Файл: «Политика дерегулирования рынков в разных странах».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения
предписаний. Так, на основании признания ОАО «Аэрофлот» нарушившим
антимонопольное законодательство было принято решение о выдачи ему
предписания № 55 05 об устранении в срок до 01.03.2014 нарушения п. 6 ч. 1
ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» [27], выразившееся в экономически необоснованном установлении различных цен на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом на
авиалинии г. Ростов-на-Дону — г. Москва — г. Ростов-на-Дону;

- выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В
соответствии с данным полномочием 02.04.2014 ОАО «Авиакомпания
ЮТэйр» было направленно предупреждение о прекращении действий (бездействия) которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании тарифов без учета динамики изменения потребительского спроса по мере приближения к дате вылета. Данными действиями ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» нарушает п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего. Фас России на основании ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупредило ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» о необходимости прекращения нарушений антимонопольного законодательства;

- осуществление иных полномочий, которые совместно с вышеуказанными формируют и регулируют конкурентную среду на рынке авиаперевозок
в Российской Федерации.

На формирование конкурентной среды оказывают воздействие не только Федеральная антимонопольная служба, но и другие органы государства, в
том числе Правительство Российской Федерации. 28 декабря 2012 г. Правительством Российской Федерации было издано Распоряжение № 2579-р «Об
утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»[28]. В данном документе содержался план мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках, в том числе на рынке авиаперевозок. В соответствии с ним объем внутренних межрегиональных авиаперевозок к 2018 г. должен возрасти с 4,53 до 6,53 млн. пассажиров.

Для формирования конкурентной среды на рынке авиаперевозок до
2018 г. в соответствии с вышеуказанным планом мероприятий будут применяться такие способы и методы как:

- повышение коэффициента авиационной подвижности, который на
момент издания документа составлял 0,51. Постепенно возрастая, к 2018 г.
он должен составить 0,9;


- рост объема внутренних межрегиональных перевозок, который за
указанный период должен был повыситься почти в два раза — с 7,28 до 13,79;

- увеличение количества соглашений о воздушных сообщениях, в которых сняты или смягчены ограничения по числу перевозчиков, установленным маршрутам, частотам, тарифам. Данный показатель должен возрасти с
51 до 75;

- создание и постепенный рост количества низкотарифных авиаперевозчиков. Стимулирование развития низкотарифных авиаперевозчиков может происходить разными методами, в том числе предоставлением авиакомпаниям возможности отказаться от включения в тариф услуг по предоставлению питания и напитков в полете;

- увеличение количества альтернативных поставщиков отдельных видов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в крупных аэропортах (с численностью пассажиропотока не менее 1 млн. человек). Почти полное отсутствие конкуренции в сфере наземного обслуживания в аэропортах является весомой причиной для беспокойства. Зачастую отсутствие альтернативных операторов, которые бы занимались организацией бортового питания, обработкой багажа приводит к монополизации данной сферы;

- повышение авиационных маршрутов с частотой перелетов не менее 2 рейсов в неделю.

Выводы.

Конкуренция на Российском рынке авиаперевозок развита слабо, существуют компании, которые занимают на указанном рынке доминирующее положение («Аэрофлот», «Авиакомпания ЮТэйр», «Авиакомпания «Сибирь»). Рынок авиаперевозок в Российской Федерации достаточно широк, однако основную массу составляют перевозчики со слабой материальной базой и низкими финансовыми возможностями.

Формирование конкурентной среды в данной сфере является важным
направлением конкурентной политики государства. Последовательные меры по формированию конкурентного рынка позволят достичь целевых показателей «дорожной карты» в части развития конкуренции в сфере гражданской
авиации.

Заключение

Во многих странах разрастание бюрократии и административных барьеров, рост расходов бюджета на государственное управление становятся импульсом к дерегулированию.

Рациональное дерегулирование может идти в двух направлениях. Первое - сокращение избыточных регуляторных функций государства (то есть функций, не обусловленных провалами рынка, возникшими в результате захвата регулятора) и соответствующих регуляторов. Такой путь отчасти реализован в рамках российской административной реформы. Второе - улучшение рынка путем минимизации его изъянов.


Совершенствованию рынка способствует его демонополизация.

Анализ международного и российского опыта показывает, что на сегодняшний день в мировой практике сложились три основные модели функционирования рынка пассажирских авиаперевозок: патерналистская, либеральная и смешанная. В целом наблюдается четкая общемировая тенденция по либерализации и дерегулированию рынка авиаперевозок.

В рамках патерналистской модели национальный перевозчик или большинство крупных авиакомпаний контролируются государством и имеют
преференции в сравнении с остальными авиакомпаниями страны. Несмотря на относительно высокую концентрацию на рынке, уровень развития крупнейших государственных авиакомпаний достаточно высок. Национальный перевозчик контролирует свыше 60-70% рынка, при этом частные авиакомпании выполняют небольшой объем перевозок. При наличии последовательно проводимой политики и крупномасштабных государственных инвестиций данная модель может быть эффективной и способствовать значительному росту пассажиропотока.

Действуя по либеральной модели, государство обеспечивает свободную
конкуренцию, не предоставляет особых преференций и не вмешивается в хозяйственную деятельность национального перевозчика и крупных авиакомпаний. Для данной модели характерен более низкий уровень концентрации рынка, который поделен между несколькими крупными авиакомпаниями с сопоставимыми объемами перевозок. Как правило, значительно развита бюджетная авиация.

Смешанная модель возникает при переходе от строго государственного
регулирования гражданской авиации к достижению принципов рыночной конкуренции. Данная модель, как правило, дает наихудшие результаты. Непоследовательность государственной политики в отрасли ведет к нарушению конкурентных механизмов, неэффективности государственных авиакомпаний, а также к ухудшению ситуации на внутреннем рынке и снижению темпов роста перевозок.

Наиболее эффективным вариантом развития авиаперевозок в России является логическое завершение начатых процессов дерегулирования рынка,
обеспечение свободной и справедливой конкуренции авиаперевозчиков. На наш взгляд, реализация либеральной модели позволит повысить эффективность отечественных авиаперевозчиков и обеспечить их конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом рынке, что крайне важно в условиях неизбежной либерализации глобального авиарынка.

Конкуренция на Российском рынке авиаперевозок развита слабо, существуют компании, которые занимают на указанном рынке доминирующее положение («Аэрофлот», «Авиакомпания ЮТэйр», «Авиакомпания «Сибирь»). Рынок авиаперевозок в Российской Федерации достаточно широк, однако основную массу составляют перевозчики со слабой материальной базой и низкими финансовыми возможностями.


Формирование конкурентной среды в данной сфере является важным
направлением конкурентной политики государства. Последовательные меры по формированию конкурентного рынка позволят достичь целевых показателей «дорожной карты» в части развития конкуренции в сфере гражданской
авиации.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2012 г. (с изм. и доп.) №135-ФЗ «О защите конкуренцию»
  2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 01.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р (ред. от 28.10.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р и от 17.12.2010 № 2295-р».
  4. Барбер М. Три парадигмы реформы сектора государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2011. – № 2. – С. 74–86.
  5. Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики: учебник. — М.: Экономика. 2013.
  6. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учеб. пособие. - М., 2012.
  7. Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности. – М.: Мысль, 2013.
  8. Стиглиц Д. Крутое пике. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. – М.: Эксмо, 2011.
  9. Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики.  – М.: Проспект, 2016.
  10. Усик Н.И. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика // Теоретическая экономика. 2012. №4. С. 33-42.
  11. Ушакова О.А. Критерии управления устойчивым развитием в условиях модернизации экономики: монография / О.А.Ушакова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2011.
  12. Международная организация гражданской авиации. URL: www.icao.int.
  13. The World Bank. Air transport, passengers carried. URL: data.worldbank.org/indicator/ IS.AIR.PSGR
  14. Research and Innovative Technology Administration. Bureau of Transportation Statistics. URL: www.transtats.bts.gov

Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта.


Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта.

Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта.