Файл: управление запасами предприятия (ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оценка состояния материально-технических ресурсов внедрение системы управлениями ими имеет большое значение для формирования полной и достоверной бухгалтерской информации о наличии, движении и оценке запасов в компании, а также четкой организации внутреннего контроля за их хранение, и использовать в производстве.

Предприятие немыслимо без использования товарно-материальных запасов в своей деятельности. Они являются одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих устойчивость и непрерывность бизнеса. От качества и оптимальности их структуры, достаточности, необходимости и своевременности их поставок во многом зависят результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Актуальность темы состоит в том, что в связи с вышеуказанным всесторонний анализ запасов материально-технических ресурсов имеет большое значение для эффективного финансового управления предприятием. В этом кроется суть реализации различных программ управления издержками для максимизации прибыли предприятия.

Целью работы является закрепление знаний, полученных в учебном процессе, получение профессиональных умений и навыков по анализу запасов материально-технических ресурсов на предприятии и разработка рекомендаций по повышению эффективности их использования, а также сбор исходных данных для дипломного проектирования.

Для достижения цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с предприятием, его структурой и видами деятельности;

- дать экономическую характеристику предприятия;

- оценить состояние запасов МТР ООО «ЛТранс»;

- предложить направления совершенствования системы управления запасами МТР в ООО «ЛТранс».

Объектом исследования является ООО «ЛТранс».

Предметом исследования является системы управления запасами МТР. Предмет ограничивается рамками хозяйствующего субъекта.

В процессе выполнения применялись общенаучные методы и приемы: группировка, прогнозирование, функциональный, средних величин, что позволило получить достоверные сведения и наиболее полно организовать научный поиск для достижения поставленной цели и решения задач.

Информационная база - законодательные и нормативные акты Российской Федерации, отчетность предприятия, учебная литература. Применены следующие методы исследования - изучение литературы; наблюдение, беседа, анализ.


ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО_ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятие является обществом с ограниченной ответственностью. Основной вид деятельности ООО «ЭЛТРАНС» - производство широкого ассортимента распределительных и транспортирующих компонентов для модульных систем малой вентиляции. Выпускаемые изделия легко собираются в системы, которые обеспечат необходимый приток воздуха и позволят повысить уровень комфортности помещения.

Безопасность продукции подтверждена Испытательным Центром ГУ НИИ медицины труда РАМН. Все изделия имеют санитарно-эпидемиологические заключения, выданные Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Продукция не подлежит обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Все используемые материалы пригодны для вторичной переработки.

География продаж простирается по всей территории России: от Калининграда до Южно-Сахалинска и от Мурманска до Нальчика; это 55 регионов России (включая Москву и Санкт-Петербург) и более 150 постоянно работающих клиентов.

Предприятие отгружает свою продукцию с центрального склада (г.Москва), со склада филиала (г.Рязань) и со склада филиала (г. Санкт - Петербург).

Перспективные цели компании на три года.

1. Достичь утвержденных целевых показателей занимаемой доли рынков на территории РФ или объемов продаж (производства).

2. Сформировать сеть продаж на территории ближнего зарубежья.

3. Освоить новые рынки.

Реализация этих целей обеспечит решение следующих стратегических задач:

- расширение активности на существующих рынках и расширение их географических границ с целью охвата своими товарами новых групп потребителей;

- разработка и производство необходимых потребителю качественных товаров, отвечающих современным требованиям надзирательных органов, общемировым стандартам и ожиданиям самых разборчивых потребителей с четкими отличительными свойствами от товаров основных конкурентов;

- качественное обслуживание клиентов, быстрая реакция менеджмента на изменения.

Показатели эффективности деятельности и целевые показатели на 2016-18 годы приведены в таблице.

Таблица 1

Показатели деятельности предприятия

Контрольный показатель

Ед.

изм.

9 мес.

2016

План 2017

План 2018

Общие показатели

1

Выручка от реализации (без налогов)

руб.

109 780 805

222 294 881

302 795 563

2

Чистая прибыль, руб.

6 397 015

6 088 951

25 985 555

3

Рентабельность продаж

%

5,8%

2,7%

8,6%

4

Фондорентабельность

%

21,3%

16,3%

66,7%

5

Рентабельность персонала

руб./чел.

26 878

21 592

83 021

6

Отношение средней ЗП по предприятию к средней ЗП по Рязанской области

раз

1,32

7

Чистые активы

руб.

98 158 216

92 893 202

106499420

8

Коэффициент текущей ликвидности

раз

2,31

3,14

2,53

9

Коэффициент абсолютной ликвидности

раз

0,04

0,059

0,10

10

Коэффициент автономии

0,68

0,56

0,69

11

Рентабельность инвестированного капитала(ROIC)

%

5,6%

4,2%

19,5%

12

Доля новых товаров в продажах

%

16,1%

28,8%

13

Доля прибыли новых товаров

%

24,3%

37,6%


В течение 2012-2016 годах наблюдается постоянный рост общих отгрузок. В 2013 году наблюдался прирост 36,7%, в 2014 – 5,8%, 2015 – 16,6%, в 2016 на 9,1%. Себестоимость проданных товаров увеличилась на 16,4%, за счет санкций и перехода на новых поставщиков, изменения каналов логистики, внедрения новых продуктов.

