Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим структуру организационной культуры. Организационная культура обладает, как правило, трех уровневой структурой. В Приложении А изображена ее структура.

При этом первый уровень составляют видимые элементы культуры, такие как: архитектура, технология, организационная структура, система лидерства, способы отношений с внешней средой, культура поведения работников организации.

Второй уровень организационной культуры формируется из организационных ценностей и верований, разделяемых сотрудниками организации в соответствии с тем, насколько данные ценности и верования проявляются в видимых элементах культуры.

Третий уровень организационной культуры составляют базовые предложения, которые показывают, как работники организации воспринимают ближайшее окружение, что они думают, делают, чувствуют.

1.3 Факторы, воздействующие на создание, обслуживание и модификацию организационной культуры

Целеустремленное создание и модификация организационной культуры должно реализовываться, учитывая определенные факторы, которые оказывают на нее воздействие. При этом в самом совокупном виде они могут быть подразделены на две основополагающие группы такие как: факторы внешней среды и факторы внутренней среды [9, С. 97].

Внешние факторы представляют собой факторы внешней среды организации, на которые она не может оказывать воздействие, однако обязана учитывать в результате принятия решений. Внутренние факторы представляют собой факторы внутренней среды организации, которые она имеет возможность изменять и контролировать [1, С. 48].

При этом к внешним факторам можно отнести: общие экономические условия; национально-государственные особенности; этнические, социальные, расовые различия; отраслевые особенности и специфику деятельности организации; развитие предпринимательских сетей; господствующие в обществе ценности, традиции, культурные установки; цели, запросы и интересы потребителей.

Тем самым их главная задача заключается в своевременном и адекватном реагировании на изменяющиеся условия внешней среды.

К внутренним факторам относятся: миссия и цели организации; стратегия; организационная форма; тип системы управления; характер и содержание работ; квалификация, образование, общий уровень развития сотрудников; личность руководителя, лидеров; неформальные связи, коммуникации; принятые методы мотивации; классовый, этнический, национальный состав сотрудников.


Тем не менее, за регулирование воздействия внутренних факторов несут ответственность разнообразные подразделения и службы организации. Наряду с этим организационная культура выступает отображением объективных процессов, которые происходят в организации, и тем самым может создаваться стихийно, неподвластно определенным подразделениям и службам.

Тем самым их модификация вызывает изменения и организационной культуры. Однако в рамках по отдельности взятой организации нельзя воздействовать на внешние факторы, а возможно лишь принимать их во внимание и учитывать, таким образом, в результате управления созданием и модификацией организационной культуры основополагающими факторами выступают внутренние факторы, потому как они наиболее поддаются воздействию. В результате существуют три основные группы внутренних факторов таких как: общеорганизационные факторы, факторы управления и факторы, связанные с персоналом. Их характеристика представлена в таблице 1 немного ниже.

Таким образом, анализ и учет данных факторов требуется для того, чтобы процесс управления организационной культурой был объективным.

Итак, стабильные изменения во внешней среде, а также усложнения как в производственной, так и коммерческой деятельности организаций, усиление значимости фактора времени, расширение пространства компании и повышение объемов и скорости приобретения информации и новых знаний увеличивают значение внутренних источников экономического роста, которые способны предоставить прирост производства, к числу которых относится организационная культура. При этом она дает возможность организации сформировать гибкую, адаптивную и тем самым эффективную систему производства, потому как именно она устанавливает, как, каким образом и с какими затратами достигаются результаты ее деятельности, определяя изменение соотношения между объемом производства и измеряемыми затратами [2, С. 78].

Однако организационная культура, как система взаимосвязанных элементов, находится в основании управления трудовыми ресурсами, материалами, капиталом и информацией, надлежащим образом, организационная культура, ориентирована на инновации определяет функционирование организации как результативной системы в целом. При этом совокупность всех критериев эффективности организации, к которым она стремится, а именно таким как: продуктивность, качество, гибкость, инновационность, конкурентоспособность, результативность, удовлетворенность, выживание, развитие – должны быть отображены как в ценностях, так и в нормах, стандартах, принципах и иных основных элементах организационной культуры в целом.


Таблица 1 - Факторы, воздействующие на организационную культуру организации

Внутренние факторы

Внешние факторы

Общеорганизационные факторы:

  1. • История, собственность и размер компании
  2. • Цели и задачи компании
  3. • Стратегия
  4. • Структура компании
  5. • Уровень научно-технического развития компании
  6. • Характер и содержание работы компании
  7. • Быстрый рост компании, переход от семейного бизнеса к профессиональному управлению
  8. • Внутренний и внешний дизайн помещений компании

Факторы управления:

  1. • Политика компании в области инноваций
  2. • Средства и методы, используемые для достижения целей
  3. • Контроль и установление критериев измерения достигнутых результатов
  4. • Система мотивации персонала
  5. • Создание творческой атмосферы в коллективе
  6. • Личность руководителя, его имидж
  7. • Стиль руководства
  8. • Цели и ценности высшего руководства компании, его отношение к работе и тип реакции на критические ситуации.
  9. • Власть, статус и установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти, определение и распределение статусов в компании

Факторы, связанные с персоналом:

  1. • Формальные методы и системы коммуникаций, общий язык сотрудников и организационные процессы
  2. • Квалификация, образование и общий уровень развития персонала
  3. • Характер и содержание работы
  4. • Границы социальных групп и критерии вхождения и выхода из этих групп
  5. • Личные взгляды всех членов компании
  6. • Локальные культуры подразделений компании
  1. • Национальные особенности (традиции, культура и т.д.)
  2. • Общие экономические условия
  3. • Степень интегрированности страны в мировую систему экономики и культурных отношений, мировая конкуренция
  4. • Классовые, этнические, расовые различия, специфика национальной культуры;
  5. • Деловая среда в целом и в конкретной отрасли
  6. • Уровень научно-технического развития отрасли
  7. • Уровень правового развития общества, в т.ч. правовая защищенность граждан и трудовое законодательство;
  8. • Информационный уровень развития общества в целом
  9. • Государственная политика в области инноваций
  10. • Этические и моральные нормы и ценности, превалирующие в обществе ( в т.ч. отношение к труду и работнику, религию)
  11. • Идеология и религия. Определение значения вещей, не поддающихся объяснению и неподвластных контролю со стороны компании, вера как средство снятия стресса.

Из всего выше сказанного, можно сформулировать вывод о том, что это конечно же не полный перечень факторов, которые создают организационную культуру, но все же он доставляет общее изображение о роли менеджмента в ее формировании, а также о том, что организационная культура – это функция целеустремленных управленческих действий высшего руководства любой организации.

Итак, устанавливающее воздействие на организационную культуру оказывают действия высших руководителей. При этом их поведение, их нормы, правила, и самое главное - организационные ресурсы, которые ориентированы на их осуществление и установление в сознании членов организации, выступают главнейшими направлениями поведения работников, которые часто служат наиболее важным фактором организации поведения, чем установленные правила и требования.

Глава 2.Анализ организационной структуры на примере

ОАО "Коммунэнерго"

2.1 Общие сведения о предприятии ОАО "Коммунэнерго"

ОАО "Коммунэнерго" обеспечивает передачу электроэнергии потребителям и обслуживает линии наружного освещения в 43 населенных пунктах Кировской области, а в 8 районах вырабатывает и реализует населению и предприятиям тепловую энергию. На балансе предприятия - 1240 трансформаторных подстанции, 3437 км воздушных и 615 км кабельных линий электропередачи, 86 котельных. Подразделения компании работают во всех районах Кировской области.

Открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (в дальнейшем именуемое "Общество") учреждено решением Комитета по управлению имуществом Кировской области от 12.05.94 г. № 402 в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и зарегистрировано 13.05.94 г. № 827 Администрацией Ленинского района г. Кирова. В 2004 году Общество прошло повторную перерегистрацию в Министерстве РФ по налогам и сборам.

Общество является правопреемником государственного областного производственного энергетического предприятия ОАО "Коммунэнерго". Правовое положение Общества, порядок его реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности акционеров определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", иными правовыми актами РФ, а также Уставом.

Полное наименование Общества: Открытое акционерное общество "Коммунэнерго".

Юридический адрес Общества: Российская Федерация, 610035, г. Киров, пр. Солнечный, д.4.


Общество является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащее его полное фирменное наименование и указание на место его нахождения, расчетные, валютные и банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием. Общество является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основная деятельность Общества относится к энергетической отрасли. По электрическим сетям, находящихся на балансе Общества электрическая энергия от ОАО "Кировэнерго" (входящего в систему ОАО РАО "ЕЭС России") поступает к потребителям. На котельных, принадлежащих Обществу, вырабатывается тепловая энергия. Далее по тепловым сетям ОАО "Коммунэнерго" энергия поступает к потребителям.

Основными целями ОАО "Коммунэнерго" являются:

1) извлечение прибыли, планомерно увеличивать стоимость компании,

2) сохранить достигнутые в течение последних лет результаты энергосбытовой и теплосетевой деятельности (уровня собираемости платежей, количества потребителей, рентабельности ЭСД).

Главными задачами работы ОАО "Коммунэнерго" являются повышение надёжности электро - и теплоснабжения потребителей при строгом соответствии нормам уровня качества, снижение потерь до нормативных значений, борьба с хищениями электроэнергии.

В состав Общества входят 16 филиалов - предприятия электрических, котельных и тепловых сетей, мастерские участки, не являющиеся юридическими лицами, обслуживающих 43 населенных пункта Кировской области. Деятельность филиалов Общества осуществляется на основании Положений о филиалах, утвержденных на заседании Совета директоров Общества 03.12.2014 г.

В г. Кирове расположены центральные отделы и службы, строительный участок, цех металлообработки.

В структуру абонентов ОАО "Коммунэнерго" входят следующие группы потребителей:

ЖКХ (Управляющие компании) - население, проживающее в муниципальном жилищном фонде;

прочие - предприятия, небольшие фирмы и частные предприниматели (магазины, офисы, парикмахерские, агрофирмы, узлы связи, сберкассы и др.);

бюджетные учреждения всех уровней бюджета;

бытовые абоненты;

граждане, выбравшие непосредственную форму управления жилыми домами;

жилищные кооперативы.

В соответствии с Уставом основными видами деятельности ОАО "Коммунэнерго" являются: