Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. [8] Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.[9]

Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.[11]

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку.

Таким образом, франшиза — это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзора.

Существуют три основных вида франчайзинга.

  • Товарный франчайзинг. Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В этом случае франчайзором являются производители, продающий законченный продукт или полуфабрикат. Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. Франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.[12]
  • Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления определенного продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления. Выше говорилось про компании по производству безалкогольных напитков Кока-кола, Пепси, Севен-Ап. [13]

В данном случае маленькая фирма включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности.

  • Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.[12] Данный вид - франчайзинг на вид деятельности. Малое предприятие полностью включается в производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Получается, что ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора. Это может быть прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы. Крупная корпорация предъявляет равные требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивает обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги.

В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

    • франшиза-рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя.[16]
    • франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;[12]
    • инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.[13]

Наиболее яркий пример делового франчайзинга - это сеть франчайзинговой системы МакДональдс. На сегодняшний день она активно развивается.

Из классического варианта франчайзинга следует выделить несколько, пользующихся популярностью. Региональный франчайзинг, суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг.

Отметим также несколько понятий.

Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель работает не с отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

Так же отметим, что франчайзинговые системы могут объединять:

    • производителя с производителем;
    • производителя с оптовым торговцем;
    • производителя с розничным торговцем;
    • оптового торговца с оптовым торговцем;
    • оптового торговца с розничным торговцем;
    • розничного торговца с розничным торговцем;
    • предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.[9]

Вывод. Франчайзинг относится к вертикальным ограничениям. Он используется в различных видах бизнеса. Основные участники – это франчайзер и франчайзи. Их деятельность регулируется франчайзинговым договором. Франчайзинг выгоден обеим сторонам взаимодействия.

Глава 2. Франчайзинг в России в сфере общественного питания

На сегодняшний день можно говорить о распространении франчайзинга в сфере общественного питания.


В России 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют франчайзинг как способ развития сети своих заведений.

Существует особенное отношение в франшизе в России. Российские компании не хотят рисковать своим делом. В договорах франчайзинга можно увидеть множество жестких норм, которые делают франчайзи не партнером, а зависимым лицом. Таким образом отношения между партнерами уходят в вертикальную плоскость. Это происходит еще и потому, что франчайзи не соблюдают оговоренных норм и правил. А иногда даже становятся конкурентами франчайзору. Очень актуальной для российского франчайзинга продолжает оставаться тема контроля над франчайзи.[15]

В России также распространена коммерческая концессия, близкая к зарубежной франшизе. Ее, например, использует компания «Сабвей».

Особенность такого договора:

  • требование о двойной регистрации договора,
  • субсидиарная ил солидарная ответственность правообладателя по требованиям к качеству товаров и услуг
  • безусловная возможность расторжения бессрочного договора без объяснения причин
  • право пользователя в срочном договоре заключить договор на новый срок на тех же условиях,
  • ничтожность всего договора полностью при отсутствии регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и др.[18]

Например, компания «Рестостар», региональный франчайзор в сфере общественного питания, передает единым договором коммерческой концессии право использования фирменного наименования, товарного знака, и предоставляет охраняемую коммерческую информацию о методике ведения бизнеса под своей маркой.[18]

Иностранные компании работают в России по двухуровневой системе. Они предоставляют одному «Мастер-франшизу» по коммерческой концессии, а другим предпринимателям на территории РФ уже по договорам коммерческой субконцессии. [14]Так делает,например, «Сбарро». Мастер-франшиза у российской компании «Бразерс и компания». Или «Сабвей», ведущая дела в России через «Subway Russia Franchising Company, LLC».

Компания «Ростикс Групп» выделяют из своего договора коммерческой концессии лицензионный договор.

Исключительно лицензионным договором пользуются только компании, занимающиеся «брендингом» в сфере общественного питания, при котором не происходит клонирования бизнеса.[16] Партнер получает только право пользования товарным знаком по лицензионному договору, налаженную систему поставок сырья и одинаковое оборудование.


Тема взаимоотношений франчайзоров и франчайзи с государством продолжает оставаться актуальной для России.

Наиболее популярные франшизы быстрого питания на сегодняшний день, по материалам сайта franshiza.ru это KFC, Хлеб из тандыра, Стардогс.

Рассмотрим историю и основные франшизные предложения наиболее популярных точек общественного питания.

KFC (англ. Kentucky Fried Chicken).