Около 80 % продаж по России и по общей отгрузке в течении 5 лет сосредоточено где-то в 20% регионов. Лидирующим регионом в течение 2012-2016 гг. остается Московская область, в которую отгрузки идут с большим отрывом даже от продаж в Ленинградскую область (диаграмма ниже). Наблюдается хороший рост по Новосибирской области, небольшой по Воронежской, снижение по Самарской, Кроме того, к лидирующим регионам относится и Рязанская область.

Диаграмма 1. Динамика продаж за 5 лет

Анализ продаж за 5 лет показал, что объем отгрузок постоянно растет. Основной товарной группой остаются воздухораспределители. Тем не менее их доля в общем объеме продаж снижается с 66,28% в 2014 году до 47,87% в 2015. Кроме того, виден сильный рост по группе пластиковые каналы с 6,54% в 2014 до 25,15% в 2015 году.

Применяемая ценовая политика основана на анализе рыночных факторов:

- воспринимаемая покупателем ценность товара;

- уровень цен на аналогичную продукцию конкурентов;

- баланс спроса и предложения.

Ценовая политика реализуется через прайс-лист предприятия.

Динамика рентабельности производства за 2012-2015 гг. представлена на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Динамика рентабельности производства

Основные причины снижения рентабельности заключаются в наращивании объемов производства за счет новой продукции, большие расходы на НИОКР, ухудшение структуры производимой продукции, а именно сокращение доли продаж высокорентабельных продуктов (с высокой удельной маржинальной прибылью), опережающий рост цен на закупаемое сырье по сравнению с ростом цен на продукцию, переход на новых поставщиков в связи с санкциями к российскому бизнесу за рубежом.

В 2015г. распределение прибыли было осуществлено на инвестиционную деятельность, а также на выплату дивидендов участникам общества.

Реализована линейная схема управления (приложение 1). Имеются следующие отделы:

- сбыта,

- разработок,

- производственный,

- отдел закупок.

Аппарат управления состоит из таких отделов:

- экономического,

- административного,


- отдела кадров и бухгалтерии.

Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение. Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Отдел материально-технического снабжения состоит из двух специалистов: начальника отдела и специалиста по снабжению, которые занимаются:

- изучением внешней и внутренней среды предприятия;

- определением потребности во всех видах материальных ресурсов;

- изучением потенциальных поставщиков сырья и материалов;

- заключением договоров на поставку;

-обеспечением цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

- контролем использования материальных ресурсов.

На предприятии имеется склад сырья и материалов с кладовщиками и грузчиками.

Среднесписочная численность персонала на 01.01.2016г. 229 человек.

Выводы по первой главе:

Общей стратегией является обеспечение клиентов во всем мире наилучшими техническими решениями для создания комфортной (воздушной) среды в помещениях. Круг запросов клиентов очень широк и год от года становится все шире. Принимая это во внимание, постоянно осуществляются конструкторские изыскания, направленные на создание новой продукции с уникальными свойствами, призванными максимально удовлетворить запросам потребителя.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ В ООО ООО «ЭЛТРАНС»

В организационной структуре предприятия есть служба управления производственными запасами, состоящая из службы снабжения, складов, службы сбыта, службы логистики.

Достоинствами структуры являются:

- функциональная компетентность руководителей;

- устранение дублирования усилий и ресурсов;

- улучшение координации функциональных областей;

- высокая эффективность с небольшим разнообразием МТР и рынков;

- максимальная адаптация к диверсификации производства;

- формализация и стандартизация процессов;

- высокий уровень использования производственных мощностей;


- улучшение контроля деятельности каждого отдела и исполнителя.

Как и любая система, помимо преимуществ этой структуры в ней есть недостатки:

- ответственность за общую производительность предприятия только на самом высоком уровне;

- кросс-функциональные проблемы координации;

- чрезмерная централизация ответственности за показатели прибыли лежит на директоре, нет декомпозиции ответственности;

- увеличение времени принятия решений из-за необходимости постоянной координации действий;

- слабая реакция всего блока управления запасами МТР на изменения рынка;

- подавление инициатив предпринимательства и инновационной деятельности;

- структура гибка в эксплуатации и порой пренебрегает рядов принципов и правил.

МТР закупаются при помощи тендеров. Площадками для всех аукционов и торгов, направленных на закупку материально-технических ресурсов, служат либо основной сайт компании, либо торговая площадка Сбербанка.

Все поставщики предприятия выбираются либо на основании запроса цен, либо на основании запроса предложений. Процесс выбора контрагента на основании проведении процедуры запроса цен происходит в несколько этапов. Система закупок МТР позволяет автоматизировать процесс заключения договоров и согласования условий оптимальной доставки, исключить человеческий фактор, в целях обеспечения прозрачности и получения МТР максимально возможного качества по самой низкой возможной цене.

На основе бухгалтерского баланса за 2012-2015 годы была составлена таблица объема товарно-материальных запасов.

Таблица 6

Динамика уровня запасов

Показатель

01.01.12

01.01.13

01.01.14

01.01.15

Сырье и материалы

2493123

2832233

3210022

3662232

Затраты в незавершенном производстве

1003223

732933

832228

922773

Из приведённой таблицы видно, что с 2012 года запасы материально-технических ресурсов предприятия увеличились. Объем запасов увеличился. На основе бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках за 2012-2015 годы, был произведен расчет оборачиваемости запасов сырья и материалов. Коэффициент оборачиваемости запасов – финансовый показатель (отношение годовой выручки к среднегодовой стоимости запасов).

Оборачиваемость составила 48 дней. Коэффициент оборачиваемости 7,2.