Файл: «Качественные методы в психологии и педагогиге »..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Ядову В.А., есть 4 группы факторов, определяющих выбор стратегии:

Теоретическая ориентация автора (методологические основы исследования). Если исходим из системно-структурного представления об обществе, изучаем социальные институты и их функции (образование, школа, семья и т.д. как социальные институты) – предпочтительнее количественный подход. Если хотим изучать реальность с позиций понимания людьми их жизненного мира – предпочтительнее качественный подход [30, с. 284].

Цели исследования. Если мы проверяем гипотезы, подсказанные теорией (дедуктивного типа) или хотим найти наилучшее решение практической проблемы (обоснование использования какой-либо методики обучения и т.п.) – преимущество у количественного подхода. Если у нас нет теории, нет гипотезы, мы изучаем нечто совсем новое или уникальное – целесообразно использовать качественный подход [31, с. 27]

Наличные ресурсы. Количественные исследования требуют больше затрат в плане организации массовых наблюдений, опросов и т.п. и математической обработки. Качественные исследования – предполагают больше затрат личного времени исследователя и его творческих интеллектуальных умений, требуют большей общей и профессиональной культуры исследователя [31, с. 29].

Амбиции, склад ума, личные способности. Человек с художественным, образным мышлением более склонен к качественным методам, с аналитическим мышлением – к количественным.

Качественные методы сбора информации делятся на две группы:

  • прямые или незасекреченные, к которым относятся фокус-группы и глубинные интервью;
  • косвенные или засекреченные, которые делятся на легендированные (фокус-группы, глубинные интервью) и проективные методы (ассоциативные, завершения ситуации, конструирования ситуации, экспрессивные) [26, с. 131].

Таким образом, выделена специфика качественных методов в психологи и педагогике Уровни качественной методологии: теории качественного исследования, стратегии качественного исследования, методы качественного исследования, процедуры качественного исследования. Рассмотрены два критерия, которые позволяют качественные исследования относить к одной рубрике: специфика качественных данных; специфика качественного подхода к исследованию.

Рассмотрены качественные методы в психологическом и педагогическом исследовании. Имеются четыре группы факторов, определяющих выбор стратегии: теоретическая ориентация автора, цели исследования, наличные ресурсы, амбиции, склад ума, личные способности. Качественные методы сбора информации делятся на две группы: прямые или незасекреченные, к которым относятся фокус-группы и глубинные интервью; косвенные или засекреченные, которые делятся на легендированные.


3. Оценка результатов, интеграция качественного исследования

3.1.Методологические аспекты педагогических и психологических исследований

Психолого-педагогическое исследования - это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения психологических, педагогических проблем (возможностей) [1, с. 178].

Психолого-педагогические исследования характеризуются как систематические, что означает необходимость логичного, строго последовательного планирования действий на всех этапах процесса исследований [29, с. 144]. Процедуры, сопровождающие каждой этап, должны быть методологически обоснованными, хорошо задокументированными и в максимально возможной степени заранее спланированными. В психолого-педагогических исследованиях используется научный метод познания, предусматривающий сбор и анализ данных для проверки предварительно выдвинутых идей или гипотез [18, с. 37].

Задача психолого-педагогических исследований - предоставление точной, объективной информации, которая отражает истинное состояние дел. Они должны проводится беспристрастно. И хотя исследование всегда несет отпечаток мировоззрения того, кто его проводит, оно, тем не менее, должно быть свободно от личных или политических пристрастий его самого или руководства [31, с. 131].

В ходе психолого-педагогических исследований уточняется информация, необходимая для решения вышеуказанных проблем; разрабатывается методика сбора информации; собираются данные; анализируются результаты; обобщаются выводы и предоставляются рекомендации [7, с. 512].

Данные исследования включают в себя идентификацию, сбор, анализ, распространение и использование информации. Каждая стадия этого процесса очень важна. Исследователи идентифицируют или обозначают проблему или возможность психолого-педагогических исследований и затем определяют, какая информация необходима для их изучения [28, с. 182].