Рисунок 1. Фирменный знак KFC

Это всемирноизвестная сеть ресторанов быстрого обслуживания, специализирующаяся на блюдах из свежего охлажденного куриного мяса. Бренд KFC был основан владельцем придорожного кафе Харландом Сандерсом в 1952 г. в Америке. Сеть KFC принадлежит крупнейшей ресторанной компании в мире YUM! Brands.

В июне 2005г. KFC появился в России: YUM! Brands и Ростикс-Групп создали альянс. Как самостоятельный бренд в России – с сентября 2011г.

Франшизные предложения:[19]

Первоначальный взнос – 47 700 $

Инвестиции – от 700 000 $

Роялти – 11% от оборота ежемесячно, отчисления в маркетинговый фонд 4%

В политику франчайзера входит достаточно тщательный отбор будущих партнеров по бизнесу. К предпринимателям предъявляются высокие требования навыков управления, мотивации сотрудников, а так же личной заинтересованности процессом обслуживания клиентов, и опыт управленческой работы непосредственно в заведениях быстрого обслуживания. Так же франчайзер обращает внимание на личные качества характера бизнесмена, давая комплексную оценку его личности. Разумеется, франшиза KFC так же предполагает широкий ряд преимуществ, среди которых:[19]

  • Возможность купить франшизу KFC открывает доступ к наработанному многолетним опытом западному методу ведения маркетинга и рекламных кампаний, что будет несомненным плюсом для каждого стремящегося к развитию своего дела бизнесмену;
  • Бизнес модель, которая предоставляется каждому новому франчайзи сети КФС, включает эффективную систему оперативного управления, с которой каждое направление ваших дел пойдет в гору;
  • Работы, связанные со строительством и созданием дизайна будут вестись специалистами компании Yum!, владеющей данным брендом ресторанов;
  • Контакты будут налажены не только с поставщиками продуктов, но и с компаниями поставщиками сертифицированного оборудования, вписанного в договор лицензирования;
  • Регулярное централизованное обучение персонала, которое проводится по международным стандартам.

«МакДональдс»


Рисунок 2. Фирменный знак «МакДональдса»

Сеть заведений МакДональдс популярна в России с начала 90-х годов прошлого века. На сегодняшний день рестораны открыты во многих городах, и планируется дальнейшее расширение.

Франшиза от МакДональдс долгое время была недоступна для российских предпринимателей. Все рестораны открывались в стране непосредственно напрямую от фирмы. Это происходило от т ого, что владельцы ссылались на нестабильность в использовании торговых знаков.

Недавно владельцы популярной сети заговорили о возможности продажи франшиз.

. Основные требования, предъявляемые к франчайзи.[20]

  • Она доступна только для предпринимателей, обладающих солидным опытом бизнес-деятельности и крупными финансовыми активами.
  • Будущий кандидат должен иметь успешный карьерный опыт, обладать хорошими коммуникативными и управленческими навыками, лидерскими качествами и финансовой проницательностью;
  • Приветствуются разносторонние знания, как в области бизнеса в целом, так и в индустрии общественного питания, ресторанного дела;
  • Предпринимателю необходимо продемонстрировать опыт успешного управления предприятиями, способность разрабатывать и внедрять бизнес-план, грамотно управлять финансами и уметь развиваться совместно с компанией;
  • Идеальная кредитная история;
  • Кандидаты проходят многоэтапное собеседование с уполномоченными менеджерами, чтобы убедиться в заинтересованности обоюдного сотрудничества;
  • От франчайзи требуется пройти обучение в течение 9 месяцев, чтобы изучить все тонкости ресторанного бизнеса МакДональдс. За обучение вносится залог в размере 10 тыс. долларов, который полностью возвращается после его успешного завершения;
  • Бизнесмен подтверждает свою способность эффективно управлять и взаимодействовать с сотрудниками, мотивировать их и обеспечивать стандарты обслуживания;
  • «МакДональдс» требует от будущего франчайзи соблюдения политики компании, пропаганды активного и здорового образа жизни, участия в организации социально-ориентированных проектов в области здравоохранения, образования, культуры, спорта, защиты окружающей среды;
  • Предполагаемое помещение будущего ресторана (не менее 70 кв. м) должно располагаться в фасадной части здания, выходящего на основные магистрали и улицы, к станциям метро, пересечению пешеходных и транспортных потоков;

Высокая стоимость франшизы, куда входит: цена самой франшизы, затраты на обустройство помещения, приобретение оборудования и продуктов, обучение сотрудников, на деятельность ресторана в целом.