. Критерии оценки качественных исследований//Национальный психологический журнал. – 2014. - № 2. – с. 47-49.
  17. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методология качественных исследований// Методология и история психологии. 2009. -Том 4. Выпуск 3.-с.96-105
  18. Михеев В.И. Методы теории измерения в педагогике. - М: Логос, 2003. - 64 с.
  19. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. –– 4-е изд. – М.: «Эгвес», 2003. – 104 с.
  20. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
  21. Носс И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Носс. — М.: Юрайт, 2015. — 362 с.
  22. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
  23. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов // А.С. Сиденко, Т.Г.Новикова.– М.: АПКиПРО, 2002.– 94 с.
  24. Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя Педагогическое образование и наука. - М.: «Академия», 2013. - 576 с.
  25. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социол. исслед. 2000. - № 10. - С. 101-109.
  26. Улановский А.М. История качественных исследований // Методология и история психологии. 2008. - № 2. Т. 3. – с. 129 – 139.
  27. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. - № 3. - С. 27–37.
  28. Улановский А.М. Новые рубежи феноменологии: за пределами постмодернизма в эмпирических исследованиях // Вопросы психологии. 2007. - № 5. - С. 180–182.
  29. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. - № 1. Т. 2.. - С. 130–150.
  30. Чернов А. Ю. Качественный подход в психологическом исследовании: доктор психологических наук 19.00.01. – Защищена 17.02.2012. – Ярославль, 2012. – 442 с.
  31. Юрьева Т. А. Формирование компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: Дис. канд. пед. наук 13.00.01. – Защищена 17.05.2012.- Благовещенск, 2012. – 149 с.