Файл: Аттестация кадров и её процедура в образовательном учреждении (Роль аттестации в образовательном учреждении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно в таком случае соблюсти зависимость размера стимулирующей части фонда оплаты труда от результатов деятельности педагогического работника (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Направления для разработки показателей эффективности педагогических работников

№ п/п

Направления

Дошкольное образование

Общее образование

Начальное и среднее проф. образование

2. Для педагогических работников

1.

Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты, др.)

+

+

+

2.

Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся

+

+

+

3.

Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации)

+

+

4.

Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся

+

+

+

5.

Участие и результаты участия учеников на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др.

+

6.

Участие в коллективных педагогических проектах («команда вокруг класса», интегрированные курсы, «виртуальный класс», др.)

+

+

7.

Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы

+

+

+

8.

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

+

+

+

9.

Работа с детьми из социально неблагополучных семей

+

+

+

10.

Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.)

+

+

+

Таким образом, вводимые эффективные контракты, потребуют от руководства муниципальных учреждений изменения подходов к оценочным процедурам, тщательного отбора критериев и показателей эффективности, в соответствии с которыми будут оценены уровни компетенций, присущих руководящим работникам учреждения. Это обуславливает необходимость изменения вышеописанной модели аттестации и разработки новой, ориентированной на перспективу. При разработке контрактов, законодатель рекомендует в обязательном порядке указывать трудовую функцию работника, срок действия договора, условия оплаты труда, режим рабочего времени, компенсации, характер работы, условия труда и условия обязательного социального страхования. По усмотрению руководителя, трудовой договор, может содержать дополнительные условия в сфере прав и обязанностей сторон. Важно, чтобы эти дополнительные условия не ухудшали положение работника по сравнению с законодательными нормами.


Итак, в данной части исследования выявлены нормативно-правовые особенности аттестации работников образовательных учреждений, проведен теоретический анализ подходов к аттестации работников организаций и учреждений, предложены возможные направления повышения эффективности аттестации работников образовательных учреждений, в частности, образовательных, в свете перехода на образовательные стандарты и необходимости перевода работников муниципальных образовательных учреждений на эффективный контракт.

2.АНАЛИЗ АТТЕСТАЦИИ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Анализ системы аттестации работников

В Положении определен порядок проведения аттестации, прописаны цели и задачи этого процесса.

Основные задачи аттестации представлены на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Основные задачи аттестации работников

Аттестация работников исследуемого объекта осуществляется в соответствии с п.2 ст. 49 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О муниципальной службе», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Трудовым кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

В положении указывается, какие категории работников не подлежат аттестации. Это, например, работники с квалификационной категорией, проработавшие в колледже менее 2-х лет, беременные женщины и находящиеся в отпуске по беременности и родам, заболевшие работники и отсутствовавшие по этой причине более 4-х месяцев на рабочем месте.

Основываясь на принципах коллегиальности, гласности, открытости, недопущения дискриминации, аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет в отношении работников, не имеющих квалификационных категорий.

В п.2 Положения описана процедура формирования аттестационной комиссии, ее состав и порядок работы. Обязательным условием при формировании комиссии является в состав ее включать работников с тем, чтобы исключить возникновение конфликта интересов, негативно влияющего на принимаемые аттестационной комиссией решения.


Поскольку МОУ – бюджетное учреждение, то в состав аттестационной комиссии могут входить его работники, представители территориальных управлений министерства образования и науки Московской области, общественных организаций, органов самоуправления и представитель от профсоюза.

Основанием для аттестации каждого работника на соответствие занимаемой должности служит представление работодателя, в котором указываются такие данные: ФИО аттестуемого, указывается должность работника, дата заключения трудового договора, уровень образования и квалификации, сведения о дополнительном профессиональном образовании, итоги предыдущей аттестации, всесторонняя объективная характеристика деловых и профессиональных качеств педагогического работника, качество выполняемых им обязанностей.

В результате проведения всех оценочных мероприятий, комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности, о чем вносится запись в протокол, а затем издается приказ директора, с выпиской из которого работника знакомят под подпись не позднее, чем через три дня после ее составления.

Для более полной и объективной оценки деятельности аттестуемого работника, а также с целью определения размера стимулирующих выплат, в МОУ разрабатываются критерии на основе результативности и качества работы сотрудников. Критерии разбиты на несколько блоков (рисунок 2.2).

Как показано на рисунке, соответствие работника занимаемой должности и определение уровня стимулирующих выплат определяется пятью группами информации о работнике. Например, уровень квалификации определяется уровнем образования, показателями профессиональной компетентности, сведениями о повышении квалификации.

Рисунок 2.2 – Критерии результативности и качества работы работников

Результативность профессиональной деятельности включает результаты обучения обучаемых и воспитанников, созданными условиями для реализации творческих возможностей обучающихся и воспитанников, совершенствованием учебно-методического обеспечения, развитием материально-технической базы.

Блок 3 охватывает данные об уровне профессиональной и информационной культуры работника.

Результаты профессиональной деятельности работника описываются через его организационно-воспитательную деятельность.