Поскольку каждая возможность преобразовывается затем в исследовательскую проблему, которая будет изучаться, термины проблема и возможность используются как равноценные [26, с. 131]. Затем определяются соответствующие источники информации и проводится оценка методов сбора данных по уровню их сложности и точности. Данные затем собираются с использованием наиболее подходящего метода; они анализируются, интерпретируются, по ним составляются выводы. И наконец, полученные результаты, выводы и рекомендации предоставляются в том виде, который позволяет использовать информацию в принятии решений и сразу же приступать к действию [19, с. 67].


3.2.Критерии оценки качественных исследований

Проблема валидности или качества качественных исследований в педагогике и психологии в некотором смысле может считаться разрешенной так как с постепенной институализацией качественных методов в институтах, университетах и созданием профессиональных сообществ были сформулированные экспертные критерии оценки работ качественного жанра. Заключен профессиональный консенсус о том, в чем специфика валидности качественных исследований, каким стандартам они должны соответствовать. Наиболее значимые критерии валидности анализируются в статье Мельниковой О.Т. и Хорошилова Д.А. «Современные критериальные системы валидности качественных исследований» [16, с. 47].

Критерии валидности научных работ, использующие качественные методы, являются неким итогом осмысления участниками семинара многолетней исследовательской и преподавательской практики и сопоставление этого опыта с лучшими западными образцами [11, с. 147].

Во введение формулируются:

  • Проблемы и актуальность выбранной темы;
  • Цели, задачи, объект, предмет исследования; в случае методологической квалификационной работы, в которой предусмотрена иллюстративная эмпирическая часть, необходимо четкое разведение методологических эмпирических целей, задач, объекта и предмета исследования [25, с. 102].
  • Обоснование выборки: размер выборке в качественном исследовании варьируется от единичного случая до серии интервью, фокус-групп, или подборки документов для анализа, но должен гарантировать получение устойчивых тенденций, должно быть аргументировано, что дальнейшее расширение выборки или объемов материала не приведет к принципиально новым результатам.
  • Гипотезы исследования: формулирование гипотезы имеет свою специфику в случае качественного исследования поискового тип, цель которых не проверка гипотез, а эмпирическое обобщение [19, с. 57].
  • Обзорное теоретический раздел квалификационной работы, в котором рассматриваются основные механизмы, феномены, явления, являющееся объектом и предметом исследования, включает:
  • Аналитический обзор исследования по заявленной предметной тематике;
  • Анализ методологических и методических подходов к теме исследования;
  • Резюме по теоретической, обзорно-аналитической части обоснование выбора построения стратегии собственного исследования [31, с. 124].
  • В эмпирической части квалификационной работы описывается дизайн и планирование качественного исследования, подробно представляется процедура исследование описывается его результаты и предполагается их теоретическое обсуждение.

В описании процедуры качественного исследования должны быть представлен [16, с. 48]:

  • Развернутое обоснование и описание выборки исследования;
  • Развернутое обоснование и подробное описание методов и процедуры сбора данных;
  • Описание формальных характеристик полученного материала (общее время собранных аудио и видео записей интервью, фокус-группы и др., количество транскриптор интервью, средний объем и др.)
  • Развернутое обоснование и подробное описание методов и процедуры анализа полученных данных [16, с. 48].

Результаты исследования представляются в работе в соответствии с правиласми, принятые в традиции выбранного и обоснованного для данного исследования метода: качественного контент-анализа или тематического анализа [21, с. 147];

  • Обоснованной теории;
  • Описательного или интерпретированного феноменологичского анализа;
  • Дискурс анализа;
  • Нарративного анализа и др. [23, с. 56]

Представление результата в рамках любого выбранного метода должно сопровождаться цитатами и эмпирическим материалом, подтверждающие анализ и заключения исследования. В текст исследования включается наиболее яркие и характерных иллюстрации.