Особенно важным является то, что в перечне показателей результативности прописаны и отрицательные показатели (блок 5). Это, например, наличие замечаний по исполнению функциональных обязанностей, наличие обоснованных жалоб родителей обучаемых и воспитуемых, нарушение сроков предоставления отчетности, пропуски занятий обучающимися без уважительных причин. Материалы блока 5 позволяют обосновано депремировать работника с одной стороны, и не допускать нарушений со стороны работника, с другой.


Таким образом, оценка персонала в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с законодательством, на основе локальных нормативных актов и позволяет не реже 1-го раза в пять лет определить, соответствует ли работник занимаемой должности или нет. Процедуры оценочные четко прописаны и позволяют качественно к ним подготовиться как аттестуемым, так и членам аттестационной комиссии, назначаемой руководством.

Недостатком такой системы оценки работников является наличие большого количества документации, сопровождающий этот процесс. Необходимость хранения аттестационных документов обязывает иметь шкафы, сейфы, файлы и другие средства оргтехники, что влечет за собой определенные неудобства: расходы финансовые, загруженность помещений и прочее.

Более того, процедура аттестации за многие годы ее осуществления превратилась в формально-организованное мероприятие, позволяющее проявиться субъективизму при оценке работников.

В соответствии с нормативными документами, с 2014 года, аттестация работников МОУ переведена на внутренний уровень, т.е. лично для руководителя учреждения возросла ответственность за организацию процесса, его содержательную часть и результаты оценивания компетентности сотрудников.

2.2 Методика аттестации педагогических работников

Оценить компетенции педагогических работников МБОУ возможно при помощи модели компетенций. Выполнить это можно различными подходами: от простого – скопировать готовую модель компетенций, до более сложного - выбрать из многих источников варианты и адаптировать под собственные нужды. Первый вариант является малоэффективным, поскольку миссия, цели и ценности у каждого учреждения индивидуальны. Ко второму мы прибегнем в настоящей главе исследования.

Специалисты в сфере кадрового менеджмента называют основные этапы разработки модели компетенций педагогических работников:

  1. Определить состав группы по разработке модели компетенций.
  2. Сформулировать цели и задачи для проектной группы, сроки выполнения этапов проекта.
  3. Сформировать перечень групп компетенций (организационные, профессиональные, управленческие) для педагогических работников МБОУ.
  4. Создать профиль каждой должности педагогических работников, т.е. эталон, определенный профессиональным стандартом для данной должности. Создание профиля компетенций для каждой должности педагогических работника процесс сложный, поэтому рассмотрим его поэтапно.

На первом этапе определяются критерии эффективности, т.е. определяется спектр знаний, умений и способностей, необходимых для эффективного выполнения возложенных обязанностей. Затем в перечень, возможно, будут внесены коррективы с учетом стратегии развития организации.

Следующим этапом является группировка компетенций по видам: корпоративные, профессиональные и управленческие. Их должно быть по 3-5 в каждом профиле и в пределах 7-ми компетенций по каждой группе. Очевидно, что для педагогических работников разных должностей управленческие компетенции будут разными.

На третьем этапе дается определение каждой компетенции и прописываются индикаторы поведения работника. Определение компетенции не должно допускать ее неоднозначного понимания и охватывать все ключевые задачи («функционал») должности.

Последующий этап посвящается выбору количественной шкалы оценки наличия компетенций у сотрудников. Здесь могут использоваться различные шкалы: уровневая – «минимальный», «достаточный», «высокий»; балльная – пятибалльная система: 1 балл – компетенция не выражена полностью (плохо выражена), 2 балла - выражена редко (не достаточно выражена), 3 балла - чаще не выражена (достаточно выражена), 4 балла - чаще выражена, чем нет (хорошо выражена), 5 баллов - сильно выражена (превосходно выражена).

При получении значения менее 3 баллов – сотрудника либо надо увольнять, либо переводить на другую должность, если это возможно, либо серьезно поработать над его обучением и развитием его управленческих способностей, если, например, по корпоративным и профессиональным компетенциям им получены высокие оценки.

Далее формулируются требования к доказательствам наличия компетенции. Обычно это 2-3 требования, определяющие наиболее высокий уровень владения компетенцией (максимальная оценка - 5 баллов). Далее определяются доказательства демонстрации компетенции по убывающей – например, два требования выполняется, а третье, выполняется менее, чем в 50% случаев, далее – одно требование выполняется всегда, второе – частично, а третье чаще вообще не выполняется и т.п. по нисходящей.

Дальнейший этап разработки профиля компетенций заключается в определении значения весовых коэффициентов («весов») для каждой компетенции, входящей в профиль должности. Для каждого МБОУ разные компетенции имеют различную значимость для успеха педагогического работника в конкретной должности, поэтому им присваиваются разные «веса». «Веса» компетенций выбираются так, чтобы отражалась значимость данной компетенции для конкретной должности. Сумма значений всех весовых коэффициентов по всем компетенциям в профиле конкретной должности должна составлять единицу или 100% (в зависимости от того какая размерность у весового коэффициента – долевая (0,1; 0,15; 0, 2 и т.п.) или процентная (10%, 15%, 20% и т.д.).