Обсуждение результатов представляется в работе как описание, в рамках профессиональной терминологии, выделенных явлений и феноменов, их взаимосвязей и механизмов и т.д. И предлагается их интерпретация в дисциплинарном контексте психолого-педагогических концепций, заявленной в обзорно-теоретической части, а так же в контексте целей и задач исследования [11, с. 147].

В выводах должны быть представлены содержательные ответы на сформулированные задачи, или подтверждение или опровержение гипотезы.

В заключение подводиться общий итог исследования, включая эмпирическую и теоретическую части [25, с. 104].

Ввиду не полной представленности большей части традиций качественных исследований на русском языке обязательно включение в библиографию иностранных источников [19, с. 32].

В приложении по возможности должен быть представлен весь массив «сырых» материалов. В приложения должны быть включены фрагменты анализа эмпирического материала, позволяющие отследить применение исследователем заявленного метода анализа и правомерность сделанных им аналитических заключений.

Критерием валидности исследования являются:

  • Обоснованность актуальности темы;
  • Наличие рефлексивной экспликации исследователем собственных теоретических позиций и представлений об изученной теме, опыта работы в заявленной исследовательской сфере.
  • Обоснованность выбора качественного подхода к изучению данной проблемы;
  • Обоснование формирования выборки, метода сбора и обработки данных;
  • Систематическое отслеживание контекста и условий исследования;
  • Систематическое описание диалогических отношений с респондентами;
  • Богатство собранных данных, их релевантность исследовательской проблеме [11, с. 148].

На этапе анализа данных:

  • Аргументированность, логичность, связанность анализа;
  • Обоснование четких взаимосвязей между аналитическими умозаключениями и конкретными данными;
  • Разделение фактических данных, описаний, смысловых обощений, теоретических интерпретация данных;
  • Стилистическая, риторическая, дискурсивная грамотность анализа;
  • Прозрачность и выразительность данных [19, с. 45].

На этапе интерпретация данных:

  • Экспликация связей используемых в теоретической интерпретации категорий с поставленными задачами исследования и сырыми данными;
  • Представленость в отчете авторской рефлексивной позиции;
  • Социальная полезность критический потенциал анализа;
  • Новизна предлагаемых интепретаций;
  • Возможность вывести обобщений и экстраполяции результатов [30, с. 428].

Рекомендуемыми стратегиями валидизации являются:

  • Триангуляция (теоретическая, экспертная, методологическая, триангуляция данных);
  • Анализ негативных, отклоняющихся случаев;
  • В некоторых исследованиях обсуждение данных с респондентами.
  • Должны быть отрефлексированны этические проблемы, связанные с процедурой проведения исследования и обнародование результатов [16, с. 49].

3.3.Способы интеграции качественных методов

Выделяются основные две модели интеграции исследовательских методов.

Классическая фазовая модель интеграции количественного и качественного методов была представлена в 50-е годы в работе А. Бартона и П. Лазарсфельда [13, с. 126]. Авторы предложили применять качественные методы исследования для разработки и формулирования гипотез, которые затем должны быть проверены с помощью количественных методов. Другими словами, эта модель представляет собой расширенный вариант пилотного исследования. По мнению авторов, такое комбинирование методов позволит взаимно компенсировать их слабые стороны. Преимущество качественного метода виделось в его способности подчеркнуть актуальность объектов рассмотрения и побудить к новому освещению проблемы, поскольку именно качественные методы позволяют порой сделать удивительные наблюдения [31, с. 87].

Согласно концепции «фазовой модели», качественные методы занимают более чем маргинальное место в исследовательском процессе: их значение видится лишь в том, чтобы поставлять исследователю гипотезы, которые не могут быть определены иным способом [11, с. 145]. По мнению К. Поппера, «не существует логического, рационально воссоздаваемого метода по открытию нового», так как «каждое открытие ... представляет собой творческую интуицию» [2, с.11].